DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 15 Дек 2011 13:40

    На европейских перекрестках

    Германия является основным потребителем услуг белорусских автомобильных перевозчиков, не уступая первенство в этой сфере даже России. Уже этот факт говорит о том, насколько для наших стран важно развивать транспортно-логистическое сотрудничество. Успехи и проблемы совместной работы представители белорусской и немецкой сторон обсудили в Минске в начале октября на пятомДне немецкой экономики в Беларуси, который в этом году был посвящен теме «Транспорт и логистика».

    Нужна интеграция и западный опыт

    Как и Германия, Беларусь является классической транзитной страной, что создает отличные предпосылки для развития бизнеса в сфере грузоперевозок, а также для экономического роста страны в целом. Поскольку Таможенный союз и Единое экономическое пространство должны способствовать значительному увеличению товаропотока на нашей территории, важно дальнейшее развитие белорусской транспортно-логистической системы. В этом нам могли бы помочь как немецкие инвестиции, так и западный опыт. Например, ФРГ со времени «падения» Берлинской стены удалось сделать транспортную структуру Восточной Германии одной из самых современных в Европе, что благотворно влияет на экономическое развитие немецких регионов. По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла ФРГ в Беларуси доктора Кристофа Вайля, реализация планов по интеграции белорусской транспортной системы с панъевропейскими транспортными коридорами будет способствовать тому, что Беларусь займет одно из первых мест в индексе логистикиВсемирного банка.

    Включение Беларуси в надрегиональные транспортные коридоры, создание конкурентоспособных условий для трансграничного товаропотока и дальнейшее развитие транспортно-логистического сектора – это те факторы, которые определят меру участия Беларуси в международном разделении товаропотоков, считает Председатель правления Немецко-белорусского экономического клуба доктор Клаус Байер.

    Данную точку зрения полностью разделяет и белорусская сторона. Как заметил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Владимир Дервенков, Минтранс заинтересован в углублении партнерских связей между транспортными комплексами наших стран, в конструктивном сотрудничестве с правительственными и деловыми кругами ЕС, а также в дальнейшей интеграции белорусской транспортно-логистической системы в международные интермодальные коридоры.

    Примеряем роль «моста»

    Заместитель министра экономики Республики Беларусь профессор Андрей Тур отметил, что сфера транспорта и логистики выступает одним из важнейших факторов дальнейшего социально-экономического развития страны.

    Кризис 2009 года, ситуация неустойчивости в мировой экономике и возможная рецессия в 2012 году показывают, что сегодня экспорт готовой материальной продукции, на чем специализируются очень многие страны, становится невыгодным, – сказал А.Тур. – Эта проблема обостряется тем, что за последнее время цены на ресурсы значительно выросли, а цены на готовую материальную продукцию продолжают устойчиво снижаться. В силу этого в структуре цены любого материального продукта, который мы производим, 2/3-3/4 – это материальные затраты и только 1/4 – добавленной стоимости, а вот в услугах – наоборот. Чтобы экспорт был выгоден, нужно на единицу готовой материальной продукции экспортировать как минимум единицу услуг. Страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Корея) имеют очень показательную в этом плане структуру экспорта: 20% составляет готовая продукция, а 80% – услуги. По итогам 2010 года, в экономике Беларуси сфера услуг занимает долю в 43% ВВП, но нужно довести ее как минимум до 60%. Это стратегическая задача развития в ближайшее время. Доля транспорта у нас в экономике составляет 7,3-7,4% ВВП. Это основной сектор в сфере наших услуг и его потенциальное развитие очень важно. Формирующийся Таможенный союз, а с 1 января 2012 года – Единое экономическое пространство дают Беларуси колоссальные преимущества в этом отношении.

    По словам А.Тура, основной границей, которая соединяет страны ЕС с государствами Таможенного союза, является граница Беларуси и Польши от Бреста до Гродно . Через нее в последнее время мы ежегодно перевозим 100-110 млн т грузов, и это не считая нефти и нефтепродуктов. Беларусь находится на пересечении стратегически важных железнодорожных путей, автомагистралей, воздушных линий, трубопроводных транзитных транспортных систем… Страна должна играть роль «моста» между странами ЕС и Россией, регионами Балтийского и Черного морей. Но свой потенциал мы используем не в полной мере. Так, в рейтинге логистики Всемирного банка Беларусь с 74 места в 2007 году переместилась на 110 -е – в 2009. А в глобальном индексе 2010 года наша страна вообще отсутствует. Основная часть складов, расположенных на территории РБ, по степени оснащенности и техническому состоянию относится к категориям С и Dи используется не достаточно эффективно. Складов категории А и B, которые могли бы применяться в логистических технологиях, крайне недостаточно. Сегодня на уровень транспортно-логистических затрат транспортных и торговых предприятий негативно влияют неоправданно большие запасы материалов и готовой продукции на складах, а также слабая механизация погрузочно-разгрузочных работ. Если снизить удельный вес этих затрат до уровня стран с развитой логистической системой, экономия может составить более $2-2,5 млрд в год. Уровень транспортно-логистических затрат и рисков во многом определяет привлекательность нашей страны для транзита товаров.

    Опыт европейских стран, по словам А.Тура, показывает, что успешное функционирование логистической системы снижает общие издержки при транзите грузов на 12-15%, что приносит экономическую выгоду практически всем – и грузоотправителям, и грузополучателям, и международным перевозчикам.

    Барьеры на пути. В обоих направлениях

    В Германии произведено более 25% подвижного состава и более 60% полуприцепов, используемых белорусскими транспортно-экспедиционными компаниями. Импортная техника, по словам председателя Белорусской ассоциации автомобильных перевозчиков Николая Борового, «позволяет повышать уровень и качество услуг и улучшать нашу работу». Но Н.Боровой также заметил, что ни один вид транспорта – ни морской, ни железнодорожный – не регулируются так сильно, как автомобильный. Его работу и доступ к международному автомобильному рынку регулируют свыше трех десятков международных конвенций, различные двусторонние соглашения, разрешения, для получения которых нужно готовить много «совершенно формальной» документации. В качестве еще одного барьера на пути к международному рынку Н.Боровой назвал получение виз водителями. При этом, по его словам, около 90% двустороннего рынка перевозок товаров между Беларусью и Германией принадлежит автомобильному транспорту из Беларуси.

    В свою очередь немецкие перевозчики недостаточно активны на нашем рынке не только из-за проблем с транспортной инфраструктурой и придорожным сервисом, но и из-за тех же «формальных» сложностей. Как заметил аналитик, проект-менеджер Немецкой экономической группы Франк Майсснер, таможенное оформление, необходимость постоянного получения визы для западноевропейских водителей – это формальности, которые мешают использовать Беларусь как транзитную страну. Опрос немецких грузоперевозчиков показал, что им мешают высокие затраты и очень сложные административные требования. Положительного влияния Таможенного союза немецкая сторона пока не ощущает. «Но мы оптимистически настроены и думаем, что в течение следующих месяцев на вашей территории будут достигнуты успехи», – сказал Ф.Майсснер. Немецкие экономисты считают, что основная конкуренция в сфере предложения транспортных услуг в нашем регионе разворачивается между Польшей, Украиной и Латвией, от которых Беларусь значительно отстает.

    Сети белорусских автомобильных и железных дорог имеют высокую степень износа, доля амортизированного основного капитала по автомобильным дорогам – 41% (в Германии – 23%). При этом темп обновления основных фондов составляет 3,4% в год, и является самым низким среди всех секторов белорусской экономики. Показатель грузооборота на одного работника в Беларуси почти не изменился с 2000 года – он в 5 раз меньше, чем в Германии, и втрое меньше, чем в Польше. Лучше ситуация с железнодорожным транспортом, который в отличие от ЕС в Беларуси занимает доминирующее положение в структуре транспортных услуг, и его доля составляет около 74% грузооборота. Благодаря росту объемов транспортных услуг при одновременном снижении численности занятых, в эффективности железнодорожных перевозок Беларусь уже догнала Польшу.

    Повысить доходность и эффективность транспортной сферы, по мнению немецких исследователей, поможет дальнейшая модернизация дорог и транспортного фонда, наращивание объема сопроводительных услуг, строительство логистических центров, гостиниц и улучшение придорожного сервиса. Важна также активизация сотрудничества между Беларусью и международными транспортно-экспедиционными компаниями, направленного на импорт ноу-хау.

    Тему привлечения в белорусскую транспортную отрасль прямых иностранных инвестиций затронул руководитель отдела России, Восточной и Юго-Восточной Европы, Турции и Центральной Азии Немецкого союза промышленно-торговых палат Тобиас Бауманн. По его словам, немецкая сторона положительно оценивает надежность белорусских партнеров, хорошую квалификацию рабочей силы, близость рынка и преимущества, которые открывает Таможенный союз. Но, с другой стороны, немецкие компании жалуются и на сложности в реализации проектов, когда они «застревают» где-то на местном уровне и не идут дальше. Т.Бауманн отметил, что многое в Беларуси поменялось в лучшую сторону, о чем говорят некоторые позиции страны в рейтинге Всемирного банка «Doingbusiness». Эти индикаторы представляют собой позитивный сигнал для инвесторов. Но Беларуси еще есть над чем работать. Хотя часто разделяют экономику и политику, последняя также является важным фактором, формирующим доверие инвесторов. Малый и средний бизнес Германии осторожничает, присматривается к нашей стране, ждет от белорусского рынка надежности и стабильности.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by