DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 20 Фев 2012 11:02

    «Зеленая волна» на прилавках

    Мировой рынок экологически чистых продуктов питания за последние десять лет утроился. В Беларуси производители и потребители к нему пока только присматриваются.

    Современному человеку не все равно – что он ест. В экономически развитых странах это уже является аксиомой. Потребители там все чаще предпочитают покупать продукты питания без генно-модифицированных организмов (ГМО) и других потенциально вредных добавок, что стремительно и кардинально меняет мировой рынок продуктов питания. Становятся ли популярнее органические продукты у нас, и каковы перспективы этого рынка в Беларуси? Попробуем разобраться.

    От фастфуда – к экорынку

    Мировой рынок экологически чистых продуктов (ЭЧП) стал активно развиваться около четырех десятков лет назад. Удивительно, но он сделал первые шаги… на родине фастфуда – в США. Изначально это была своего рода антикультура, протест против загрязнения планеты и злоупотребления природой. Продавцов и покупателей ЭЧП не понимали, считая «помешанными на здоровье». К тому же ассортимент таких продуктов был небольшим, цены – непомерно высокими, а купить их можно было в редких специализированных магазинах.

    Однако время шло, и потребители постепенно стали понимать, что многие привычные продукты не только не приносят пользу, но могут и навредить. Тем более что забили тревогу медики: огромное количество консервантов и пищевых добавок, содержащихся в продуктах, приводит к болезням и снижению иммунитета – говорили они. Так «зеленая волна» начала овладевать массами. Потребители (в первую очередь, наиболее образованные и обеспеченные) потянулись в специализированные магазины. А скоро и крупные супермаркеты, до того не считавшие ЭЧП доходным бизнесом, увидели в этом сегменте огромный рыночный потенциал.

    Фермерские хозяйства, занимавшиеся выращиванием ЭЧП, стали расширяться и превращаться в крупные компании. Обостряющаяся конкуренция заставила игроков рынка поднять вопрос о стандартизации такой продукции. В результате на рубеже ХХ-ХХIвеков в США были приняты и внедрены национальные стандарты производства органической пищевой продукции.Ачтобы производители и продавцы четко следовали этим стандартам, и ни один «сомнительный» продукт не мог получить престижный лейбл «organic», параллельно внедрялись правила обязательной сертификации.

    Сегодня американский опыт развития этого рынка подхватили Германия, Швейцария, Дания, Великобритания, Франция, Швеция и другие развитые страны. В результате индустрия ЭЧП превратилась в успешный бизнес, приносящий хорошую прибыль. В 2011 году объем продаж мирового рынка экологически чистых продуктов и напитков достиг $60 млрд. Несмотря на то, что по сравнению с предыдущими годами рост этого рынка замедлился (очевидно, в результате мирового финансового кризиса), за последние 10 лет он вырос более чем в 3 раза! Под выращивание органических продуктов в мире на данный момент отведено 35 млн. га в 154 государствах. Увеличение площадей наблюдается в развивающихся странах.

    Экологически чистые замороженные продукты и полуфабрикаты, готовая еда и детское питание, хлебобулочные продукты и хлопья, молочные и мясные продукты – эти товары занимают все больше полок в крупных торговых сетях. Причем, некоторые из них уже запускают соответствующие линейки собственных экологически чистых торговых марок. Но до сих пор основными каналами продаж ЭЧП являются небольшие специализированные магазины и сельскохозяйственные рынки.

    По прогнозам специалистов, в ближайшее десятилетие сегмент экологически чистой продукции сохранит высокую динамику роста. Причем, как прогнозирует компания Organic Monitor, спрос на такую продукцию будет по-прежнему исходить в основном со стороны богатых стран. Хотя доля ЭЧП на рынках Австралии, Азии и Латинской Америки также растет, лидерами продаж по-прежнему являются США, Германия. Франция и Великобритания. Правительства этих стран активно поддерживают экопроизводство, так как оно способствует укреплению внутреннего рынка и росту экспорта. В свою очередь, бизнес этих стран также понял, что ЭЧП начинают приносить неплохие деньги.

    Натуральное хозяйство

    По данным диетологов, 80% вредных веществ человек получает из еды – от 3 до 9 кг в год. Нитраты, пестициды, консерванты, красители, канцерогены и др. – являются виновниками раковых опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний, проблем с лишним весом и целлюлитом. Причем, ученые утверждают, что это еще цветочки, поскольку продукты с ГМО могут пагубно отразиться на генофонде в будущем. Именно поэтому западные потребители все чаще задерживаются у продуктовых полок с логотипом «био» (европейский вариант) и «органик» (американский). Фактически это два названия одной идеи. А всего в мире существует несколько десятков специальных символов обозначающих экологически чистые продукты.

    Главные отличия биопродуктов от обычного питания в том, что растения для них выращивают только из немодифицированных семян с использованием натуральных удобрений – компоста и навоза из биохозяйств. Сорняки также пропалываются вручную, а с вредителями борются при помощи птиц, хищных насекомых, шума, ультразвука, ультрафиолета и ловушек. В такие «натуральные хозяйства» категорически не допускаются ГМ-семена, химические удобрения, гербициды, фунгициды, инсектициды. Более того, земли, на которых выращиваются экологически чистые овощи проходят регулярную проверку и ежегодно сертифицируются.

    Животные для биопродуктов также выращиваются по-особому: они живут в стаде, питаются естественными кормами, пасутся на биосертифицированных пастбищах и лечатся исключительно гомеопатией и фитопрепаратами. Приемы традиционного животноводства (изоляция стадных животных друг от друга, искусственные корма, корма с костной мукой и из ГМО) – исключены!

    В настоящих биопродуктах никогда не используются химические консерванты, синтезированные красители, ароматизаторы, улучшители вкуса, искусственные стабилизаторы и загустители, ГМ-ингредиенты (например, крахмал). Потребитель может быть уверен, что купленный им продукт с логотипом «био» не подвергался ни атомному расщеплению, ни ультразвуковой обработке, ни химической консервации, ни обработке радиацией или фенолом.

    Разумеется, соблюдение всех этих правил означает более высокую стоимость экологически чистых продуктов – цены на некоторые из них превышают среднерыночные на 15-20%. Пока именно высокая цена таких продуктов остается самым серьезным барьером для превращения этого рынка в массовый.

     

    Белорусский «натурпродукт»

    Опрос отечественных потребителей, проведенный в рамках проекта «Устойчивое потребление для улучшения качества жизни» при поддержке Министерства иностранных дел Нидерландов и Министерства торговли Беларуси показал, что наши соотечественники постепенно начинают обращать внимание на состав приобретаемых продуктов и даже порой готовы менять свои потребительские предпочтения в сторону здорового и экологически чистого питания. Например, вопрос, содержатся ли в продукте химические добавки, волнует около 15% потребителей. Чуть больше 9% обращают внимание на экологическую чистоту и натуральность товара, около 6% – на отсутствие в его составе генетически модифицированных организмов.

    Широко распространенное представление о том, что, наши продукты, в отличие от европейских, – просто эталон натуральности, мягко говоря, ошибочно. Беларуси еще только предстоит создать экологически чистое сельхозпроизводство, разработать и внедрить стандарты и сертификацию ЭЧП, гармонизировать их с международным законодательством в этой сфере. Впрочем, первый серьезный шаг в этом направлении на государственном уровне был сделан еще в 2008 году. Тогда с целью стимулирования выпуска продуктов высокого качества в Беларуси вступил в силу технический кодекс ТКП 126-2008, разработанный Госстандартом. С его появлением отечественные производители получили возможность на добровольной основе маркировать свои товары знаком «Натуральный продукт».

    – Пищевые продукты, претендующие на получение этого знака, должны быть изготовлены из натурального продовольственного сырья животного, растительного или минерального происхождения, без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок,– поясняет Людмила Скорина, начальник отдела технического нормирования и стандартизации пищевой и сельскохозяйственной продукции Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС).

    К натуральному продовольственному сырью животного происхождения Кодекс относит продукты, полученные от животных, выращенных без применения антибиотиков, стимуляторов откорма и гормональных препаратов. А растительного происхождения – продукцию, выращенную без применения стимуляторов роста, пестицидов и методов генной инженерии.

    Обязательным требованием к белорусскому «натурпродукту» является наличие у его изготовителя сертифицированной системы менеджмента качества и (или) безопасности пищевых продуктов. Окончательным основанием для нанесения знака «Натуральный продукт» служит сертификат, подтверждающий выполнение всех перечисленных выше требований. При этом срок действия сертификата не превышает три года. И, если со стороны потребителей поступят претензии к качеству таких пищевых продуктов, компанию ждет жесткий инспекционный контроль. Если «сигнал» подтвердится, то предприятие будет обязано прекратить использование знака. Кстати, чтобы производители могли успешнее продвигать свою продукцию на внешний рынок, сертификат выдается на русском и английском языках.

    – Многие отечественные предприятия заинтересованы в получении права разместить на своей продукции такой знак, – замечает Людмила Скорина. – Нами уже выдано более 230 сертификатов 96 предприятиям на 767 наименований продукции (полный перечень представлен на сайте www.gosstandart.gov.by). Знак «Натуральный продукт» можно встретить на молочной и мясной продукции, консервах для детского питания, питьевой и минеральной воде, соках, хлебобулочных изделиях, быстрозамороженных плодах и ягодах, свежих грибах и др.

    Конечно, с точки зрения жестких европейских стандартов, белорусские продукты, маркированные знаком «Натуральный продукт» не всегда являются экологически чистым или органическим товаром. Однако и это – большой шаг вперед, поскольку такой знак без сомнения означает, что перед вами продукты улучшенного качества, прошедшие намного более тщательный контроль.

    Пока сложно судить о том, когда же в Беларуси появится полноценный рынок органических продуктов питания, аналогичный рынкам развитых стран, какие из хозяйств будут пионерами поставок экологически чистого сырья и получат соответствующие сертификаты. Для этого, прежде всего, должен «созреть» потребитель. Пока же маркетологи констатируют, что основной спрос на продукты питания в Беларуси сосредоточен в массовом сегменте. А более обеспеченные потребители зачастую предпочитают закупаться по выходным в соседних Польше и Литве, игнорируя отечественную продукцию.

    У наших производителей также пока нет единого мнения о том, насколько полезным для увеличения сбыта является знак «Натуральный продукт» и насколько серьезно нужно относиться к выбору поставщиков сырья. Об этом свидетельствуют результаты блиц-опроса, который мы провели среди специалистов белорусских предприятий. К сожалению, пока большинство из них не ощутили от этого реальной финансовой выгоды. Возможно, со временем ситуация изменится. Ведь чтобы донести до потребителя информацию о пользе ЭЧП, нужны время и серьезные вложения в продвижение товара – в рекламу, PR- и маркетинговые акции, мерчандайзинг.

     

    Подверстка

    Блиц-опрос

     

    Галина Прищепо, главный технолог ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат»:

    Знак «Натуральный продукт» мы разместили на своей продукции в первую очередь для увеличения ее конкурентоспособности и роста объемов продаж. При этом цену товара мы оставили прежней. Пока существенного роста спроса на маркированные этим знаком масло и сухое молоко не произошло. Возможно, из-за сложной экономической ситуации в стране в 2011 году. Мы также более тщательно стали подходить к выбору производителей сырья. Для этого специалисты комбината вместе со штатным ветеринарным инспектором объехали немало хозяйств. Они оценивали зону, на которой находятся земли, выясняли – какие используются корма и добавки, каким образом лечат животных. Мы также получили подтверждение районной ветеринарной станции, что наши поставщики сырья не используют в корме животных пестициды, антибиотики, стимуляторы роста растений, гормональные препараты и ГМО. Но даже, несмотря на это, входящее сырье тщательно проверяется в нашей лаборатории на наличие антибиотиков и пестицидов.

     

    Валентина Григорук, главный технолог ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат»:

    Существенного роста продаж в Беларуси консервов, на которые мы стали наносить знак «Натуральный продукт» еще три года назад, мы не отметили. С дальним зарубежьем мы пока не работаем, но по нашим наблюдениям за последний год немного выросли продажи в странах СНГ. При этом на выездных дегустациях, где наши специалисты рассказывают о преимуществах натуральной продукции, заметно, что этот знак вызывает доверие потребителей. Получив такую информацию, наши пюре, соки и варенья люди сразу хотят купить. Сырье мы проверяем в собственной аккредитованной лаборатории на наличие пестицидов и солей тяжелых металлов. Кроме того, поставщики сырья в обязательном порядке предоставляют нам исследования почвы, на которой выращивались ягоды, овощи и фрукты, а также информацию о том – вносились ли при подкормке растений ядохимикаты.

     

    Светлана Филимончук, главный технолог ОАО «Борисовский мясокомбинат»:

    Как и другие предприятия, получившие знак «Натуральный продукт», цены на маркированную им продукцию, мы не поднимали. Однако и значительного увеличения спроса ни в Беларуси, ни на внешних рынках – пока не заметили.  

     

    Врезка

    В 2011 году объем продаж мирового рынка экологически чистых продуктов питания достиг $60 млрд.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by