Delo.by,

    Комментарии 18 Июн 2014 11:05

    Утилизация цен

    Как утилизационный сбор сказывается на российском авторынке

    Константин Коржевич, «Дело», г. Москва

    С 1 января 2014 года российские автопроизводители наравне с импортерами начали платить утилизационный сбор. Как известно, соответствующие поправки в закон об отходах производства и потребления под давлением ВТО президент Владимир Путин подписал еще осенью. Пока однозначного мнения о том, насколько повлияет «фактор утилизации» на продажи легковых авто, у представителей российского автопрома нет. Во-первых, этот год в России начался с почти 10%-ной девальвации рубля, которая спутала все расчеты. Во-вторых, правительство поспешило успокоить автопроизводителей, пообещав им компенсировать издержки, связанные с утилизацией машин.

    Чуда не случилось

    Российскому автопрому теперь приходится работать в равных условиях с зарубежными производителями, которые, как известно, платят сбор с 1 сентября 2012 года.

    Базовая ставка для легковых автомобилей установлена в размере 20 тыс. российских рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тыс. При этом итоговый размер платежа зависит от технических характеристик и износа машины. С учетом коэффициентов, зависящих от объема двигателя, размер утилизационного сбора составляет для новых легковых автомобилей 17,2 тыс.-110 тыс. руб., для грузовиков – от 75 тыс. до 450 тыс. рублей. Причем сбор теперь распространяется и на транспортные средства, ввозимые с территорий Беларуси и Казахстана. Исключение сделано для техники, принадлежащей россиянам, переселяющимся в Россию на постоянное место жительства по специальным программам, дипломатическим и консульским представительствам. Кроме того, от сбора освобождены раритетные автомобили, выпущенные не менее 30 лет назад.

    Под действие нового закона попали около 370 предприятий российского автопрома, которые до этого вместо уплаты сбора просто брали на себя обязательства утилизировать выпускаемые машины. Теперь они обязаны перечислять такие платежи непосредственно в Федеральную налоговую службу (импортеры осуществляют платежи в Федеральную таможенную службу). В результате, по оценке Минпромторга России, объем бюджетных поступлений за счет взимания утилизационного сбора вырастет с ежегодных 54 млрд. рублей до более чем 200 млрд. руб.

    Затраты для многих производителей могут оказаться очень существенными. Так, руководство «АвтоВАЗа» оценило сумму утилизационного сбора, который компании придется уплатить в 2014 году, приблизительно в 13 млрд. рублей. К примеру, за произведенный в России легковой автомобиль Lada Granta, который в базовой комплектации совсем недавно стоил 279 тыс. рублей, изготовитель должен будет заплатить 26,8 тыс. руб. А это более 10% от себестоимости! Аналитики, исходя из объема продаж автомобилей в 2012 году, уже подсчитали, сколько должны будут выплатить в 2014 году ведущие российские автопроизводители с введением для них утилизационных сборов (см. Таблицу 2).

    Примерные суммы утилизационных сборов, подлежащие к уплате ведущими российскими производителями, млрд. руб.

    АвтоВАЗ и группа ГАЗ

    по 15

    «Автотор»

    10-15

    КамАЗ

    9

    Соллерс (с учетом SsangYong)

    6

    СП Ford-Sollers

    6

    московский завод Renault «Автофрамос»

    4

    Источник: «ВТБ Капитал»

     

    Не сбором единым…

    В прошлом году продажи новых автомобилей в России упали на 4%. По итогам января-февраля наблюдается абсолютно такая же тенденция: за 2 месяца 2014 года продано 359,1 тыс. новых машин, что на 4% меньше чем за аналогичный период 2013 года.

    С начала текущего года цены на новые автомобили в России в среднем выросли на 2-5%. Компания Toyota подняла цены на 7 своих моделей на 2% еще в январе. В феврале на 1,5-3% увеличилась стоимость остальных 11 моделей российской линейки компании. Вслед за ней на 2% на весь модельный ряд поднял рублевые цены Ford. В феврале на 5% в сторону повышения пересмотрел российские прайсы концерн General Motors – на автомобили Chevrolet и Opel. В конце марта цены поднял и российский АвтоВАЗ. В среднем – на 2,8%. Причем, сильнее всего подорожала Lada Granta (на 3,6%) – лидер продаж. С 1 апреля в среднем на 2% поднял цены Renault и на 3% – Mercedes-Benz.

    Пока аналитики рынка считают основным фактором роста цен не утилизационный сбор, а девальвацию рубля. Хотя не исключают, что сбор все-таки повлияет на прайсы автосалонов. В прошлом году на фоне падающего рынка дилеры шли на снижение своей маржи, чтобы поддержать продажи. Сейчас ситуация примерно такая же, но резервы прочности у продавцов – уже не те.

    «Утилизационный сбор придется платить всем, – замечает директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. – А для бюджетных легковых автомобилей 20 тысяч – все-таки значимая сумма. И постепенно производители будут закладывать этот сбор в стоимость автомобиля».

    Как говорят продавцы, именно сегмент эконом-класса может больше всего пострадать из-за введения утилизационного сбора.

    «Владельцы дорогих автомобилей более стабильны в своем потребительском поведении,– поясняет президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко. – Если они привыкли менять автомобиль через 2-3 года после завершения срока гарантии, то, как правило, продолжают так поступать независимо от симптомов кризиса».

    А вот покупатели недорогих иномарок, особенно те, кто берет машину в кредит, при малейших признаках нестабильности предпочитают подождать «до лучших времен».Именно поэтому в проигрыше, вполне вероятно, окажутся производители бюджетных машин, в том числе – «АвтоВАЗ».

    Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 15 января подписал постановление, согласно которому в 2014 году на поддержку автопрома будет выделено 84 млрд. руб. В документе, конечно, об этом не сказано, но если читать «между строк», то становится очевидным, что речь идет о компенсации российским производителям утилизационного сбора. Она просто завуалирована, чтобы не вызвать недовольного брюзжания в ВТО. Формально эти деньги идут на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, энергоресурсы, выполнение гарантийных обязательств, содержание рабочих мест и др.

    Но очевидно и то, что 84 млрд. – это далеко не полная компенсация, и покроет лишь 70% потерь. Кроме того, далеко не все заводы в России будут получать компенсацию. На нее могут рассчитывать только те, кто подписал соглашение о промышленной сборке или работает на территории свободных экономических зон. То есть в список автоматически не попадают заводы «Дервейс», ТагАЗ или «Ирито», которые напрямую работают с китайскими брэндами, а значит, повышения цен на китайские авто в России стоит ждать в первую очередь.

    Тем не менее, пока продавцы склонны полагать, что утилизационный сбор не станет основным фактором, влияющим на снижение продаж. Печально лишь, что его введение совпало с проблемами российской экономики в целом и связанным с этим снижением покупательного спроса. Именно общеэкономические факторы будут определять ситуацию на авторынке в 2014 году. Покапотенциал падения продаж автомобилей в России в 2014 году в зависимости от экономического сценария оценивается специалистами в пределах от 2,8% до 6,5%.

    «Этот сбор – лишь гарантия того, что транспортное средство будет утилизировано цивилизованным способом,– говоритРоман Приходько, директор по продажам «Ауди Центр Варшавка» группы компаний «АвтоСпецЦентр». – Если задаться подсчетом стоимости удорожания легкового автомобиля при введении утилизационного сбора, то, в среднем, для физических лиц оно составит около 3-5 тыс. рублей в зависимости от года выпуска, типа и комплектации авто. Такая сумма в контексте покупки машины не так уж и велика. Наверняка большие деньги будут потрачены клиентами на установку дополнительного оборудования. В связи с этим, на мой взгляд, введение утилизационного сбора не должно существенно отразиться на расходах рядовых покупателей».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by