Delo.by,

    Комментарии 25 Июл 2017 13:24

    В поисках места под солнцем

    Туристический рынок Беларуси постепенно выходит из кризиса. Об этом свидетельствует возросший спрос на турпродукты летнего сезона

    Елена МЕДВЕДЕВА, специально для «Дела»

    В кризисный 2016 год количество туристов, выезжавших за рубеж, сократилось почти в 2 раза по сравнению с 2015-м. По данным Национального статистического комитета РБ, в прошлом году эта цифра составила 495 727 человек, в позапрошлом — 738 671.

    При этом можно говорить о значительном повышении внимания к отдыху внутри страны: количество туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам тура в пределах территории Беларуси, в 2015 году составляло
    836 776 человек, в 2016 — 1 001 848.

    2016 VS 2017

    В 2016 году туристические компании отмечали следующие тенденции в поведении потенциальных туристов: отказ от поездки, самостоятельное планирование отпуска, а также снижение среднего чека покупки, т. е. более дешевый вариант отдыха либо сокращение количества дней тура. В среднем в 2016 году белорусы проводили за границей 8 дней.

    Текущий год эксперты «Дела» называют годом выхода из кризиса, поскольку наблюдается большее оживление и повышение спроса на рынке туристических услуг по сравнению с 2016-м. Это заметно по раннему бронированию: например, в компании «Юника-Тревел» на июнь распроданы почти все туры в Турцию, Черногорию и на Кипр. В 2017 году, по сравнению с аналогичным периодом 2016, в компании «Солвекс» потребление турпродуктов на раннем бронировании увеличилось на 40%.

    ОСТАТКИ НЕ СЛАДКИ

    В последнее время белорусы все чаще пользуются возможностью заблаговременно позаботиться о своем отдыхе. Это связано с большим количеством свободных отелей, дат, направлений и существенной экономией, что особенно важно для семей и молодежных компаний. Поездка с детьми часто предусматривает отель с хорошими аниматорами, водными развлечениями, детским питанием и удобным расположением. Раннее бронирование позволяет найти оптимальный вариант, ведь в подходящих оте­лях в этот период еще много свободных мест. Таким образом раннее бронирование избавляет клиента от необходимости выбирать место отдыха по остаточному принципу. Сезон прошлого года показал, что тот, кто отложил на последний момент покупку тура в Болгарию, Испанию, на Кипр, не смог попасть в популярные отели достойного уровня из-за отсутствия свободных номеров. Оксана Бичун, генеральный директор Иностранного унитарного туристического предприятия «СОЛВЕКС» отмечает:

    «Наши коллеги из Болгарии, Греции, Испании предупреждают, что эти страны в 2017 году будут по-прежнему популярны среди европейских туристов. И если вы этим летом захотите попасть в конкретный отель, в котором всегда отдыхали, но придете за туром в последний момент, мест уже может не остаться. И это не «маркетинговая страшилка», а реальная ситуация, с которой мы сталкивались неоднократно».

    ВЫБОР БЕЛОРУСОВ

    Каждый год происходит очередная адаптация потребителей, туроператоров, поставщиков к новому сезону. Прежде чем вый­ти на рынок с предложением, туроператоры тщательно изучают предпочтения и возможности клиентов. Основными критериями выбора места отпуска со стороны потребителей остаются безопасность страны пребывания, соотношение цены и качества, гарантии отдыха, необходимость открытия визы в страну. Так, туристические компании осуществляют подбор туров согласно спросу населения.

    Сейчас в Топ-5 направлений для отдыха белорусов можно включить Болгарию, Испанию, Кипр, Грецию и Грузию. Волнения прошлого года, связанные с Турцией из-за отмены российских чартеров, сейчас исчезли, и билеты довольно активно раскупаются. Болгария — однозначный лидер среди направлений для семейного отдыха. Благоприятный климат, наличие пляжа и выхода к морю — в приоритете у туристов. Отдых на море нередко совмещают с экскурсионными программами, поэтому туроператоры обращают внимание и на эту составляющую поездки.

    На данный момент можно говорить, что практически все туры на июнь по популярным направлениям распроданы — все меньше билетов остается на вылеты из Беларуси в популярные даты июля, августа, сентября.

    Сейчас белорусы начинают знакомиться с новыми направлениями — безвизовой Албанией, Северным Кипром.

    «В Албании достаточно низкая стоимость на курорты, экскурсионные программы, а также хорошие, чистые пляжи. Для активных туристов, которые любят пешие походы, рафтинг, экскурсии, хорошую еду, подойдет Черногория», — рассказывает Марина Головач, директор туристической компании «Юника-Тревел».

    Как отмечают эксперты «Дела», в связи с увеличением стоимости виз планируется снижение спроса на направления в Индию и ОАЭ. Однако некоторые белорусы продолжают открывать для себя экзотические страны, в особенности молодожены, которые хотят зарегистрировать брак в необычном месте или провести там медовый месяц. Поэтому направления Шри-Ланка, Таиланд (остров Самуи) раскупаются и в 2017 году. Туристы с небольшим бюджетом могут позволить себе отдых в Затоке и Коблево, Краснодарском крае, Прибалтике.

    Для тех, кто хочет заняться лечением, подойдет Трускавец в Украине, Друскининкай либо Паланга на балтийском побережье Литвы. В Польше можно не только посмотреть на холодное Балтийское море, но и отдохнуть на горнолыжных курортах, а позже завершить поездку шоппингом. При этом туристы самостоятельно едут на отдых по этим направлениям гораздо чаще, чем по направлениям в удаленные европейские страны или на острова.

    По-прежнему востребовано одно из самых ответственных направлений туризма — детский отдых. Туристические компании особенно тщательно выбирают партнеров-поставщиков услуг в данном сегменте. В этом направлении наибольшее внимание уделяют менеджменту управления детским лагерем, ограждению территории, выделенным обустроенным местам для детского купания (в озере, море, реке), обеспечению безопасности и наличию высококвалифицированных кадров.

    Сейчас некоторые хотельеры предоставляют белорусским тур­операторам специальные тарифы на раннем бронировании, бесплатные трансферы от аэропорта до отеля, а авиаперевозчики стараются снизить цены на авиабилеты по датам низкого сезона на 5%. В этом году любимая туристами Болгария пошла на значительные уступки белорусам. Специальные предложения хотельеров, в основном, касаются семейного отдыха. Чтобы немного сэкономить, можно обратить внимание на автобусные туры в Болгарию, Черногорию, Прибалтику, Украину, а также попробовать совместить экскурсионные автобусные туры с отдыхом на море.

    Выбор места отдыха нередко зависит от наличия приграничных зон с Беларусью. Это связано с родственниками в соседних странах, небольшим расстоянием, которое легко преодолеть на личном авто либо на автобусе, что значительно снижает стоимость отдыха.

    ОДИН В ПОЛЕ – ВОИН?

    Продолжают набирать популярность самостоятельные путешествия.

    «Ответственность за свое путешествие в этом случае несет сам путешественник, — говорит Оксана Бичун. — Для организации самостоятельных туров в другую страну требуется минимальное знание иностранного языка, умение оплачивать услуги через интернет, способность найти всю необходимую информацию по отдыху в выбранном направлении».

    Даже если это звучит пуга­юще, самостоятельная организация поездки для многих удобнее и интереснее, чем обращение в туристические фирмы. Среди европейцев не зря популярно заселение в хостелы: живете в комнате с несколькими людьми, знакомитесь с туристами из других стран, расширяете границы личного пространства и учитесь понимать других не с помощью языка, а с помощью наблюдений и эрудиции. В хостеле встречаются как бизнесмены, которые приехали на пару дней подписать контракт, спортсмены, у которых в городе соревнование, так и обычные туристы. Для выбора подходящего жилья обычно обращаются к таким сайтам, как Hotellook и RoomGuru. Если всем известный Booking осуществляет поиск отеля по собственной базе, то первые два сервиса помогают сравнивать цены на разных площадках. Раньше среди молодежи был популярен каучсерфинг — размещение у местных жителей. Мы попробовали найти место для ночлега в соседних странах — Латвии, Литвы, Польши через сервис, но убедились, что в европейских странах каучсерфинг постепенно отходит на второй план.

    Несмотря на все плюсы самостоятельных путешествий, роль туроператоров сегодня важна и ощутима. Формирование турпродуктов, а именно: изучение спроса, логистических возможностей, обеспечение безопасности, заключение договоров с поставщиками услуг и ответственность за качество лежит на туроператоре. При этом стоимость пакетных туров по некоторым направлениям оказывается значительно ниже, чем организация самостоятельной поездки даже с помощью лоукостов. Кроме того, обращение в тур­агентства существенно экономит время и силы: операторы помогут сделать визу, оформить страховку, связаться с отелем для организации дополнительных услуг.

    БЕЛАРУСЬ ТУРИСТИЧЕСКАЯ

    В 2016 году повысился интерес белорусов на туризм внутри страны, но количество предложений по-прежнему превышает спрос.

    «Необходимо обратить внимание местных властей на своевременное обустройство прибрежных зон рек, озер, искусственных водоемов, оборудование стоянок для туристов с собственными палатками или возможность поселиться в палаточном городке», — считает Оксана Бичун. К экскурсиям есть определенный спрос, но среди групп белорусских туристов он невелик, чаще это корпоративные выезды. Кроме того, белорусы мало знают о достопримечательностях своей страны.

    «При этом у нас хорошо развита экскурсионная сеть, — говорит Марина Головач. — Кроме Несвижа, Мира, Бреста, Полоцка и Турова, которые встречаются во всех путеводителях, организовываются экскурсии в Будслав, Гервяты, Геранёны. Есть экскурсии по родным местам писателей, художников и других известных людей». Эксперты «Дела» уверены, что если туристы захотят путешествовать по Беларуси, то они найдут такую возможность. Пока внутри страны больше популярны поездки в загородные клубы, лечение в санаториях, а также размещение детей в летних лагерях. Неизменным спросом, несмотря на зависимость от сезона, пользуются базы отдыха для пикника, рыбалки и корпоративных мероприятий.

    ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

    2017 год можно назвать годом выхода из кризиса. Туристический рынок быстро адаптируется к новым условиям, и операторы стараются подобрать направления в соответствии со спросом и возможностями белорусов. При выборе места отдыха стоит обратить внимание на новые предложения: безвизовую Албанию, а также Северный Кипр. Новинки часто бывают на акции, а значит, качественный отдых в новом месте обойдется дешевле. Этим летом белорусов можно встретить в Болгарии, Испании, Греции, Грузии и на Кипре. Но чтобы не ехать за земляками за границу, можно посвятить свой отдых изучению родного края.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by