Delo.by,

    Комментарии 29 Фев 2016 9:56

    В Беларуси могут ввести ограничения на использование торговых премий

    Специалисты  юридической  компании  Cobalt Татьяна Беляева и Тимофей Савицкий прокомментировали «Делу» готовящиеся изменения законодательства в сфере торговли.

     

     

    В настоящее время торговые премии (бонусы) используется во всем мире в качестве стимулирующей меры в оптовых продажах, например, при достижении определенного объема закупок, при полном расчете за весь объем закупки, при закупке определенного перечня товаров и пр. Такие премии могут выплачиваться как денежными средствами, так и путем передачи дополнительного количества товара. Как правило, условия о премиях включаются в договор поставки либо оформляются в виде отдельного соглашения, а выплата производится на основании акта, отражающего факт выполнения покупателем программы закупки и прочих выработанных сторонами условий.

    22 февраля 2016 года на сайте Минторга был опубликован текст проекта Указа Президента Беларуси «О некоторых вопросах ограничения размеров торговой премии (бонуса) и платы за оказание услуг по продвижению товаров», которым планируется введение ограничений по использованию торговых премий (бонусов) субъектами торговли, субъектами общественного питания и поставщиками.

    В частности, под действие Указа будут подпадать:

    поставщики товаров, осуществляющие поставки продовольственных товаров в торговые сети или крупные магазины, сетевые организации общественного питания;

    сетевые организации общественного питания;

    организации, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами посредством торговой сети или крупных магазинов.

    Как отмечают эксперты юридической компании COBALT, актуальное законодательство содержит понятие «торговая сеть», которая определяется как два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одной организации торговли с использованием одного средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак). Так как в тексте Указа не содержится определение «торговая сеть», наиболее вероятным можно считать применение термина «торговая сеть» в вышеприведенной формулировке. Тем не менее, стоит обратить внимание на то, что действующее законодательство не содержит определения «крупный магазин», что может затруднить последующее применение Указа на практике.

    Указом предусматривается, что совокупный размер торговой премии, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров по договорам возмездного оказания услуг не может превышать 10% от цены приобретенных (реализуемых) продовольственных товаров (без учета НДС и акцизов).

    Юристы компании COBALT обращают внимание на тот факт, что в Указе предлагается отдельно выделять в цене договора размер торговой надбавки и не учитывать ее при определении цены продовольственных товаров, что позволило бы формировать цену товара без заложенной в нее торговой премии, которая увеличивает цену товара для конечного потребителя.  

    Более того, Указом устанавливаются не только ограничения по использованию торговых премий, но и ответственность за нарушение введенных ограничений. В частности, получение или выплата торговой премии, превышающей установленный процентный порог, может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа. Так, например, если торговая премия превышает 10 процентов от стоимости товара, то штрафом будет являться двукратный размер подобного превышения. При этом, такой штраф будут выплачивать как продавец, так и покупатель. Кроме того, понуждение к заключению договоров, направленных на оказание услуг по продвижению товаров, влечет за собой наложение штрафа до 400 базовых величин.

    Таким образом, положения будущего Указа направлены, прежде всего, на контроль за необоснованным увеличением цен на продовольственные товары. В то же время, существующий сегодня принцип свободного ценообразования (не применяемый только к отдельным социально значимым продовольственным товарам) позволяет поставщику определять любые цены на поставляемый товар. И в ситуации, когда размер торговой надбавки ограничен и должен быть отделен от цены товара, у поставщика остается возможность увеличить цену на поставляемый товар, реализовать товар в сети (крупных магазинах) по завышенным ценам и впоследствии уйти, например, в нелегальные схемы выплат денежных средств в счет бонусов.

    Юристы отмечают, что положение Указа о запрете выплаты поставщиком иных вознаграждений, не предусмотренных Указом, лишает субъектов торговли существовавших ранее легальных способов проведения выплат денежных средств, которые де-факто являются торговыми премиями, что опять-таки открывает путь теневым расчетам. При этом цены для конечного потребителя не уменьшатся, и в лучшем случае останутся без изменений – поскольку у поставщика есть возможность выделить законодательно установленный размер бонуса, увеличить цену на оставшуюся часть желаемого бонуса и рассчитаться с сетью в другой форме.   

    Резюмируя

    Таким образом, с одной стороны, проектУказа представляет собой попытку сдержать рост цен на продовольственные товары, а также обеспечить прозрачность в формировании и выплате торговых премий (бонусов). С другой стороны, существует вероятность того, что его принятие будет способствовать развитию теневых денежных либо товарных расчетов вместо существующей на сегодняшний день легальной системы бонусов и торговых премий. Указ может иметь, тем самым, обратный эффект: вместо установления принципа прозрачности – развитие теневых расчетов, а вместо понижения цен – их адаптацию под интересы организаций торговли и их поставщиков иными способами.

    В настоящий момент проект Указа вынесен на общественное обсуждение: предложения и рекомендации по внесению изменений и дополнений принимаются Министерством торговли.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by