DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 16 Окт 2011 14:56

    Успешный рыбный бизнес Александра Мошенского

    Как частная компания из Бреста превратилась в одного из крупнейших производителей морепродуктов в Восточной Европе.

    Когда в далеком 1993 году отец и сын Михаил и Александр Мошенские* зарегистрировали компанию «Санта Импэкс Брест», она была небольшой посреднической фирмой, которые в то время открывались в Беларуси в большом количестве. Занимались такие структуры экспортно-импортными операциями, торговлей, транспортными услугами, ресторанным бизнесом – одним словом, всем, что могло принести доход.

    Отличительной чертой «Санта Импэкс Брест», стал «рыбный уклон» развития бизнеса.

    Предприниматели обратили внимание на тот факт, что после распада Союза рыба в белорусских магазинах стала дефицитом, и постарались занять эту нишу.

    Сегодня компания, которой руководит Александр Мошенский, называется «Санта Бремор». В ней заняты 4100 человек, и она является крупнейшим отечественным игроком на рынке пищевых продуктов, которые поставляются в 22 страны мира, в том числе в ЕС, США, Австралию и даже Новую Зеландию. На заводах компании производится свыше 500 наименований продукции – рыба, морепродукты, икра, сурими, спреды, пельмени, мороженое и питьевая вода. В портфеле СП «Санта Бремор» не менее десятка «раскрученных» торговых марок, а сама компания в 2011 году по версии MPPConsultingстала самым дорогим белорусским брэндом, который международные аналитики оценили в $72,5 млн.

    Впрочем, сам владелец компании не считает ее крупной, отмечая, что «Санта Бремор»  находится только в начале пути.

    – Мы лишь приближаемся к категории крупного бизнеса, – говорит Александр Мошенский. – Всякий бизнес, на мой взгляд, должен пройти несколько этапов. Вначале главная задача руководителя – просто заработать деньги и сформировать первоначальный капитал. Затем – научиться управлять созданной структурой. Позже – делегировать полномочия, ставить задачи и контролировать их выполнение. И только затем наступает время, когда он передает в чужие руки оперативное управление и сосредотачивается на решении стратегических задач. То есть крупный бизнес – это не только количество работающих, активы и оборот, но, прежде всего, высочайший уровень управленческих решений.

    Со стороны кажется, что на бизнесе Мошенского даже не сказалась череда кризисов, которые прокатились по миру за последние полтора десятка лет. На самом деле это не так. Более того, история компании – прямое подтверждение избитой фразы о том, что кризис – это не только проблемы, но и возможности. Именно кризис 1998 года стал для брестской компании «моментом истины» и определил стратегию ее дальнейшего развития – курс на диверсификацию рынков сбыта и товарного портфеля.

    – В 1994-1995 годах мы уже занимались переработкой рыбы, – вспоминает руководитель компании. – Вначале это была так называемая переработка «на услугу», когда всю конечную продукцию отдавали оптом. Позже – занялись самостоятельной реализацией. Но только в 1998 году мы поняли, что добавленная стоимость в переработке – намного выше, чем в торговле, и что от девальваций и кризисов сильнее всего страдают импортеры, а не производители.

    В конце 90-х «Санта» коренным образом изменила стратегию развития и развернула полномасштабное производство рыбной продукции – филе сельди, крабовых палочек, оригинальных рыбных продуктов по собственным рецептурам. Позднее здесь был освоен выпуск лосося, сурими и морепродуктов.

    С самого начала акцент в производстве и продвижении был сделан на высоком качестве продукции – компания первой в Беларуси сертифицировала производство по системе ХАССП. А в 2010-м ввела в действие новый, оснащенный самым современным оборудованием, производственный комплекс площадью 24 тыс. кв.м., в строительство которого было инвестировано около $40 млн. Сырье поставляется из Норвегии, Исландии, Аляски и других регионов. Причем, объемы его закупок в Исландии настолько значительны для экономики этого островного государства, что Александр Мошенский был назначен почетным консулом Исландии в Республике Беларусь!

    Конечно, пробиваться на внешние рынки было непросто. Пришлось столкнуться и с конкуренцией, и с попытками местных игроков использовать против дерзкого новичка административный ресурс, но, в конечном счете, брестская продукция все-таки прорубила окно в мир. Логистика компании является одной из лучших среди белорусских производителей. В 2010-м был введен в эксплуатацию собственный складской терминал класса «А» в Киеве, готовится к запуску аналогичный комплекс под Москвой. За счет минимизации логистических издержек «Санта Бремор» сможет предложить потребителям еще более оптимальные цены.

    Коренным образом изменился и продуктовый портфель компании. Он значительно расширился новыми продуктовыми направлениями, однако основной упор делается на производство высокодоходной рыбной продукции. Такой, например, как осетровые рыбы – проект строительства собственной фермы по их разведению сейчас активно разрабатывается. Нельзя не отметить успешный опыт работы компании на таких рынках как пельмени и мороженое.

    – Когда мы только задумались о начале производства мороженого, кто нам только ни говорил: мол, куда вы лезете? В стране несколько десятков производителей, жесточайшая конкуренция!– рассказывает Александр Мошенский. – Но мы вышли на этот рынок и всего за три года стали на нем лидером. Производство мороженого позволило нам закрыть проблему летней сезонности. Новая продукция удачно дополняет продуктовую линейку компании. Ведь, по сути, мы остаемся в своей традиционной продуктовой нише – охлажденных и замороженных продуктов питания. В этой нише у нас отлажена логистика и дистрибуция.

    Конечно, мировой кризис 2008-2009 годов и проблемы на валютном рынке Беларуси в 2011-м сказались на работе компании. Но в том и суть преимуществ «Санта Бремор», работающей на многих рынках: потери в одной стране она компенсирует за счет прибылей в другой, а высокие издержки в одном сегменте закрывает за счет растущего оборота в других! Например, в этом году резко упала рентабельность продаж на внутреннем рынке. Но «Санта Бремор» не стала механически повышать цены вслед за растущим курсом доллара. Более того, компания смогла позволить себе работу без предоплаты, фактически кредитуя отечественную торговлю. Благодаря чему сохранила клиентов, долю рынка и, конечно, многочисленных потребителей.

    Александр Мошенский считает, что он – еще в начале пути, но видит большую перспективу для своего бизнеса

    – То, что нас знают и ценят – конечно, хорошо. Брэнд – это важный показатель лояльности потребителей. Но не главный! Мы хотим создать по-настоящему крупную международную компанию, которая будет производить продукцию только высочайшего качества и с большой долей добавленной стоимости. Это позволит сохранить устойчивость бизнеса в любых рыночных ситуациях.

    *Александр Мошенский – лауреат конкурса «Человек Дела – 2005» в номинации «За весомый вклад в развитии внешнеэкономических связей Республики Беларусь».

    Если же вы не создавать заводов по переработке рыбы, то вполне можете открыть оптовый интернет-магазин рыболовных товаров.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by