Delo.by,

    Комментарии 5 Июл 2016 11:00

    Время – копить. Компетенции

    Рынок бизнес-образования в Беларуси просел на 35–50%, что заставило основных игроков использовать новые подходы и форматы обучения.

     

     

    Елена Шахлевич, «Дело» 

    Прошедший кризисный год внес серьезные коррективы на рынке бизнес-образования. В первую очередь, эксперты «Дела» отмечают существенное падение объемов предоставляемых услуг. По пессимистичным оценкам оно составило около 50%, по оптимистичным − 35-40%.

    Многие компании, стремясь снизить издержки, значительно урезали расходы на обучение и развитие персонала. В большинстве случаев такая ситуация характерна для фирм, которые были недостаточно удовлетворены качеством обучения и отдачей от него. С другой стороны, наиболее успешные компании, понимая, что кризис – это возможность укрепления рыночных позиций, напротив, стали вкладывать в обучение сотрудников еще больше средств. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что таких компаний было немного.

    «Этот кризис, образно говоря, сдвинул тектоническую плиту и позволил людям реально посмотреть на вещи,говорит  Александр Паньков,управляющий партнер, генеральный директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас». − Всеостальные  кризисы были краткосрочные – народ не успевал испугаться, сейчас же все видят, что в ближайшие два года нет никаких перспектив роста. Кроме того, если на растущем рынке нужно было «бежать и хватать», то теперь пришло время глубоких компетенций. И в этой ситуации многие руководители начинают задумываться, что надо развивать своих сотрудников».

    Несомненным плюсом в пользу обучения может стать и более низкая, по сравнению с предыдущими годами, цена на тренинги и семинары, так как многие школы в связи с падением спроса даже после девальвационных процессов не стали увеличивать стоимость обучения.

    По новым правилам

    Пережив полтора года кризиса, участники рынка поняли, что работать по старым схемам уже не получится – нужно искать новые подходы для привлечения клиентов.

    «В бизнес-образовании началась битва за бюджеты клиента. Я надеюсь, что 2016-2017 годы порадуют нас новыми программами, подходами, появлением новых имен», − говорит А. Паньков.

    Эксперты «Дела» упоминают несколько трендов, которые определяют развитие рынка образовательных услуг в нынешнем году.

    В первую очередь – это стремление ключевых специалистов и руководителейоплачивать свое обучение самостоятельно, что дает им дополнительную мотивацию к учебе. Среди таких клиентов особенно популярны softskills– «мягкие» темы  личностного роста, например, эмоциональный интеллект.

    «Это закономерное явление во время кризиса, более того, процент таких слушателей постоянно растет, − говорит А. Паньков. − Если у человека есть свободные средства, и он понимает, что ему нужно быть конкурентоспособным  в это сложное время, он инвестирует в собственное образование».

    Еще один тренд, характерный для всех кризисов – однодневные мотивационные тренинги, в ходе которых спикер буквально «зажигает» аудиторию. Подобные массовые встречи с успешными харизматичными людьми в последнее время набирают все большую популярность,  причем не только в погрязшей в кризисе Беларуси, но и во всем мире. Как отмечают эксперты «Дела», на такие мероприятия идут не столько за знаниями, сколько для того, чтобы «подпитаться энергетикой» тренера, успокоиться и понять – куда двигаться дальше.

    В условиях резкого перехода срастущего рынка к падению потребительского спроса и возросшей конкуренции руководители компаний поняли, что существующие бизнес-модели не работают и нужно осваивать что-то новое. Как следствие –сейчас работодателей интересуют прикладные программы, которые дают быстрый и нужный навык по разработке стратегии и бизнес-модели компании, управлению оборотным капиталом, дебиторской задолженности, работе с клиентами и т.д. То есть, им нужны практические инструменты и методики, позволяющие вывести компанию из кризиса.

    Традиционно лидирующие позиции в корпоративном обучении занимают активные продажи, которые, кстати,  многие тренеры-фрилансеры предлагают по демпинговым ценам.  

    Стабильный спрос отмечают эксперты и на самые авторитетные программы бизнес-образования – МВА, что неудивительно, поскольку подготовка по ним ведется в считанных школах и белорусский рынок все еще нуждается в специалистах такого класса.

    Что касается форматов обучения, то здесь превалирует  краткосрочное обучение, «заточенное» под нужды компании. При этом эксперты отмечают, что такого выбора различных краткосрочных программ на рынке еще никогда не было: это – различные мастер-классы, встречи с собственниками бизнеса, воркшопы и т.д. Причем во всех сферах – начиная с продаж и заканчивая PR. 

    А вот на сборные программы, на которые компании обычно направляли по 1-2 сотрудников,спросзначительно упал. При необходимости обучения акцент делается на корпоративные семинары. При этом собственники часто хотят обучить целую команду с учетом специфики бизнеса.

    «Сейчас компании предпочитают не отправлять сотрудников на открытое долгосрочное обучение, а проводить корпоративное обучение, которое «заточено» под их конкретные нужды и является элементом командообразования», − отмечает Наталья Макаева,первый заместитель директора Бизнес-школы ИПМ, директор программы Executive MBA.

    Замороженная концепция

    Практически не повлияла на рынок принятая еще в конце августа прошлого года Концепция развития бизнес-образования, которая в свое время вызвала бурную реакцию среди основных игроков. Тогда представители некоторых компаний сетовали, что процедура сертификации приведет к значительным финансовым затратам и даже закрытию небольших компаний. Однако до сих пор этот документ носит лишь декларативный характер.

    «Концепция – это лишь обозначение направления движения, говоритН. Макаева. – Далее должны быть разработаны документы, которые будут вести к изменениям законодательства. Но пока не создан Республиканский Совет, в который должны были войти представители Минэкономики, Минобразования и других госструктур, представители всех ассоциаций бизнес-образования и бизнес-союзов. А именно этот Совет и должен заняться разработкой необходимых документов».

    Формирование Совета и первые заседания, на которых будут определены основные правила игры, должны пройти уже летом. При этом по мнению участников рынка, скорее всего, будет пересмотрен самый спорный момент документа – сертификация бизнес-тренеров.  

    «Сегодня я не вижу возможности реализовать такую сертификацию по одной простой причине – у нас слишком много авторских разработок, – говорит А. Паньков. – К тому же, с точки зрения формальностей, можно придумать целый ряд процедур, но я не представляю, как это может повлиять на качество. Качество образования всегда определяет потребитель, который платит рублем».

    Разделяет это мнение и Сергей Колесников,бизнес-консультант Pro Retail, руководитель программы «HR-университет БГУ»: 

    «В государственных вузах работают «сертифицированные» преподаватели, которые практически бесполезны для реальных потребностей рынка. Они знают теорию, нередко лучше самого титулованного тренера. Но эта теория никак не «ложится» в ученика ни в виде знаний, ни, тем более, в виде навыков. Есть очевидная проблема – на рынке бизнес-образования появилось много «гуру», которые обещают научить компании «как надо жить». Но абсолютное большинство из них – профаны в тех областях, в которых они представляют себя профессионалами. При этом, думаю, рынок сам разберется «кто есть кто» и отсеет ненужное».

    По мнению эксперта, заказчики обучения должны быть более бдительными и подходить к выбору тренера не только по ценовому критерию. А пока компании хотят «задешево» купить хороший продукт, они обязательно будут сталкиваться с недобросовестными производителями услуг.

    Работа на перспективу

    Постепенно белорусский рынок бизнес-образования адаптируется к новым  реалиям и уже подает первые признаки роста.

    «Наш рынок до сих пор не насыщен, поэтому даже в нестабильный период с него никто не ушел, − говорит А. Паньков. Кто-то переформатировался, уменьшил программы, кто-то изменил тематику, но в принципе, все основные игроки этот кризис пройдут спокойно. Более того, с  марта этого года мы наблюдаем устойчивые сигналы к росту объемов».

    По мнению экспертов «Дела», несмотря на кризис, сегодня многие компании задумываются о комплексных подходах в обучении сотрудников. Ведь однократный  1-2-дневный тренинг определенных сотрудников подобен временному оздоровлению одного участка бизнеса, которое не влияет на состояние организации в целом. Пожалуй, единственным исключением из этого правила являются воркшопы и встречи с топ-менеджерами, которые подпитывают слушателей идеями и вдохновляют на приобретение новых знаний и навыков.

    «Компании должны постоянно обучать руководителей и сотрудников для того, чтобы регулярно и без остановки наращивать компетенции бизнеса, – уверен А. Паньков. – Только тогда мы сможем стать конкурентоспособными и на своем, и на европейском рынках».

    При этом, как отмечает эксперт, у нас достаточно сильная тренерско-преподавательская школа. И, несмотря на небольшое количество «громких имен», многие наши консультанты востребованы в России, Казахстане, Украине и Азербайджане.

    Большой потенциал для развития рынка бизнес-образования представляют и сотрудники государственных предприятий, которые даже в «хлебные годы» были редкими гостями бизнес-школ, а сегодня из-за оптимизации затрат и вовсе перестали обучаться. Изменить ситуацию, по мнению экспертов, может только смена собственности госпредприятий и появление у них настоящих хозяев, способных понимать причинно-следственные связи и выстраивать стратегию развития компании на несколько лет вперед.

    «Рынок по-прежнему развивается и, несмотря на сегодняшнюю реальность, будет расти (возможно, не в стоимостном выражении, а в количестве программ на рынке), − считает Н. Макаева. – Пока же, к сожалению, на нем заметен недостаток профессионалов, готовых нести ответственность за свои решения, уметь проактивно действовать во времена изменений и неопределенности, готовых развивать себя и своих подчиненных». 

    Мнение эксперта

    Александр Паньков, управляющий партнер, генеральный директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас»

    Основная проблема белорусского бизнеса – в отсутствии системного подхода. Нужно понять, что одно- двухдневными семинарами можно улучшить определенные вещи, но качественных изменений в компании не произойдет – здесь нужен комплексный подход.

    И начинать решать эту проблему нужно с руководителей среднего звена, ведь от их профессионализма и компетентности зависит, как компания будет развиваться в целом. Сейчас же зачастую они не в состоянии управлять персоналом – не умеют ставить правильно задачу, мотивировать сотрудника, давать ему обратную связь, контролировать выполненную работу. Это не искусство, а технологии, которые можно отработать. Но на это компаниям надо тратить много времени и средств.

    Сергей Колесников, бизнес-консультант Pro Retail, руководитель программы «HR-университет БГУ»

    Если обратить внимание на западный опыт, то в настоящий момент наиболее значительное внимание уделяется лидерским компетенциям. Причем, не только руководителей топ-уровня, но и менеджеров среднего звена и исполнителей. Сотрудников развивают в области эффективных межличностных коммуникаций. Возможно, это связано с тем, что люди, особенно молодое поколение, все больше уходят в режим виртуального общения. При этом для эффективного бизнеса по-прежнему, как и 100 лет назад, важно общение межличностное. Чем лучше сотрудники умеют договариваться между собой и с клиентом, тем более конкурентным будет бизнес. В Беларуси в настоящее время чаще всего обучают продажам и сервису.

    Наталья Макаева, первый заместитель директора Бизнес-школы ИПМ, директор программы Executive MBA

    Если говорить о международных трендах, то это комбинирование онлайн-технологий и аудиторных занятий (blendededucation), создание программ, удовлетворяющих потребности определенной отрасли, разработка кастомизированных программ под нужды клиента, увеличение программ развития личностного знания и лидерства (соотношение hardskill-softskillsявно перетекает в сторону последних), привлечение изобразительного искусства, театра, музыки в бизнес-образование.

    Что касается рынка бизнес-образования Беларуси, то некоторые наши бизнес-школы стараются следовать международным тенденциям. При этом налицо явный тренд – это массовые встречи с успешными людьми (storytelling), которые для части участников создают иллюзию собственного обучения и развития.  И, конечно, основной посыл, который транслируется заказчику – «практика и только практика», «у нас преподают только практики». Это, безусловно, очень, важно. Но может ли успешный опыт одного практика в определенное время в определенном месте однозначно привести вас к успеху? Не надо забывать, что современные теории и инструменты менеджмента, маркетинга были разработаны на основании анализа сотен и тысяч успешных практик. Разумеется, это тоже не дает 100% гарантии успеха, но все-таки статистически – шансы в этом случае выше.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by