Delo.by,

    Комментарии 24 Сен 2014 13:51

    Какие белорусские компании завоевывают американский рынок?

    Белорусский бизнес пока не полностью использует свой потенциал на одном из крупнейших рынков мира.

    Павел Петько, «Дело»

    По данным Белстата, экспорт белорусских товаров на рынок США достиг $71,2 млн. и по сравнению с 2009 годом вырос более чем на 70%. Тем не менее, доля экспорта в эту страну в структуре общего объема белорусского экспорта по-прежнему невелика и пока составляет менее 1%. Почему белорусские компании не спешат выходить на один из крупнейших мировых рынков? И кому из белорусских производителей это все-таки удалось?

    ПОД БРЭНДОМ MADE IN BELARUS

    Пик белорусско-американских торговых отношений пришелся на 2006-2007 годы, когда товарооборот между двумя странами составлял более $730 млн., а внешнеторговое сальдо Беларуси было положительным. Однако после введения американскими властями санкций в отношении концерна «Белнефтехим», экспортные потоки были переориентированы с североамериканского на другие рынки региона, в частности – Венесуэлу. В последние годы, несмотря на продолжающуюся политику санкций, товарооборот между странами вновь стал расти. Правда, импорт из США сегодня превышает белорусский экспорт более чем в 6 раз!

    Беларусь экспортирует в США металлопродукцию, нефтепродукты, стекловолокно, казеин, синтетические нити, льняные ткани, изделия деревообработки, оптическую продукцию, мебель и продукты питания. В частности, активно продвигает свою продукцию на рынок США компания «Санта Импэкс Брест». Компания, известная на белорусском рынке под брэндом «Санта-Бремор», поставляет в США селедку, икру мойвы и морскую капусту. Предприятию удалось наладить продажи через крупную американскую оптовую сеть Costco, которая насчитывает более 500 торговых точек в различных штатах. На начало 2014 года продукция «Санта Импэкс Брест» была представлена в 8 магазинах, а к концу года их число планируется увеличить до 20-ти.

    Кроме этого, на американском рынке успешно работают: компания «Моготекс», которая поставляет туда синтетические ткани для специализированной и форменной одежды, компания «Полимастер», выпускающая оборудование для радиационного мониторинга и контроля, «Белорусский металлургический завод», «Оршанский льнокомбинат», «БелОМО» и др.

    Не только пробиться на взыскательный американский рынок, но и прочно занять там свою нишу удалось и компании «Беллесизделие», которая производит межкомнатные двери. Секрет успеха в том, что белорусская компания правильно выбрала свою нишу. Большая часть компаний подобного профиля в США производят двери фиксированных размеров, которые соответствуют местным строительным стандартам. Однако в последние годы на рынке США появляется все больше заказчиков, которые предпочитают строить дома по индивидуальным проектам и нуждаются в дверях нестандартных размеров. Цены на такие двери значительно выше, чем на стандартные, и белорусское предприятие со своей недорогой продукцией сумело занять этот сегмент рынка.

    Но почему лишь некоторые белорусские компании сегодня работают на рынке США? Свое мнение на этот счет высказал заместитель председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович:

    «Во-первых, белорусский экспорт в США сегодня сдерживают ограничения, которые носят политический характер. Тем не менее, ситуация не является катастрофической. В отношении нашей страны сегодня действует режим нормальных торговых отношений, который позволяет большинству белорусских предприятий там работать. Во-вторых, мешает то, что в цену экспортируемой продукции закладываются большие транспортные и логистические расходы. Третий факторэто конъюнктура американского рынка. Дело в том, что на определенном этапе местный бизнес активно инвестировал в Китай, и теперь рынок США заполнен китайской продукцией, с которой нам трудно конкурировать.Еще одна причина, которая не позволяет белорусским компаниям эффективно работать на этом рынке,это нехватка хороших маркетологов, способных продвигать товары и завоевывать новые ниши в условиях очень жесткой конкуренции».

    В то же время, по словам эксперта «Дела», белорусский бизнес сегодня заинтересован в своем присутствии на американском рынке, и БелТПП готова провести ряд выставочных мероприятий на территории США, в том числе организовать в этой стране и крупную национальную выставку.

    IT ДЛЯ АМЕРИКАНСКОГО КЛИЕНТА

    Пока экспорт белорусских товаров на американский рынок прирастает невысокими темпами, в сфере экспорта услуг ситуация выглядит более динамичной. Так, общийобъем экспорта программного обеспечения в 2013 году вырос на 35% и составил$446,7 млн. Несмотря на то, что заказчиками белорусского Парка высоких технологий стали компании из57стран мира, резиденты ПВТ серьезно усилили свои позиции именно на высокотехнологичном рынке США.

    По словам директора ПВТ Валерия Цепкало, белорусские компании поставляют в США услуги по разработке программного обеспечения на сумму более $170 млн. ежегодно, а крупнейшие компании Парка прирастают в среднем на 30-40% в год, что происходит в основном за счет заказов с высокой добавленной стоимостью со стороны американских клиентов. Сегодня в число крупнейших белорусских компаний-экспортеров, работающих с американскими заказчиками, входят EPAMSystems, Wargaming, Itransitionи IBA. Большая их часть занимается аутсорсинговым программированием, но начинают появляться и «продуктовые» компании, которые создают готовые к установке и внедрению приложения.

    «Это касается рынка планшетов, мобильных терминалов и компьютеров, который нам очень интересен. В связи с этим мы подготовили проект декрета, чтобы внести соответствующие дополнения в виды деятельности ПВТ. Согласно документу, компании Парка получат возможность заниматься конструкторско-инженерными разработками, при этом сам продукт сможет производиться за пределами Беларуси. Например, по такой схеме производят смартфоны Apple: техническая документация разрабатывается в США, а собирается все в Китае. Мы хотим, чтобы в Парке также занимались таким видом деятельности. Это откроет для нас новые перспективы на мировом рынке»,–отмечает В. Цепкало.

    Более того, в 2014 году у компаний ПВТ появится возможность реализации своих программных разработок в магазинах приложений, в таких как App Store и Google Play, что может стать серьезной статьей белорусского экспорта в США.

    СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

    По мнению экспертов «Дела», многие белорусские компании, которые сумели пробиться на американский рынок, сегодня ищут возможности на нем закрепиться. А это непросто, учитывая существующую на нем высокую конкуренцию. Одним из способов стать «своим» на рынке США и привлечь дополнительные инвестиции является процедура публичного (биржевого) размещения акций – IPO. Как правило, если предприятие хорошо зарекомендовало себя на протяжении длительного периода времени и попало в поле зрения авторитетных рейтинговых агентств, у него есть хорошие шансы выставить свои акции на биржу.

    Одним из наиболее реальных претендентов на IPOв ближайшие 2-3 года является белорусская компания Itransition, которая занимается аутсорсинговым программированием и тестированием программного обеспечения.

    «Одной из наших наиболее приоритетных задач является расширение представительства Itransitionв Соединенных Штатах. В этом году мы хотим расширить нашу сеть и открыть несколько офисов в разных регионах США – на Западном и Восточном побережьях. При этом техническая база останется в Остине, где находится наш основной американский офис,– рассказал основатель ItransitionСергей Гвардейцев. – В этом году мы задумались о подготовке к выходу на IPO. Мы растем и, перейдя рубеж в 1000 сотрудников, стали получать больше предложений об инвестициях. Инвестиционным фондам интересно помочь компании вырасти в период pre-IPO, чтобы увеличить численность до 3000 человек за несколько лет:как путем органического роста, так и сделок M&A. Но мы пока не торопимся и думаем над подобными предложениями».

    Крупнейшее IPOна американском рынке среди компаний, имеющих отношение к Беларуси, уже провела EPAMSystems. 8 февраля 2012 года глава компании Аркадий Добкин позвонил в знаменитый колокол на Нью-Йоркской фондовой бирже, открыв торги, так как в этот день компания разместила на открытом рынке 6 млн. акций (13% от общего числа) по цене $12 за акцию. Компания выручила от размещения $24 млн., а ее акционеры – $48 млн. Привлеченные в ходе IPO средства компания направила на увеличение объемов оборотных средств, развитие производственной инфраструктуры, а также на инвестиции в новые технологии и приобретение других компаний, что позволило EPAM расширить спектр предложений для клиентов.

    Тем не менее, несмотря на то, что многие белорусские компании мечтают о IPO, в таком способе продажи акций есть как плюсы, так и минусы. Например, к недостаткам такой процедуры относят высокие затраты – как на подготовку первичного размещения акций, изменение процессов ведение бизнеса, так и на поддержание этих процессов – в первую очередь, бухгалтерию и финансы.

    РЕЗЮМИРУЯ

    Белорусский бизнес пока не полностью использует свой потенциал на одном из крупнейших рынков мира. Причем, эксперты «Дела» видят причину не столько в экономических санкциях, которые действуют со стороны США, сколько в неприспособленности отечественных компаний к работе в очень жесткой конкурентной среде. Пока самый сложный вопрос для белорусских компаний: как создать продукт, который будет востребован? Тем не менее, у белорусского бизнеса есть все шансы отвоевать более существенную долю американского рынка. Для этого стоит использовать опыт успешных белорусских IT-компаний и перенести его на производственный сектор, а также организовать совместные поставки и продвижение продукции на рынке США.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by