Delo.by,

    Комментарии 8 Окт 2014 15:05

    Жизнь взаймы. Продолжение следует?!.

    В 2014 году Беларусь проходит пиковую нагрузку по выплатам внешних долгов. Однако госдолг страны в текущем году не снижается, а, наоборот, прирастает

    Игорь Велентей,

    специально для «Дела»

    Экономическая теория учит, что внешний государственный долг играет значимую роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают существенное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.

    В конечном итоге, как писал один из крупнейших политиков XX века Уинстон Черчилль, «репутация державы точнее всего определяется той суммой, которую она способна взять в долг».

    Эта теория подтверждается практикой. Повсеместно в экономических новостях проскальзывают упоминания о том, что, например, в США из-за дискуссий в местном парламенте о лимитах внешней задолженности разразился бюджетный кризис.

    В европейских странах еще со времен Маастрихтских соглашений динамика внешнего госдолга является объектом пристального внимания со стороны экономических властей. А в условиях мирового финансово-экономического кризиса состояние внешней задолженности некоторых стран (напр., Греции, Португалии) и вовсе превратилось в основной макроэкономический индикатор.

    Однако в Беларуси ситуация отличается от общепринятых теорий. Экономические власти редко озвучивают для широкой публики конкретные показатели внешнего долга. Состоянием внешнего госдолга в Беларуси интересуются, за исключением профильных финансистов, пожалуй, лишь те, кто преследует преимущественно академический интерес. А среднестатистический белорус знает о состоянии внешней задолженности своей страны максимум то, что «в 2014 году Беларусь проходит пиковую нагрузку по выплатам внешних долгов».

    Причины и следствия

    Разница в подходах кроется в различных экономических условиях образования внешних долгов в Беларуси и иных странах, сложившихся в последние 20-25 лет.

    Европейские страны пользовались всеми преимуществами объединенного денежного рынка и рынка ссудных капиталов, а казначейские облигации США, поддержанные фактическим статусом доллара США как мировой валюты, обладали репутацией абсолютно ликвидных ценных бумаг. На этой основе наблюдался рост внешней задолженности этих стран, способствовавший, кстати, их экономическому росту.

    В Беларуси же охлаждение отношений с Международным валютным фондом (МВФ) и другими международными финансовыми организациями со второй половины 90-х годов прошлого века не оставляло возможностей для прироста внешних заимствований, в том числе и на двусторонней основе с иными странами.

    В этих условиях белорусские экономические власти, жестко ограниченные в возможностях по внешним займам, удовлетворяли свои потребности по финансированию бюджетных дефицитов за счет кредитов Нацбанка и привлечения средств отечественных коммерческих банков.

    Поэтому основной объем внешнего госдолга Беларуси до 2009 года – это старая, начала 90-х годов задолженность перед МВФ, льготные кредиты, предоставленные Российской Федерацией, и незначительные по сумме кредиты, предоставленные на двусторонней основе другими странами.

    И лишь в 2008-м произошедшее потепление в отношениях с МВФ позволило властям получить доступ к кредитным ресурсам в рамках программы стенд-бай.

    Напомним, в январе 2009 года Беларусь получила $2,5 млрд. кредита в рамках 15-месячной программы стенд-бай с МВФ на цели компенсации дефицита платежного баланса, при этом лимит кредитования в июне 2009-го был увеличен до $3,6 млрд. К этому времени (в 2007-2008 гг.) уже были получены и учтены в составе внешнего госдолга новые кредиты, предоставленные Российской Федерацией, на общую сумму около $2,5 млрд. А в 2009-м на счета Минфина Беларуси был перечислен очередной транш этого кредита на сумму $500 млн.

    Полученный Беларусью в 2007 году суверенный кредитный рейтинг и накопленная кредитная история в рамках отношений с МВФ позволили, наконец, выйти на рынок евробондов и разместить в июле 2010-го дебютные еврооблигации на сумму $600 млн., а в августе этого же года провести доразмещение еще на $400 млн. Кроме того, в январе 2011 года Минфин Беларуси повторно вышел на рынок евробондов и реализовал ценных бумаг на сумму $800 млн.

    Суровая реальность

    В результате по состоянию на 1 января 2014 года внешний государственный долг нашей страны составлял $12,4 млрд. При этом 82% этой суммы сформировали накопленные кредиты, в том числе задолженность страны перед МВФ по полученным ресурсам в рамках программы стенд-бай, 14% – долговые ценные бумаги, в том числе оставшиеся до погашения евробонды, и 4% – иные обязательства, классифицируемые как внешний госдолг.

    Однако, несмотря на то, что на 2013-2015 гг. приходятся пиковые выплаты по внешнему госдолгу, внешний госдолг в текущем году не снижается, а прирастает. Удачные договоренности о новых кредитах с Российской Федерацией позволяют без ущерба для уровня резервных активов погашать старые долги.

    В частности, Минфин информирует о том, что, в январе-июне 2014 года привлечены новые внешние государственные займы на сумму $2,4 млрд. Основным кредитором, как и следовало полагать, выступила Российская Федерация.

    На погашение внешнего государственного долга с начала 2014 года направлено $1,5 млрд. Основные суммы пошли на выплаты по кредиту стенд-бай МВФ ($691,8 млн.), а также по более ранним кредитам Правительства Российской Федерации и Банка ВТБ Российской Федерации ($577,5 млн.).

    Между тем, чрезвычайные меры по рефинансированию внешнего долга не спасли международные резервы Беларуси от снижения. По данным Нацбанка, за I полугодие 2014 года они снизились на $225 млн. В том числе по позиции «резервные активы в иностранной валюте» – на $726 млн. И, учитывая, что за истекший период года внешним кредиторам возвращена лишь половина суммы, предусмотренная графиками платежей на 2014 год, в дальнейшем снижение уровня валютных резервов будет только нарастать.

    В этих условиях Министерство финансов осуществляет рефинансирование долга, скорее, в качестве вынужденной меры. Очевидно, что подобные инструменты не рассматриваются как оптимальный вариант экономической политики, и погашение старых займов за счет привлечения новых не является действительно желаемой тактикой. Ведь результатом такого выбора становятся более высокие бюджетные издержки по обслуживанию долга, особенно в условиях ухудшающегося кредитного рейтинга.

    Когда издержки становятся существенными, это начинает создавать ограничения для проведения эффективной фискальной политики. С учетом существующих неблагоприятных условий заимствований для Беларуси на внешних рынках желание снизить масштабы рефинансирования долга представляется вполне обоснованным.

    Тем более это подтверждается нормативами экономической безопасности. Хотя до настоящего времени показатели экономической безопасности в части государственного долга, принятые в Беларуси, остаются в области некритического значения, динамика их изменения свидетельствует о нарастании рисков.

    Способность отечественной экономики генерировать в долгосрочном периоде стабильную валютную выручку на основе экспорта товаров и услуг представляется весьма сомнительной. По данным Белстата за январь-май 2014 г. сальдо торгового баланса (включая услуги) хоть и сохранило пока незначительное положительное значение ($425 млн., или 1,5% ВВП), но находится на критической отметке.

    По оценкам экономических властей, в текущем году отрицательное сальдо платежного баланса будет только нарастать, и достигнет пика в IV квартале 2014 года, по мере вступления Беларуси в фазу активного потребления энергоресурсов в связи с наступлением отопительного сезона. По обновленной оценке Министерства экономики, на 2014 год сальдо внешней торговли прогнозируется отрицательным – на уровне -0,8% ВВП.

    Выход есть?

    Источником привлечения в страну валютных средств как основы для выплат внешнего долга без использования инструментов рефинансирования могли бы стать поступления от приватизации государственной собственности иностранным инвесторам.

    Еще в 2013 году Президент заявил, что «может быть продано любое предприятие, при условии, что такая продажа осуществляется по рыночной стоимости и с соблюдением правил проведения приватизации».

    Кроме того, никто не отменял задания Совету министров по поступлению иностранных инвестиций в 2014 году в объеме $2 млрд. Поэтому у правительства существуют все  необходимые права, полномочия и стимулы по распоряжению государственным имуществом для привлечения в страну иностранных инвестиций.

    Однако ситуация сегодня говорит о том, что этот источник в текущем году, вероятнее всего, так и останется перспективным. В частности, признан несостоявшимся конкурсный отбор инвестора для участия в приватизации принадлежащих Республике Беларусь акций ОАО «Гродно Азот». До сих пор осуществляется поиск желающих приобрести контрольный пакет акций СООО «МТС». Не ясны перспективы продажи предприятий оборонного комплекса – ОАО «Пеленг», ОАО «МЗКТ», ОАО «ИНТЕГРАЛ».

    Поэтому фактически единственным инструментом, использованным правительством и Нацбанком для снижения внешнего госдолга, является перевод обязательств из категории внешнего госдолга в категорию внутреннего.

    Основой для этого является механизм, при котором средства банков и иных юрлиц посредством покупки государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, зачисляются на счета Министерства финансов. В частности, как информирует Минфин, за январь-июнь 2014 года размещено внутренних государственных облигаций для юридических лиц на сумму $223,9 млн. и €43,7 млн.

    Кроме того, как показала практика, отечественные банки активно работают на внешних рынках по привлечению иностранных кредитных линий. Тенденция привлечения средств нерезидентов банками, не исключено, будет и дальше развиваться при активной поддержке правительства и Нацбанка. И в перспективе можно прогнозировать закрепление и рост такой тенденции, в том числе путем вливания российским банками ресурсов в свои белорусские дочки.

    Одним из последствий введения экономических санкций со стороны США и стран Евросоюза в отношении российских банков эксперты уже назвали отток российского капитала из стран Европы. И образовавшаяся в российской банковской системе избыточная ликвидность вполне может устремиться на белорусский рынок.

    Как бы то ни было, Минфин в рамках начавшейся работы по подготовке проекта бюджета на 2015 финансовый год уже объявил об ограничении политики заимствований в будущем году. По информации этого финансового органа, в 2015 году планируется привлечение межгосударственного кредита на $1 млрд., а также организация заимствований на внутреннем рынке в размере $500 млн. При этом потребность бюджета в валютных ресурсах для погашения внешнего госдолга на будущий год немногим превышает Br3 млрд.

    При условии принятия соответствующих решений в области политики заработных плат для стерилизации увеличения рублевой денежной массы также потребуется иностранная валюта. Сочетание этих факторов формирует значительную потребность белорусской экономики в валютных активах.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by