DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Сен 2013 0:00

    ВТО: призрак стал реальностью

    Разноскоростная интеграция в ВТО стран Таможенного союза становится серьезным испытанием не только для России.И это уже проявляется в заметном падении белорусского экспорта на российский рынок

    Татьяна Маненок

    Фактор снятия границ, стимулировавший в последние два года товарооборот в таможенной «тройке», в 2013 году оказался исчерпанным.

    В первом квартале нынешнего года взаимный товарооборот стран ЕЭП снизился сразу на 15%, хотя в первые два года после создания Таможенного союза он рос ежегодно примерно на 30%. На такую тенденцию в определенной степени повлияло вступление в ВТО основного торгового партнера Беларуси – России.

    Россия стала членом ВТО в августе прошлого года. А вместе с ней де-факто и Беларусь. Ранее, подписав Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, наша страна добровольно обязалась придерживаться тарифных условий, взятых Россией при вступлении в ВТО.  В 2012 году с учетом обязательств РФ перед ВТО вступил в силу обновленный Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС).

    Следует заметить, что Россия обеспечила себе хороший уровень таможенной защиты: после вступления в ВТО он составил 9,5%, в то время как у Украины в этой организации он значительно ниже  – 2,7%, у еврозоны –2,8%.

    Россия также договорилась с ВТО о существенном объеме поддержки

    сельского хозяйства – в частности, о квотировании импортных поставок

    говядины и мяса птицы.

    Снижение ввозного таможенного тарифа затронуло ставки примерно по 1

    тысяче товарных позиций из 11 тысяч. Для импорта еще по четверти

    товаров пошлины будут снижены спустя четыре года до того уровня, о котором условились переговорщики. Самый долгий срок вступления в силу оговоренных итоговых ставок– 8 лет для мяса птицы, 7 лет  –  для легковых автомобилей.

    Поскольку Россия при подписании соглашений с ВТО по многим позициям взяла на себя обязательства, устраивающие ближайшего союзника, уровень защиты внутреннего рынка Беларуси не претерпел кардинальных изменений. В результате 90% импортных пошлин для нашей страны сохранились на прежнем уровне.

    По группе пищевых товаров  – речь идет о молочных, кондитерских изделиях, хлебе и хлебопродуктах, фруктах, шоколаде, какао  –  эти пошлины вернулись на исходный рубеж: уровня периода кризиса 2008-2009 гг.

    В соответствии с договором о применении правил ВТО в Таможенном союзе, Беларусь получила возможность сохранить повышенные импортные пошлины на ряд товаров, чувствительных к либерализации внешнеторгового режима. Для этого ей нужно было внести заявку по применению на временной основе (до полугода, с возможностью последующего продления) повышенной ставки для себя в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Решение на этот счет принималось консенсусом тремя странами Таможенного союза.

    В результате для Беларуси в утвержденном новом ЕТТ ТС предусмотрено 108 изъятий, по которым действуют ставки отличные от единого тарифа. Под

    временной тарифной защитой– то есть, до вступления Беларуси в ВТО  –

    находятся основные позиции белорусского автопрома: грузовые автомобили,

    транспортные средства специального назначения, автобусы, тракторы. Кроме

    того, Беларусь сохранила прежние ставки ввозных таможенных пошлин на

    легковые автомобили.

    Тем не менее, ряд чувствительных для белорусского экспорта позиций

    оказались менее защищены. В частности, пошлины на мясную продукцию снизились на 20%, что стало очевидной угрозой потери конкурентоспособности белорусских производителей на российском рынке.

    Изменение таможенных пошлин на группу товаров легкой промышленности создало риски и для белорусских предприятий. Причем, как оказалось, одновременно со снижением таможенных пошлин на готовую продукцию, их повысили на комплектующие, необходимые для ее производства, что в итоге отрицательно сказывается на нашей конкурентоспособности на внутреннем и экспортных рынках. Тем более, когда рынок таможенной «тройки» стал более открытым для импорта более дешевой одежды и обуви из третьих стран.

    Серьезным риском для Беларуси мог стать еще один фактор. По обязательствам перед ВТО наша соседка была вынуждена отказаться от

    промышленного субсидирования национальных производителей. С учетом

    необходимости соблюдать договорный принцип о единых правилах

    в этой области в рамках ЕЭП Россия могла инициировать пересмотр

    механизмов субсидирования экономики и в Беларуси. Тем более что мы

    подписали ряд соглашений о равных условиях конкуренции в ЕЭП, в

    соответствии с которыми большинство госпрограмм, например,

    субсидирование агропромышленного комплекса, наша страна должна завершить к  2017 году. Формат регулирования этого вопроса находится в компетенции Евразийской экономической комиссии, и она пока не настаивает на скором изменении сложившегося механизма.

     

    Очень хочется защититься

    Как и предупреждали эксперты, разноскоростная интеграция в ВТО

    стран таможенной «тройки» может стать серьезным испытанием не только для ее основателя  – России, но и для самой конструкции нового интеграционного объединения.

    Как и ожидалось, белорусские чиновники, не связанные обязательствами

    перед ВТО, активнее других в «тройке» пользуются инструментами защиты

    отечественного рынка. Именно они чаще других инициируют в ТС решения по защите отечественных производителей.

    Один из примеров такой защиты  –  компания «Милавица». Евразийская

    экономическая комиссия (ЕЭК) поддержала предложения белорусской стороны по снижению ставок ввозных пошлин на сырье, импортируемое для

    производства корсетных изделий и нижнего белья с 10-20% до 3-5%. В 2013

    году «Милавица» сможет закупать сырье с учетом 6%-й таможенной пошлины. Выгода для компании  – €1 млн. «Мы готовы рассматривать предложения и других наших компаний»,– заявил в этой связи заместитель министра МИД Беларуси Александр Гурьянов.

    По инициативе белорусской стороны ЕЭК увеличила импортную пошлину на

    молочные продукты в Таможенном союзе, сельхозтехнику, а также

    инициировала повышение тарифных ставок по ряду других важных для белорусской экономики торговых позиций. Сейчас в Таможенном союзе и ЕЭП применяются тринадцать мер в отношении товаров из третьих стран. С 1 июля 2012 года ЕЭК уже провела семь антидемпинговых расследований.

    По двум товарным позициям, в том числе по такой, как зерноуборочные

    комбайны, защитные меры были приняты в предварительном порядке: с января 2013 года введена временная фактически заградительная ставка по закупке импортных комбайнов в размере 24,5%.

    Такой прецедент в истории «тройки» имеет место впервые. Инициаторы

    защитных мер убедили ЕЭК в том, что резкий рост импорта продукции

    причинил значительный ущерб этой отрасли Таможенного союза.

    По их данным, в 2009-2011 годах объем импорта зерноуборочных комбайнов в страны ТС в абсолютных показателях вырос на 19,1%, а в первом полугодии 2012 года по сравнению с первым полугодием 2011 года –на 92,9%. Такие тенденции привели к снижению объема производства зерноуборочных комбайнов на 14,4%, падению объемов их продаж на 43,4% и росту товарных запасов на 67,4%. Как следствие, доля производителей комбайнов на рынке ТС сократилась на 14,3 процентного пункта, а прибыль –в 3,6 раза.

    В результате коллегия ЕЭК своим решением от 25 декабря 2012 года

    установила предварительную специальную защитную пошлину на зерноуборочные комбайны и модули зерноуборочных комбайнов в размере 27,5% от таможенной стоимости.

    В конце июня 2013 года ЕЭК приняла решение с целью защиты производителей таможенной «тройки» ввести данную пошлину с 25 июля сроком на три года, до 14 марта 2016 года. При этом импортная ставка до 14 марта 2014 года была установлена в размере 26,7% от таможенной стоимости, с 15 марта 2014 года по 14 марта 2015 года –26,2%, с 15 марта 2015 года по 14 марта 2016 года –25,7%.

    Однако в начале июля ЕЭК вынуждена была приостановить введение защитной пошлины на ввозимые в ТС зерноуборочные комбайны. В ЕЭК поступило письмо премьер-министра Казахстана Серика Ахметова с предложением вынести вопрос об отмене июньского решения Коллегии ЕЭК на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств. Казахские производители сельхозпродукции по-прежнему

    предпочитают закупать сельхозтехнику западных фирм, считая ее более надежной и долговечной в эксплуатации по сравнению с белорусской.

     

    Белорусские предприятия потеснили на российском рынке

    Вступление РФ в ВТО значительно усложнило достаточно комфортное

    нахождение Беларуси в Таможенном союзе, даже несмотря на то, что единый

    рынок в таможенной «тройке» еще не создан. По оценкам ЕЭК, пока лишь 2/3 товаров и 1/3 услуг передвигаются в Таможенном союзе свободно. Как

    следствие снижения уровня таможенной защиты на рынке ТС –усиление

    конкуренции в области машиностроения и продукции АПК.

    Весной 2012 года стоимость складских запасов в промышленности Беларуси увеличились до более Br32 трлн.

    «Ситуация тревожит, это связано в том числе с тем,

    что Россия вступила в ВТО, открыла границы и конкурентная борьба

    ужесточилась», – заявил на пресс-конференции замминистра экономики

    Александр Ярошенко.

    В июне на заседании Совмина министр экономики Николай Снопков обозначил проблему вытеснения с российского рынка белорусских производителей седельных тягачей, грузовых автомобилей, шин, сельхозмашин, продовольствия. Как пояснил министр, такое положение вещей возникло по причине «их экономической неконкурентоспособности».

    На фоне заметного снижения спроса и падение экспорта на ключевом для

    Беларуси – российском рынке белорусские чиновники готовы списать многие

    беды своей экономики на последствия вступления России в ВТО.

    Комментируя проблемы взаимодействия в ЕЭП, первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на встрече с Президентом А. Лукашенко весной нынешнего года эмоционально отметил: «Мы уже в полной мере хлебнули негативных моментов, оказавшись по факту в ВТО, поскольку  находимся в Таможенном союзе».

    Во время бизнес-форума ЕЭП в конце мая белорусский премьер Михаил

    Мясникович тоже не забыл о сложностях в макроэкономике: «С одной стороны  общий рынок трех государств, с другой вступление некоторых из них в ВТО, что открыло их рынки. Политически это правильно. Конкуренция, в том числе внешняя, это здоровое явление. Но не потеряем ли мы внутренние рынки для отечественных производителей?».

    Если раньше российские и белорусские автомобили на рынке Таможенного

    союза составляли 50%, то сейчас –  35%. За последние пять лет доля МАЗа и

    КамАЗа снизилась на российском рынке почти на 1/3. «Фактически наши

    растущие платежеспособные рынки мы отдали производителям из других

    стран», – сделал вывод М. Мясникович.

    Белорусская сторона не совсем довольна сложившейся в ЕЭП практикой по защите рынка. Первый замминистра иностранных дел Беларуси Александр Михневич на пресс-конференции в мае не стал скрывать озабоченности доминирующей ролью России в ЕЭП в тех ситуациях, когда речь идет о пересмотре ставок таможенных пошлин.

    «По тем же ставкам таможенных пошлин – Россия вступила в ВТО и заняла в целом такую позицию: их надо снижать. Но там есть возможность и

    повышения. И когда белорусская сторона вносит такое предложение, оно

    рассматривается месяц или два. Когда россияне вносят предложение по

    снижению ставок пошлин, оно проходит в течение трех недель», – отметил А. Михневич.

    Первый поединок на ковре ВТО

    Между тем, министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев в начале июня заявил, что никаких драматических событий на рынках Таможенного союза в связи с применением обязательств по ВТО не возникло.

    После вступления России в ВТО прирост импорта в целом по ТС составил 5,4%. Что, как считает А. Слепнев, не свидетельствует «о

    каких-то резких изменениях доступа импортных товаров на рынок Таможенного союза».

    Наиболее чувствительными позициями после присоединения России к ВТО стали товары народного потребления, текстиль, обувь – их импорт увеличился более чем на 10%. Существенно вырос и импорт продовольствия –  на 9,5%.

    В ТС наиболее сложная ситуация наблюдалась у производителей свинины. По словам А. Слепнева, это связано с ростом ввоза не квотируемой свинины, а также существенным падением цен на нее на мировом рынке. Эти факторы наложились на рост цен на зерно. Беларусь, к примеру, в январе-мае снизила экспорт свинины на $21,26 млн. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Правда, ЕЭК быстро отреагировала на эту ситуацию: сократила перечень стран, пользующихся системой преференций при поставках продукции на рынок ТС.

    Чиновники ЕЭК постоянно говорят о том, что возможности ограничить импорт, который наносит ущерб производителям таможенной «тройки», - есть. Чтобы запустить антидемпинговые процедуры, компании должны направлять соответствующие обращения в ЕЭК. В результате было

    введено и действует, в частности, ограничение в отношении импорта промышленной продукции. В то же время в агропромышленном комплексе аналогичные защитные меры не принимались, поскольку не было соответствующих сигналов от компаний.

    Показательным для отношений между ТС и ВТО стал вопрос о введении утилизационного сбора на иномарки. Россия ввела этот сбор с 1 сентября 2012 года, чтобы компенсировать снижение ввозных пошлин от вступления в ВТО (Россия в 2012 году снизила размер импортных пошлин на автомобили с 30% до 25%, а в последующие 7 лет  планирует – до 15%). Ранее первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов не скрывал, что размер утилизационного сбора будет таков, что он не позволит подержанным автомобилям проникать на территорию Таможенного союза.

    В «тройке» вокруг введения утилизационного сбора на иномарки разгорелись

    серьезные дискуссии. Наконец, было принято компромиссное решение  –

    Беларуси и Казахстану разрешили сохранить прежние меры тарифной политики и тарифной защиты до их вступления в ВТО.

    Понятно, почему Беларусь сопротивлялась копированию российских правил.

    Слишком много жертв могло оказаться в очередной битве за будущее

    российского автопрома: новые правила коснулись бы не только автодилеров,

    но и бизнеса в смежных сферах: банковского автокредитования, страхования,

    рекламы, сертификации, технического сервиса и т. д. Кроме того, Беларуси

    хотелось защитить свой рынок. Совместно с китайской корпорацией Geely

    Беларусь создала новый завод по производству легковых автомобилей в

    Борисове. К 2019 году производство легковых машин этой марки планируется нарастить до 120 тыс. в год.

    И хотя ранее российская сторона устами посла России в Беларуси Александра

    Сурикова выражала серьезную обеспокоенность в отношении данного проекта, как конкурента российского автопрома, белорусская сторона рассчитывает на рынок ЕЭП. Поэтому лишние проблемы в виде утилизационного сбора ей не нужны.

    Утилизационный сбор в ТС сейчас не уплачивается по автомобилям,

    которые ввозятся через госграницу РФ с территории государств-членов

    Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного

    союза (при соблюдении условий, определенных правительством РФ). В то же

    время этот сбор уплачивается при импорте новых и подержанных

    машин. Однако работающие в РФ производители могут взамен предоставить

    властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем.

    Такое различие в подходах к уплате вызвало жесткую критику Евросоюза. Эта

    тема многократно поднималась на двусторонних переговорах всех уровней. ЕС даже пригрозил РФ судебными разбирательствами в рамках ВТО. Вслед за чем Минэкономразвития РФ объявило, что российские производители будут делать такие же платежи, как иностранцы. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который обязывает российских автопроизводителей также уплачивать утилизационный сбор. Предполагалось, что в случае принятия закон вступит в силу с 1 июля 2013 года.

    Готовились к введению утилизационного сбора и белорусские предприятия.

    В мае 2013 года правительственная комиссия РФ одобрила законопроект,

    который распространяет утилизационный сбор на отечественных

    производителей, лишая их конкурентного преимущества, и который должен был снять претензии ЕС. Однако на весенней сессии Госдумы законопроект

    рассмотрен не был – более того, он даже не выносился на профильный

    комитет.

    Как результат: ЕС подало в суд ВТО иск против России по поводу

    утилизационного сбора на иномарки. Это первая официальная претензия к

    России как партнеру по ВТО. Правила ВТО отводят участникам спора 60 дней на мирное урегулирование проблемы, путем консультаций. После чего истец имеет право потребовать формирования третейской группы, которая готовит доклад специальному органу по разрешению споров. На подготовку и рассмотрение доклада, а также на разбор взаимных возражений сторон может уйти еще от 9 до 12 месяцев.

    После утверждения доклада проигравшая сторона должна предоставить в ВТО в «разумные сроки» отчет о реализации решения органа по разрешению споров. В случае если какая-то из сторон не согласна с этим решением, переговоры могут продолжаться еще до 90 дней. Если же не удастся достичь

    компромисса, можно подать иски в арбитраж ВТО.

    Этот пример говорит о том, что защитные и антидемпинговые меры, вводимые Таможенным союзом, будут в соответствии с установленным порядком опротестовываться, а чиновникам ЕЭК придется их отстаивать и в судах ЕврАзЭС и ВТО.

    Что год грядущий нам готовит

    В августе исполняется год с тех пор, как Россия стала членом ВТО. Пока это был период наименее болезненных последствий для экономики таможенной «тройки», в том числе и Беларуси.

    С сентября 2013 года Россия начнет выполнять свои обязательства перед ВТО по очередному снижению тарифной защиты. В связи с этим ожидается изменение таможенных пошлин на 1 тысячу тарифных линий из 12 тыс. позиций. В целом предполагается сокращение примерно на 10% таможенного тарифа, что, безусловно, скажется на  белорусской экономике.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by