DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Сен 2013 0:00

    Время больших сделок

    Белорусские компании все чаще выходят на российский рынок со значительными проектами и становятся на нем крупными игроками

    Россия – основной торговый партнер Беларуси  и этот факт  неоспорим. Так, только по итогам 2012 года, общий объем поставок белорусской продукции в Москву составил $3,2 млрд., а за 5 месяцев 2013-го – $1,4 млрд.

    При этом в крупные города России отечественные производители поставляют преимущественно продовольствие и товары повседневного спроса (ТНП). Например, в 2012 году их доля в белорусском экспорте в Москву составила 51%, а за январь-май 2013-го – уже 52%. В 2012-м в российской столице белорусскими субъектами хозяйствования были проведены 314 региональных ярмарок и ярмарок выходного дня. Методом прямой продажи москвичам было реализовано продовольствия и ТНПпочти на $20 млн.
    Однако в последнее время белорусский бизнес начал понимать, что такие методы продвижения, как выставки и ярмарки, в России не очень эффективны. Обороты нерегулярных ярмарок – относительно невелики. Находясь в Беларуси, очень сложно входить в крупные российские торговые сети, что подтверждают примеры алкогольной отрасли, легкой промышленности и др. В результате работа через местных дилеров и неэффективная логистика съедают львиную долю валютной прибыли. Да и в принципе такая торговля не позволяет быстро реагировать на меняющиеся потребности и потенциал рынка. Например, сейчас, когда в РФ наблюдается стагнация в ряде отраслей, а также рост импорта в связи со вступлением страны в ВТО. Не случайноНациональный статистический комитет отмечает тревожные тенденции: по итогам января-апреля 2013 года экспорт продукции белорусского машиностроения в Россию значительно снизился. В частности, экспорт грузовых автомобилей упал на 54,5%, седельных тягачей – на 43,9%, поставки тракторов снизились на 21,7%, сельскохозяйственной техники – на 22% и т.д.

    Всерьез и надолго

    Как свидетельствует практика успешных белорусских компаний, для обеспечения стабильного сбыта своей продукции на российский рынок нужно выходить всерьез и надолго, т.е. создавать здесь не просто сбытовые структуры, а полномасштабные производства, торговые сети, покупать банки и страховые компании, строить логистические центры и т.д. Даже государство всерьез озаботилось этим вопросом.

    «Принцип «купи-продай» отходит в прошлое, перерастает в различные варианты производственной и сбытовой кооперации, – говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в РФ Игорь Петришенко. – Мы ориентируем белорусские предприятия-экспортеры на развитие товаропроводящей сети в регионах. Центры продаж открываются одновременно с предприятиями сервисного обслуживания техники. Реализуются взаимовыгодные проекты в области совместного либо кооперационного производства (в первую очередь -  автотракторного и автодорожного профиля) с использованием белорусских базовых компонентов и возможностей местных производителей. Отрабатываются отраслевые целевые программы, схемы финансирования экспортных поставок».

    Гражданам нашей страны этого, быть может, не понять, но в России все еще сохраняется некий пиетет по отношению к белорусской продукции. Особенно это касается продуктов питания, текстильных изделий, мебели и др. Как сказал недавно исполняющий обязанности вице-мэра Москвы Андрей Шаронов, «белорусские продукты отличает давно забытый «советский» вкус».

    И это – не преувеличение. В столице России буквально на каждом углу можно встретить вывески наподобие: «белорусские колбасы», «белорусские сыры» или незамысловатые «белорусские продукты». Подделка молочных товаров «Савушкин продукт», рыбной продукции «Санта Бремор» или «сгущенки Рогачевской» -  стала нормой, а это, согласитесь, говорит о многом. Встретить же отечественный товар в крупных сетях – большая редкость. В основном продажи осуществляются через маленькие магазинчики формата «у дома», что автоматически лишает наших производителей львиной доли оборота. Российские производители пока хоть и проигрывают в популярности, но компенсируют это грамотным брэндингом и агрессивным маркетингом. К примеру, брэнд «У Палыча», очень популярная в Москве марка, действующая по принципу знаменитого брэнда «Довгань», под которой продается масса продуктов питания – мясных, молочных, кондитерских изделий и др. продукции действительно хорошего качества. Акцент в продажах сделан на формат магазинов «у дома», т.е. на точки, через которые продается и белорусская продукция.

    Российские эксперты уверены, что программы развития сельского хозяйства, принятые российским правительством, скоро дадут свой эффект. Возможно, уже через 2-3 года Россия сможет обеспечивать себя, по крайней мере, продукцией отраслей свиноводства и птицеводства в полном объеме. А нам пока предстоит преодолеть последствия катастрофы, связанной с африканской чумой.

    С позиции силы

    Такое положение вещей не могло остаться незамеченным. И в этом году на российском рынке произошло несколько событий с участием белорусских компаний, которые, без преувеличения, стали знаковыми.

    Во-первых, речь идет о начале реализации масштабного проекта компании «Евроторг» по созданию собственной торговой сети в Российской Федерации. Ритейлер, контролирующий в Беларуси сеть магазинов «Евроопт», уже открыл первые объекты в Москве и Подмосковье, а также в близлежащих к Беларуси регионах – в Смоленской и Брянской областях. Пока компания намерена арендовать уже действующие торговые объекты и адаптироваться к местному рынку. Ставка в магазинах сети будет сделана именно на товары белорусского производства. Кроме того, сеть, так же как и в нашей стране, будет позиционировать себя в сегменте доступных цен. К концу года она планирует вырасти на российском рынке до 40-50 магазинов.

    «Кроме стабильно низких цен, мы делаем акцент на исконно недорогие, но при этом качественные белорусские продукты питания, – говорит Андрей Застенский, генеральный директор торговой сети «Евроторг» в РФ. – Кроме того, мы изначально пошли по пути создания логистической инфраструктуры для стабильной работы уже действующих магазинов с расчетом развития нашей торговой сети».

    Вторымньюсмейкером стала компания «Санта Бремор», которая выкупила завод в Ногинске и стала крупнейшим игроком российского рынка по пресервам и икре лососевых. Этот завод был главным активом основного российского конкурента белорусской компании – ЗАО «Русское море». Таким образом, «Санта Бремор» (по оценкам издания «Ведомости», сумма сделки составила $52 млн.) фактически поглотила часть конкурента. Производственная мощность предприятия –  35 тыс. т. продукции в год. Основная специализация– производство продуктов из охлажденной норвежской семги и форели, а также икры лососевых рыб. Что важно: «Санта Бремор» получит не только завод, но и его технологии.

    «Для нас эта покупка закономерна, – считает Александр Мошенский, владелец компании «Санта Бремор». – «Санта Бремор» и «Русское море» производят разную продукцию. Мы сильны в сельди и икре мойвы, они – в лососевых, а значит, после завершения сделки произойдет логичная синергия. К тому же, мы покупаем не только брэнд, но и рецептуру, которая отличается от нашей».

    Кстати, еще одни белорусские инвесторы, обосновавшиеся в Латвии, намерены выйти на элитный рынок осетровой икры.Речь идет о компании SIA RR Fish, которая занимается в Латвии выращиванием осетровых видов рыб. Ей принадлежит завод, производящий в год около 90 тонн осетра и 3 тонны черной икры. По некоторым данным, ее основные бенефициары – белорусские граждане Валерий Азаматов и Андрей Тютюнник.

    Согласно информации издания «Коммерсантъ», они намерены создать в России еще три комплекса по выращиванию сибирского осетра и производству черной икры, планируя, сообща с российскими инвесторами, вложить в этот проект €60-80 млн. Уже сейчас ведутся переговоры с администрациями Калининградской и Ростовской областей, а также города Сочи. Производственные мощности каждого из заводов должны составить 150 тонн осетра и 9 тонн икры в год. В случае реализации этих планов, белорусские бизнесмены могут взять под контроль около трети российского рынка черной икры!

    Напомним, что не так давно Россию удивила еще одна громкая сделка: белорусские братья-бизнесмены Алексей и Юрий Хотины, перебравшиеся в Россию более 10 лет назад, взяли под контроль компанию «Дулисьма», которая является недропользователем крупного нефтегазоконденсатного месторождения в Иркутской области. Точная сумма сделки неизвестна, но «Сбербанк», которому компания в свое время досталась за долги, оценивал ее в $250 млн. Причем, купив НК «Дулисьма», Хотины тут же попытались развить этот успех и, по данным The Wall Street Journal,предложили $2,5 млрд. за права на «Самара-Нафту». Но этот актив все-таки «ушел» к «Лукойлу».

    Деньги уходят на Восток

    Следует отметить, что белорусская продукция сейчас получила серьезный карт-бланш в России – ее допустили к участию в государственных заказах российских органов власти, финансируемых из бюджета.

    Приказом Министерства экономического развития России от 17 апреля 2013 г. № 211 были определены новые условия допуска в сферу размещения государственного (муниципального) заказа ряда товаров, происходящих из иностранных государств. В случае участия белорусских предприятий в этих программах, при организации тендеров к ним не применяется 15%-я преференциальная надбавка в цене. Т.е., они могут участвовать в конкурсах на равных правах с российскими компаниями.Чем белорусские производители уже воспользовались. Хотя и до этого многие белорусские предприятия шили фирменную одежду российских силовиков (например, могилевское ОАО «Моготекс»). Теперь же белорусские предприятия будут массово шить продукцию для российского оборонного заказа. Об этом уже договорились концерн «Беллегпром» и ОАО «Рослегпром». Объем экспорта белорусского текстиля в РФ составляет более $400 млн. в год, и эта цифра ежегодно прирастает на 15-20%. Возросли шансы и у поставщиков другой белорусской продукции.

    Тем не менее, какие бы льготы и преференции ни предоставлялись российскими властями отдельно взятой белорусской отрасли или же всем нашим производителям, факт остается фактом: конкурентную борьбу можно выиграть, только победив соперника на его собственной территории. А для этого нужно инвестировать в покупку или создание нового бизнеса в России.

    И здесь, как говорится, все средства хороши. Можно развивать собственные сети или создавать франшизу, как, например, франчайзинговая сеть магазинов нижнего женского белья Мilavitsa, которая включает сегодня свыше 320 торговых точек в 115 населенных пунктах России.

    Можно создавать свой высокотехнологичный брэнд, как, например, Prestigio, который стал третьим игроком в России по продажам планшетов, вслед за Samsung и Apple! По итогам 1-го квартала этого года на его долю пришлось 10% продаж этих устройств на российском рынке. Между тем, Prestigio 10 лет назад был зарегистрирован в Италии в качестве дистрибутора компонентов для группы компаний Asbis Enterprises. А ее глава и крупнейший акционер, Сергей Костевич, является нашим соотечественником, который, правда, сейчас проживает на Кипре.

    Наконец, можно поступать так, как сделали «Евроторг» и «Санта Бремор» – просто взять и купить (или арендовать) то, что приглянулось. Для этого, конечно, понадобятся значительные ресурсы, но даже в нашей стране у крупного бизнеса они есть, в крайнем случае, их предоставят банки, если сделка действительно перспективная.

    Ясно одно: тренд на приобретение белорусским бизнесом активов за рубежом (в первую очередь, в России) уже очевиден. Это подтверждает и статистика: по данным Белстата, за январь-март 2013 года организациями Беларуси (кроме банков) за рубеж было направлено инвестиций на $1,7 млрд., что на 7,6% больше, чем за аналогичный период 2012 года. Причем, 33,6% этих денег ушло в Россию. Конечно, можно говорить о том, что это больше похоже на «бегство капитала» в связи с неопределенной экономической ситуацией в Беларуси. Но ведь в этом и заключается смысл бизнеса: деньги ищут место, где они могут работать с большей безопасностью и эффективностью.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by