Delo.by,

    Комментарии 19 Мар 2014 14:16

    Юрий Зиссер. Приватизация как путь в преисподнюю

    Принято считать, что белорусские государственные предприятия – лакомый кусок для иностранных инвесторов. Мол, стоит лишь объявить приватизацию – их раскупят, как мороженое летом. Так могло быть в 90-х, когда они еще были новыми и хоть с натяжкой, но выпускали конкурентоспособную продукцию. Сегодня, в большинстве случаев, – это делать уже поздно.

     

    Юрий ЗИССЕР,

    Председатель общего

    собрания участников

    ООО «Тут Бай Медиа».

    Специально для «Дела».

    Западные эксперты считают наши государственные предприятия непривлекательными для инвестиций. Последние попытки прикупить принадлежащую нашему государству промышленную собственность чаще всего предпринимают российские концерны, которым наш хлам из прошлого тысячелетия сгодится для покрытия географии бизнеса, получения контроля над смежниками или в целях государственной безопасности.

    Поэтому я как-то сыронизировал по поводу названия Национального агентства по приватизации, перефразировав его руководителю крылатую цитату из бессмертного кинофильма «Гараж»: «Поздравляю! Вы занимаетесь тем, чего нет». Вспоминается  и анекдот о «неуловимом Джо», который неуловим оттого, что никому не нужен.

    Но посмотрим на опыт приватизации у наших западных соседей, где и качество продукции было повыше, и приватизация началась больше двадцати лет назад. Так ли все радужно? Например, в Польше реформа Бальцеровича по большей части не справилась с крупными государственными монстрами. Так, бывший город текстильщиков с 700-летними ткацкими традициями Лодзь по уши погряз в безработице. Многие жители уехали, оставшиеся ездят на работу в Варшаву. Символично и банкротство Гданьской судоверфи, с которой простой электрик с четырьмя детьми Лех Валенса начинал свое восхождение на вершину власти. На Варшавской бирже сегодня котируются частные бизнесы, построенные, по большей части, с нуля.

    В Латвии обанкротились два крупнейших промышленных предприятия, продукцией которых пользовался каждый советский человек – RAF и VEF. В СССР любой микроавтобус назывался «рафиком», а радиоприемники «Спидола» считались стандартом. По иронии судьбы последним для RAF стал автомобиль для перевозки покойных для московской службы скорой помощи в 90-х. Сегодня полуразрушенные цеха обоих заводов, на которых работали десятки тысяч рижан, используются в качестве торговых площадей и для сдачи в аренду, а граждане Латвии разъехались по Европе в поисках работы.

    Правда состоит в том, что эти монстры десятилетиями выпускали неконкурентоспособную продукцию, часто распространявшуюся по разнарядке между странами победившего социализма. Условия свободного рынка их задушили. Больной не выдержал свежего воздуха и перевозки на «скорой». Случись сегодня тотальная приватизация, очень скоро приватизированные заводы (если на них найдется покупатель) обанкротятся, а их работники выйдут на улицы, привычно требуя себе социалистических благ на тарелочке с голубой каемочкой.

    Поэтому в наших условиях представляется мудрым сохранить для них относительно тепличные условия и прежние рынки сбыта, прежде всего – пока еще доступный российский, чтобы они смогли дожить привычным для себя образом, до конца вырабатывая свой ресурс. Их невозможно переделать и лучше оставить в покое.

    Как же тогда быть нам? Развивать свой собственный бизнес. Засучить рукава, не дожидаясь распоряжений, указов, декретов. Частный бизнес – дело самих граждан. Мы же сами хотим, чтобы государство не вмешивалось, так почему ждем приказа и разнарядки?

    Постепенно, в течение 15-20 лет, частный сектор в Беларуси станет превалирующим. В нем будет занята молодежь и поколение среднего возраста. За это время старшее поколение выйдет на пенсию, и «проблема приватизации» исторически решится сама собой. Без приватизации.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by