DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 15 Дек 2011 13:28

    «Есть основания для оптимизма»

    «Дело»: Андрей Владимирович, как Вы оцениваете динамику развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь и Федеративной Республики Германия в последние годы?

    Андрей Гиро:Судите сами: в 2002 году двусторонний торговый оборот впервые в истории белорусско-германских отношений превысил отметку в $1 млрд. Через 6 лет, т.е. в 2008-м, этот показатель составил $3,6 млрд. А сегодня мы исходим из того, что в 2011 году товарооборот превысит $4 млрд. Согласитесь, что четырехкратный рост взаимной торговли в течение девяти лет – это более чем солидный результат. Существенно расширился ассортимент товаров, участвующих в товарообороте. Сегодня мы поставляем в ФРГ продукцию почти 400 наименований. Немаловажно и то, что за эти годы нам удалось почти в 4 раза нарастить объемы нашего экспорта в Германию, рынок которой является одним из наиболее сложных в мире. Он характеризуется беспрецедентно напряженной конкурентной средой при наличии огромного количества технических барьеров, связанных с доступом на него. За эти годы существенно укрепилась «ткань» торгово-экономических связей, которую создавали белорусские и германские партнеры, устанавливая побратимские отношения между городами, подписывая договоры о сотрудничестве между торговыми палатами, объединениями предпринимателей. Заметно расширилось наше бизнес-присутствие в Германии, а немецкие компании укрепили свои позиции в Беларуси. Другими словами, за последние годы пройден солидный путь, которым могут гордиться и белорусы, и немцы.

    Разумеется, не все радужно на этом пути. К сожалению, были и периоды некоторого охлаждения, в первую очередь, в политической сфере. Это неизбежно оказывало влияние на торгово-экономическую сферу. Но с учетом общей динамики развития двусторонней торговли, заинтересованности, которую проявляют и белорусские, и германские компании к развитию взаимовыгодного сотрудничества, у нас есть все основания с оптимизмом смотреть в будущее.

     

    «Д»:  Какие совместные двусторонние проекты реализуются? В каких сферах экономики для нашей страны особенно важны опыт и помощь Германии?

    А.Г.:Экономические связи с Германией весьма многогранны, они характеризуются наличием значительного количества сфер взаимодействия. Об этом наглядно свидетельствуют следующие цифры: в Беларуси в настоящее время работают почти 350 предприятий
    с участием немецкого капитала и порядка ста представительств германских компаний, в т.ч. концернов с мировым именем – «Siemens», «Bosch», «BASF» и других. Совместные проекты реализуются в самых различных сферах: в машиностроении, производстве медицинской и оптической продукции, энергетике, логистике и др. Это – и поставки высокотехнологичного оборудования для модернизации наших предприятий, и производственная кооперация, и прямые инвестиции в различные сектора белорусской экономики. Среди актуальных проектов, реализуемых германскими компаниями в нашей стране, можно назвать возведение ветропарка с участием фирмы «Enertrag», строительство дрожжевого завода (инвестор – компания «Uniferm»), создание предприятий по сбору, сортировке и утилизации коммунальных отходов (инвестор – Remondis).

    Развивается сотрудничество с федеральными землями, углубляются побратимские отношения между городами Беларуси и ФРГ, заключаются соглашения о партнерстве. Работают такие инструменты координации двусторонних связей как Белорусско-Германский совет экономического сотрудничества, неправительственный Белорусско-Германский совет делового сотрудничества, Белорусско-Германская рабочая группа по научно-техническому сотрудничеству.

    Поддержка экспорта, развитие инноваций, промышленность, энергетика – для белорусской экономики эти сферы имеют решающее значение. Именно в этих сферах ФРГ уже достигла значительных успехов, эти направления выступают сегодня движущей силой германской экономики, ее локомотивами.

    Формат нашего интервью не позволяет рассмотреть все интересующие нас направления сотрудничества с Германией. Поэтому вкратце остановлюсь на одном, наиболее интересном и перспективном – энергетике. Наши страны находятся в схожем положении с точки зрения зависимости от импорта энергоресурсов. Однако Германии удалось сделать гигантский скачок в развитии возобновляемых источников энергии. Как известно, именно на альтернативную энергетику сделана ставкав новой энергетической политике ФРГ. Кроме этого,
    на сегодняшний день ФРГ уже является мировым лидером по производству и эксплуатации ветрогенераторов. В принципиальном плане реализация совместных проектов с Германией в энергетической сфере является решением сразу нескольких важнейших задач – это
    и доступ к передовым технологиям, и инвестиции, и повышение энергоэффективности, и диверсификация источников поставок энергоресурсов.

     

    «Д»:  Насколько эффективно белорусские компании участвуют в немецких выставочно-ярмарочных мероприятиях?

    А.Г.:Посольству непросто оценить эффективность участия предприятий в выставках и ярмарках. Ведь в силу разных причин мы, как правило, видим лишь вершину айсберга. По нашему мнению, оценить эффективность собственной работы на выставке могут только сами компании, сопоставив цели, которые они ставили перед собой, с достигнутыми результатами. При этом, конечно же, не следует забывать о том, что эффект от участия в выставке никогда не бывает мгновенным. Он может сказываться в течение нескольких лет.

    По мнению Посольства, предприятия еще не до конца ощутили важность, возможности и преимущества выставочно-ярмарочной деятельности в Германии.

    Между тем, Беларусь активно работает на таких международных форумах как «Зеленая неделя», Ганноверская ярмарка, Франкфуртская книжная ярмарка, «Хаймтекстиль», «Ануга» и др. Белорусские предприятия –частые гости крупнейшей в мире международной выставки в сфере информационных и телекоммуникационных технологий «CeBIT». В то же время на протяжении последних лет мы не представленына крупнейшей туристической выставке «ITB».Принимая во внимание репутацию этой выставки как важнейшего события в сфере индустрии туризма, крупнейшего международного форума для установления коммерческих связей и обсуждения ключевых вопросов отрасли, мы считаем неучастие в ней серьезным упущением возможностей по презентации и продвижению национального туристического потенциала на германском и международном рынке туристических услуг.

     

    «Д»:  Какие белорусские компании наиболее ярко представлены на рынке ФРГ?

    А.Г.:Интенсивное развитие двусторонних экономических связей и, в частности, наращивание нашего экспорта в ФРГ не были бы возможны без нашего физического присутствия в Германии, т.е. без формирования товаропроводящей сети. На сегодняшний день в ФРГ действуют дочерние структуры семи белорусских субъектов хозяйствования. Продвижением металлургической продукции, которая, кстати, является одной из основных статей экспорта, занимается расположенная в Берлине компания «Белашталь» – дочерняя структура Белорусского металлургического завода. Работу предприятий нефтехимической отрасли, которые также вносят серьезный вклад в увеличение нашего экспорта в ФРГ, координирует представительство концерна «Белнефтехим». Поставки тракторов и комплектующих на германский рынок осуществляет «дочка» Минского тракторного завода – компания «Белимпекс». Коммерческую деятельность в сфере экспорта транспортных услуг ведут представительство НАК «Белавиа» и компания «БМА Шпедитион» (дочерняя структура ОАО «Белмагистральавтотранс»).Представительство БелТПП в Лейпциге оказывает помощь членам палаты в поисках партнеров в Германии, участии в выставках и мероприятиях экономического профиля. Работу по привлечению кредитов и сопровождению кредитных сделок осуществляет представительство АСБ «Беларусбанк» во Франкфурте-на-Майне. Не следует также забывать о многих десятках германских компаний-партнеров, которые выполняют на германском рынке дистрибьюторские и дилерские функции и тоже вносят важный вклад в наращивание нашего экспорта в ФРГ. К примеру, только одна фирма «Белимпекс» имеет сбытовую сеть из 60 компаний-дилеров.

    «Д»:  Какие шаги планируется предпринять для дальнейшего расширения сотрудничества между нашими странами? Какие направления этого сотрудничества наиболее перспективны?

    А.Г.:Торгово-экономическое сотрудничество с Германией развивается в рамках общегосударственной внешнеэкономической политики, ключевыми моментами которой являются развитие белорусского экспорта и привлечение зарубежных инвестиций. Необходимость решения этих задач определяет требования к характеру белорусско-германских экономических отношений и диктует общую направленность шагов по их расширению. В то же время специфика каждой страны заставляет не только использовать адекватные ей формы и методы работы, но и искать наиболее перспективные направления сотрудничества.

    Опыт долговременных экономических связей в целом подтвердил жизнеспособность действующих схем сотрудничества с Германией как на межгосударственном уровне, так и уровне субъектов хозяйствования. Межправительственный диалог в рамках Белорусско-Германского совета экономического сотрудничества, взаимодействие на региональном уровне путем обмена делегациями деловых кругов, прямые контакты между фирмами и предприятиями доказали свою эффективность. Совместные мероприятия в форме форумов, круглых столов, информационных дней стали устоявшейся практикой.

    В то же время в архитектуре двусторонних связей образовался некоторый пробел. Формат и периодичность совместных мероприятий не позволяют создать постоянно действующую площадку для обсуждения текущих проблем и методов их оперативного решения, презентации взаимовыгодных проектов, предложений и запросов.

    При создании межправительственного совета подразумевалось, что роль таких площадок будут играть отраслевые рабочие группы. Они были созданы и некоторое время достаточно плодотворно действовали. Однако со временем интерес к ним исчез как у белорусской, так и у немецкой сторон. Основной причиной стала неадекватность представительства сторон в группах, вытекающая из специфики экономик обеих стран, одна из которых (германская) базируется практически исключительно на частной форме собственности, а другая – белорусская – на смешанной с преобладанием государственной.

    Кроме того, основной структурой выработки промышленной политики в Германии являются добровольные союзы предприятий отрасли, а в Беларуси – министерства и концерны, т.е. органы государственного управления. Естественно, отраслевые союзы и министерства имеют либо разные задачи, либо используют в своей работе иные методы их решения. Трудность заключается также в том, что в Беларуси отраслевых союзов в германском понимании вообще нет, а в Германии отсутствуют аналоги многих белорусских отраслевых министерств и концернов.

    Для восполнения этого пробела в конце прошлого года был создан неправительственный Белорусско-Германский совет делового сотрудничества, который в текущем году провел свое первое заседание. Посольство очень надеется на плодотворность созданной площадки сотрудничества предпринимательских структур Беларуси и ФРГ.

    Вместе с тем, очевидно, что этот совет является только первым шагом на пути создания новой архитектуры экономического сотрудничества между нашими странами. Опыт Германии и других европейских стран показывает, что наиболее эффективное сотрудничество достигается через тесное взаимодействие объединений, ассоциаций, союзов. В Беларуси начали создаваться первые холдинги – аналоги германских концернов. Представляется, что они могут создать предпосылки для создания мощных отраслевых союзов – достойных представителей белорусского бизнеса в рамках двусторонних рабочих групп. Это позволит вдохнуть новую жизнь в их деятельность.

    Назрела острая необходимость критического пересмотра торговых отношений. По данным статистики, в номенклатуре белорусского экспорта в ФРГ сотни позиций, однако основные объемы дают менее десяти из них.

    Попытки экстенсивного наращивания экспорта в рамках сложившейся товарной структуры – тупиковый путь. Рост цен на сырье и энергоносители, повышение стоимости рабочей силы быстро ликвидируют ценовые преимущества белорусских товаров – их основной козырь конкурентоспособности на германском рынке. Беларусь продекларировала инновационный путь развития, однако ожидать его результатов в виде роста экспорта вряд ли можно быстро. Новые продукты ведь еще надо будет выводить на очень требовательный германский рынок.

    Эффективным путем решения проблемы может стать привлечение прямых германских инвестиций. И не столько в денежной форме, о чем чаще всего просят белорусские предприятия, сколько в технике, технологиях, методах управления производством и продажами. Важнейшим фактором сотрудничества в среднесрочной перспективе должно стать налаживание германскими фирмами в Беларуси экспортоориентированных производств, причем не только готовой продукции, но и широкого спектра комплектующих. Производство последних для немецких предприятий и предприятий других европейских стран может принести немалые выгоды. Это способствовало бы и углублению производственной кооперации, и взаимному переливу капиталов.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by