DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 12 Июл 2013 0:00

    Вперед – в прошлое?!.

    Белорусский авторынок готовится к новым потрясениям
    Неплохие результаты продаж официальных дилеров (за январь-май 2013-го в Беларуси было зарегистрировано 8150 новых легковых автомобилей) и признанный большинством участников рынка успех выставки «Моторшоу-2013» не смогли заслонить собой две, на первый взгляд, незначительные новости, которые первыми растиражировали российские СМИ. Речь идет, во-первых, о введении с 16 июля 2013 года антидемпинговой пошлины на коммерческие автомобили общей массой до 3,5 тонн, ввозимые на территорию ЕЭП. А во-вторых, о практически решенном вопросе с введением Россией утилизационного сбора за ввозимые и произведенные на ее территории легковые авто, следствием чего может стать и аналогичное решение белорусского правительства. Как считают эксперты «Дела», в результате продажи новых автомобилей, только начавшие оживать после повышения таможенных пошлин, вновь «просядут», а спрос на неопределенное время качнется в сторону сегмента подержанных машин.

    Хороший старт

    По словам большинства участников «Моторшоу-2013», итоги выставки оказались весьма обнадеживающими и подтвердили общий тренд оживления продаж на рынке новых автомобилей.

    «Выставка «Моторошоу» показала растущий интерес наших граждан к новым автомобилям, – отмечает Сергей Михневич, руководитель ИП «Атлант-М Фарцойгхандель», председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА). – Растет интерес посетителей к кредитным программам – по предварительным оценкам около 25-30% гостей нашего стенда интересовались приобретением автомобиля в кредит. Выросло и количество потенциальных клиентов – это ощущалось как по загруженности менеджеров, так и по тем вопросам, которые интересовали гостей выставки. И, конечно, по количеству заключенных договоров о намерениях, которые давали право на получение 3%-ной скидки при приобретении автомобиля Volkswagenдо 1 сентября 2013 года. Хотя, конечно, насколько эти договора конвертируются в продажи, можно будет сказать только осенью».

    Благодаря лизинговым и акционным кредитным программам (зачастую ставки по ним были вообще нулевыми!), белорусским дилерам пока удается поддерживать довольно неплохую динамику продаж. При этом стабильным трендом остается лидерство марок, собирающихся на территории стран-участниц Таможенного союза. Почти половину всех продаж новых легковых автомобилей (точнее – 41,37%) за 5 месяцев текущего года обеспечили десять даже не брэндов (!), а моделей, из которых 9 – ввозятся в нашу страну без уплаты таможенного тарифа.

    Постепенно разворачиваются программы tradein, в рамках которых покупатель нового автомобиля может передать продавцу в счет частичной оплаты свою старую машину. В целом, как отмечали дилеры, участвовавшие в «Моторшоу», при тенденции снижения ставки рефинансирования и, соответственно, кредитных ставок в коммерческих банках, хорошая динамика продаж на рынке сохранится. Если, конечно, на рынке не произойдет чего-нибудь экстраординарного…

    ТОП-10 лидеров по объемам продаж в Беларуси

    за январь-май 2013г.

    Модель

    Количество

    Kia Rio

    552

    Volkswagen Polo Sedan

    522

    Renault Sandero

    462

    Renault Duster

    403

    VAZ Niva

    300

    Hyundai Accent

    268

    VAZ Priora

    247

    VAZ Granta

    233

    Kia Sportage

    195

    UAZ 3151

    190

    Первый «звонок»

    К сожалению, такие события уже произошли или произойдут в ближайшей перспективе. Поставщики коммерческих автомобилей (а именно этот сегмент в последнее время был самым «живым» на автомобильном рынке) уже поставлены перед фактом новой пошлины. Ее в качестве «антидемпинговой меры» ввела на наиболее популярные модели коммерческого транспорта Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Речь идет о дизельных автомобилях общей массой от 2,8 до 3,5 т., которые производятся в основном в Германии, Италии и Турции. Причем, размер пошлины весьма значителен – в среднем, на 23-29,6%! А еще интереснее, что для автомобилей немецкой сборки она намного выше, чем, скажем, для собираемых в Турции. Например, популярная в Беларуси модель FordTransitтурецкой сборки получила пошлину в размере «всего» 11,1%.

    Это решение – один из первых шагов Таможенного союза по защите своего автопрома и намек иностранным производителям: мол, если вам интересен наш рынок, то налаживайте сборку популярных моделей на нашей территории… Впрочем, на текущем этапе белорусским потребителям это решение принесет лишь повышение цен, которое в текущей ситуации кажется неизбежным.

    «Можно прогнозировать, что постепенно цены будут повышены как минимум на размер действующей пошлины. То есть на 23-29%,– считает заместитель директора автоцентра «Атлант-М Боровая» FordАндрей Гаврилов. – Альтернативный путь для дилеров – продвигать на рынке автомобили с бензиновыми двигателями. Однако в сегменте коммерческих авто такой шаг можно назвать рискованным, так как стоимость владения коммерческим автомобилем с бензиновым двигателем существенно увеличивается».

    Перед грозой

    Но самым серьезным ударом для автомобильного рынка может стать введение Россией утилизационного сбора, который коснется как ввозимых, так и производимых на ее территории легковых автомобилей. Для Беларуси это означает в той или иной мере подорожание всех продаваемых у нас новых авто. Причем, значительнее всего – самых востребованных дешевых машин. 30 мая 2013г. глава правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение №868-р с поручением внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», что и было сделано буквально на следующий день. Вполне возможно, он будет рассмотрен еще до окончания весенней сессии парламента.

    Чисто теоретически ведение такого сбора является нормальным шагом, призванным обеспечить очистку наших улиц, дворов и свалок от ржавеющего автохлама. Решение вроде бы логичное и напрашивается само собой. Да этого требует и логика Таможенного союза и Единого экономического пространства. Тем более что белорусам сейчас тоже есть что защищать от автомобильного импорта: с марта текущего года СП «БелДжи» приступило к активным продажам автомобилей GeelySC7. Но предположительные размеры пошлины, а также ее привязка к объему двигателя выглядят, мягко говоря, странными. Тем более что пока неясно как будет платиться эта пошлина – в стране производства или в стране продажи автомобиля. В результате автомобильные дилеры и их клиенты не могут определить цены на заказываемые автомобили, что порождает нездоровый ажиотаж и нервозность на рынке.

    «Автомобильная ассоциация БАА крайне негативно оценивает введение утилизационного сбора по аналогии с РФ и трактует этот сбор как очередную протекционистскую меру российского автопрома, – заявляет Сергей Михневич. – Ее последствия могут быть самыми неприятными. Введение утилизационного сбора без снижения таможенной пошлины означает очередное подорожание автомобилей, что может привести к значительному падению продаж автомобилей, импортируемых из дальнего зарубежья. На данный момент мы делаем все возможное, чтобы обсудить этот вопрос с представителями ответственных государственных органов.  Однозначно можно пока лишь сказать следующее – автомобили российской и белорусской сборки подорожают ориентировочно на 5%. Мы рассчитываем на то, что если по импортным автомобилям будет также введен утилизационный сбор, то при этом  соразмерно будет снижена таможенная пошлина. В этом случае стоимость таких автомобилей изменится не так сильно».

    Впрочем, многие эксперты отмечают, что параллельное снижение таможенных пошлин не решит всей проблемы. Ведь самые продаваемые сейчас в нашей стране модели производятся в соседних странах и не подпадают под таможенное законодательство. А по ряду других моделей (особенно – недорогих) изменение таможенного тарифа вряд ли компенсирует «утилизационную накрутку».

    «Поскольку почти половину всех продаж новых легковых автомобилей в Беларуси обеспечивают модели, которые ввозятся без уплаты таможенного тарифа, одновременное с ведением утилизационного сбора снижение таможенного тарифа на импорт не компенсирует удорожание самых популярных автомобилей, – считает Сергей Варивода, председатель Совета директоров Группы компаний «Интеллект». – Уплата утилизационного сбора на ввозимые из стран СНГ автомобили приведет к их подорожанию до 10%. Например, самая дешевая иномарка в С-классе ЗАЗ «Шанс» может подорожать с $8400 до  $9250. Изготовители легковых автомобилей Российской Федерации пока молчат. Лишь официальный дистрибьютор ОАО «УАЗ» ЗАО «Внедорожник» сообщил, что ульяновские машины от производителя подорожают с 1 июля на 1-2%. Подорожают и дешевые китайские автомобили. Особенно это коснется популярной модели Чери А13, производимой в Украине, и внедорожников Ховер от Грэйт Вол с объемом двигателя более 2 литров».

    Как говорят эксперты «Дела», введение утилизационного сбора без компенсационного эффекта снижения таможенного тарифа приведет к перетоку покупателей автомобилей в бюджетном сегменте на рынок «б/у-машин». Ведь средняя цена импортируемого в страну автомобиля чуть более десяти тысяч долларов. И этот сегмент наиболее чувствителен даже к незначительным колебаниям цены.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by