Delo.by,

    Комментарии 2 Апр 2014 12:05

    Жесткая посадка. Почему белорусская экономика основательно «присела»?

    В 2013 году белорусская экономика основательно присела: прирост ВВП на 0,9% -- более чем скромный результат. Сначала 2000-х хуже показатель был только в 2009-м (+0,2%). Но если тогда все можно было списать на мировой финансово-экономический кризис, то сейчас мы, скорее, имеем дело с кризисом нашей модели хозяйствования.

    Андрей Кураленя,

    специально для «Дела»

    Балласт и шарики

    Если бы не рост налогов в 2013 году (а они сформировали 12,5% ВВП), ситуация была бы еще плачевнее. Ведь валовая добавленная стоимость (ВДС), динамика которой и отражает положение дел в экономике, приросла всего на 0,5%. По ВДС минусовали такие крупные секторы, как транспорт и связь (-1,2%), сельское и лесное хозяйство (-4,2%), обрабатывающая промышленность (-5,1%).

    Таким образом, основным балластом белорусской экономики в 2013 году оказался реальный сектор, в частности, промышленность. И дело не только в «нефтянке», просевшей из-за союзнических разборок и нестабильной мировой конъюнктуры. По данным Белстата, стоимостные объемы также снизились в химическом производстве (-17,8%), выпуске целлюлозы, бумаги и изделий из нее (-7,4%), металлургии (-6,1%), производстве транспортных средств и оборудования (-5,2%), текстиля и швейных товаров (-2,4%), кожи, изделий из нее и обуви (-2,3%). При этом оценивать общую картину следовало бы с поправкой на заметно возросшие складские запасы нашей промышленности -- с 56,5% к среднемесячному объему производства по состоянию на первое января 2013 года до 70,2% на начало 2014-го. Здесь в «лидерах» все те же: кожевенная и обувная отрасли, металлургия, машиностроение, деревообработка, текстильное и швейное производство.

    Рост ВВП обеспечен преимущественно за счет строительства, где ВДС приросла на 6,1%, и торговли -- на 10,5%. Иными словами, «шариком», толкающим экономику вверх, вновь выступило внутреннее потребление, что сложно назвать достижением. Скорее, это фактор повышенного риска в краткосрочной перспективе. С одной стороны, спрос обеспечен усилением финансирования государственных программ, в том числе в жилищном строительстве, с другой -- опережающий рост зарплат над производительностью труда негативно сказался на финансово-экономических показателях предприятий. К тому же, внутреннее потребление помогло вновь поднять голову импорту, что вкупе с повышенным спросом на иностранную валюту поддерживало напряжение на валютном рынке, и в целом в кредитно-денежной системе страны.

    Для экономических властей неприятность ситуации заключается в том, что ее сложно списать на мировые катаклизмы. Несмотря на некоторые сложности в ЕС и ряде других регионов планеты, в 2013 году глобальный ВВП, по оценкам МВФ, вырос на 3%, в том числе экономики развитых стран совокупно добавили 1,3%, развивающихся -- 4,7%. Относительно уважительной причиной является замедление экономического роста у наших основных торгово-экономических партнеров. В частности, ВВП России по итогам прошлого года добавил всего 1,3% против 3,4% в 2012-м, но его динамика оказалась все же лучше, чем у Беларуси. То же можно сказать и об остальных странах СНГ, за исключением Украины, ВВП которой остался во флэте (100% к уровню 2012 года).

    Из всего этого можно сделать простой логический вывод: причины жесткой посадки нашей экономики следует искать не за пределами, а внутри Беларуси.

    Королевство кривых зеркал

    Одна из очевидных, казалось бы, предпосылок замедления ВВП -- непростая макроэкономическая ситуация в стране, в частности, сохраняющееся напряжение на валютном рынке. При ставке рефинансирования, которая в течение 2013-го находилась в пределах 23,5-30%, предприятиям было объективно сложно проводить активную инвестиционную политику, а также кредитоваться под текущую деятельность. По логике рынка, дороговизна заемных рублевых ресурсов должна была подавить инвестиционную активность в стране, но официальная статистика этого не зафиксировала. Темп роста инвестиций в основной капитал составил 107,4% к уровню 2012 года, в том числе затраты на приобретение машин, оборудования и транспортных средств -- 105,4%. При этом требования банков к экономике приросли и вовсе на 28,5%, превысив целевое значение, определенное на уровне 17-20%.

    Как и в прежние годы, белорусскую экономику продолжили накачивать деньгами, хотя это все равно не поспособствовало оживлению. Похоже, что усадить ее на «пятую точку» помогла не столько дороговизна кредитов, сколько неэффективное использования средств, а в более широком смысле -- неэффективность модели хозяйствования.

    Определяющим для нашей открытой экономики становится фактор ее конкурентоспособности. Но то, что, например, составители рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) в упор не видят Беларусь, уже о чем-то говорит. Восполнить пробел в прошлом году попытался Исследовательский центр ИПМ. Использовав методологию ВЭФ, он вывел индекс конкурентоспособности страны на уровне 4,11 баллов. Это примерно соответствует 77-му месту в глобальном рейтинге среди 148 стран в 2013-2014 годах, которое в рейтинге занимает Марокко. Что, признаем, неплохо. Мы несколько уступаем России (64-е место), но обгоняем Украину (84-е). С таким показателем Беларусь вроде бы не должна испытывать особых затруднений во внешней торговле, по крайней мере, на традиционных для нас рынках. Но ведь испытывает.

    В 2013 году экспорт товаров в стоимостном выражении упал на 19,2%. Опять-таки дело не только в «нефтянке». Поставки сократили сельское и лесное хозяйство (-2,3%), производители резиновых и пластмассовых изделий (-3,4%), электро-, электронного и оптического оборудования (-8,1%), металлурги (-8,9%), производители машин и оборудования (-13,6%), транспортных средств (-23,5%), химической продукции (-27,5%).

    А вообще к нашим успехам в разного рода рейтингах надо относиться как минимум с осторожностью. Рывок Беларуси за 7 лет в одном из наиболее авторитетных -- DoingBusiness-- со 129-го на 63-е тоже должен был серьезно стимулировать деловую активность и поддержать экономический рост.

    Возможно, фокус в том, что методологии подобных исследований рассчитаны на привычную миру рыночную экономику. В нашем же случае формальное соответствие тем или иным аспектам оценки международных институтов преломляется и искривляется особенностями белорусской модели и макроэкономической политики. Отсюда и результат -- как общий, так и частный.

    Например, все тот же Исследовательский центр ИПМ, проанализировав зависимость между иностранными инвестициями на душу населения и позицией стран в DoingBusiness, пришел к выводу, что Беларусь должна ежегодно привлекать не менее $3,5 млрд. прямых иностранных инвестиций при фактических $1,376 млрд. в 2012 году и $2,136 млрд. в 2013-м. Заметим, что наша экономика не просто недополучила финансирование -- к нам не пришли новые иностранные технологии, сопровождающие капитал, что могло бы поспособствовать росту конкурентоспособности, улучшению производственных, торговых и финансовых показателей.

    За ширмой достижений в рейтингах сложно спрятать истинную причину стагнации -- чрезмерное засилье в экономике государства, априори являющегося неэффективным собственником и хозяйственником. Ему, по разным оценкам, принадлежит не менее 60% всех активов в белорусской экономике, при том, что еще несколько лет назад Всемирный банк и МВФ сделали заявление, что такая модель исчерпала потенциал роста. Без масштабного разгосударствления косметические институциональные реформы не смогут перерасти в структурные, а возможные всплески экономического роста будут генерироваться все той же «нефтянкой» и, возможно, благоприятными конъюнктурными факторами.

    Сказка о ЕЭП

    Идеологи Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) уверяли (и продолжают это делать) в безусловной экономической выгоде интеграции, а также в ускорении роста ВВП стран «тройки». Летом 2011 года ответственный секретарь Комиссии ТС Сергей Глазьев сообщил, что, согласно расчетам, к 2015 году интеграционные процессы позволят совокупному ВВП стран ЕЭП прирасти примерно на 15% (или на $400 млрд.). Беларусь тогда называлась одним из основных бенефициаров выгод на союзном пространстве.

    Но почему-то очень скоро после подписания пакета документов о ЕЭП в республике грянул серьезный валютный кризис, последствия которого экономика все еще не преодолела. Упрощение ряда технических моментов в торговле товарами в ЕЭП, конечно, имело определенный положительный эффект. В 2013 году экспорт белорусских товаров в Россию вырос на 3,2% до $16,8 млрд., в Казахстан -- на 7,6% до $0,868 млрд. Но переоценивать спасительную роль ЕЭП не стоит. Положительный внешнеторговый эффект для нашей нереформированной экономики, скорее всего, будет краткосрочным и едва ли поможет белорусскому ВВП выйти на траекторию устойчивого роста. Ведь проблема слабой конкурентоспособности никуда не делась, тогда как тарифная и нетарифная защита стран ЕЭП, дававшая определенные преимущества нашим предприятиям, год от года ослабевает. После вступления России в ВТО процесс приобрел необратимый характер. Согласно обязательствам нашей восточной соседки (а их мы как член ЕЭП вынуждены принять, не будучи участниками ВТО) в 2011-2020 годах средняя ставка пошлин на импорт должна сократиться с 10% до 7,8%, в том числе на промышленные товары -- с 9,5% до 7,3%, сельскохозяйственные -- с 13,2% до 10,8%.

    Многие белорусские предприятия уже почувствовали результаты такой либерализации внешней торговли, некоторым даже стало тесно на казавшемся необъятным рынке ЕЭП. А ведь его покупательскую способность, напомним, формируют 170 млн. человек. С высокой долей вероятности можно предполагать, что в будущем интеграционный драйв для ВВП Беларуси еще больше ослабнет.

    Запоздалые признания

    Сложно рассчитывать на то, что при среднем технологическом укладе нашей экономики, который, по подсчетам НАН Беларуси, составляет 3,25% (это ниже не только по сравнению с развитыми странами, но и нашими соседями), республика сможет устойчиво прирастать в добавленной стоимости. Резко повысить технологичность за счет госресурсов невозможно, да и те деньги, что имеются, правительство вынуждено тратить на поддержку традиционных производств. По подсчетам Минэкономики, в 2005-2011 годах в обновление основных фондов в целом по стране инвестировали $31,5 млрд., тогда как прирост добавленной стоимости составил лишь $19,2 млрд. В 2012-2013 годах разрыв между темпом инвестиций и ВВП только усилился.

    Однако рост частного сектора экономики, его основы -- малого и среднего предпринимательства (МСП) -- сложно назвать удовлетворительным. Хотя именно МСП приято считать наиболее активной, инновационновосприимчивой частью субъектов хозяйствования. По крайней мере, данный постулат доказан на опыте многих развитых стран. Несмотря на утверждение целевых показателей по росту удельного веса МСП в ВВП страны до 30% к 2015 году и до 50% к 2020-му, власти не создают условия для достижения обозначенной цели. Выступая 14 января на президиуме Совмина Премьер-министр Михаил Мясникович лишь пожурил местные исполкомы за то, что они недостаточно поддерживает МСП. В очередной раз он поднял проблему продажи арендуемых помещений, находящихся в госсобственности, но не более того. Ни правительство, ни Президент не делают  даже намеков на серьезную приватизацию -- неотъемлемую часть структурной реформы.

    Между тем многие страны с переходной экономикой, в том числе из бывшего социалистического лагеря, смогли подняться лишь благодаря решительным экономическим реформам. Да, порой они были болезненными, например, в Польше. Зато сегодня обновленная польская экономика -- конкурентоспособный игрок на глобальном рынке. По признанию экс-министра экономики Беларуси, почетного председателя БСПН им.М.Кунявского Георгия Бадея, осмысление развития нашей страны и некоторых других государств подтолкнуло его к смене взглядов. Если в 90-е годы он был противником резких структурных изменений, то теперь пришел к выводу, что даже шоковая терапия лучше, чем шок из-за отсутствия реформ.

    Чтобы исправить ситуацию, наверняка Беларуси потребуются непростые и непопулярные решения. Но только так мы сможем поднять белорусскую экономику с «пятой точки» -- на ноги.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by