DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Июн 2012 0:00

    Уроки выживания

     90% участников бизнес-тренингов и семинаров в Беларуси – представители частного бизнеса. И это печально с учетом того, что более 80% экономики в нашей стране контролируется государством.

     

    Рынок бизнес-образования в Беларуси практически сформировался. По понятным причинам основная его часть сосредоточена в Минске, регионы пока существенно отстают, однако и там наметилось некоторое движение. Поскольку все больше компаний приходят к пониманию того, что развитие бизнеса невозможно без обучения и переподготовки сотрудников, и что базового академического образования в области экономики и менеджмента для этого недостаточно, образовательный рынок постепенно растет. Руководители различных уровней ежедневно сталкиваются с задачами, ответов на которые в вузовских учебниках нет. А это ведет к риску снижения эффективности и конкурентоспособности компаний. Между тем, как отмечают эксперты «Дела», рынок бизнес-образования в Беларуси пока формирует не спрос, а предложение.

     

    В лидерах – частный бизнес

    За парту сегодня садятся управленцы самых разных уровней: как владельцы компаний, так и руководители среднего звена. По словам сотрудников консалтинговых структур, в Беларуси бизнес-образование чаще стремятся получить руководители частных компаний. Конечно, роль студентов примеряют на себя и директора государственных предприятий, но значительно реже. Их в общей массе обучающихся «без отрыва от производства» не более 10%. Хотя количество сотрудников госкомпаний, желающих получить современные знания, постепенно увеличивается.

    Представители бизнеса получают дополнительное образование по самым разным направлениям –  от управления персоналом до мерчендайзинга. Например, в прошлом году к помощи образовательных структур часто прибегали компании, желающие увеличить экспорт и не знающие как грамотно это сделать – выстроить товаропроводящую сеть, управлять дилерской сетью, контролировать работу филиалов, находящихся в другой стране.

    В Беларуси все еще нередки случаи, когда директора компаний, помимо своей непосредственной работы, активно занимаются вопросами маркетинга. На бизнесе такое совмещение, как правило, сказывается отрицательно. Поэтому все чаще они приходят к пониманию необходимости подготовить заместителя, знающего как выстроить систему маркетинга, осуществлять маркетинговое планирование и увеличить продажи. К услугам бизнес-педагогов также прибегают и сами работники, которые строят планы карьерного роста – например, рассчитывают занять более высокую должность или повысить свою ценность на рынке труда.

    В роли учителей в этом сегменте рынка бизнес-образования, как правило, выступают профессиональные бизнес-консультанты. Т.е. люди, которые успели поработать в разных отраслях и накопили серьезный практический опыт. Этот опыт (или, как принято говорить – «кейсы») и ложится в основу содержания большинства лекций и семинаров. Крупные игроки рынка, как правило, не привлекают педагогов-теоретиков. В соответствии с международной практикой эффективный бизнес-преподаватель, помимо педагогического таланта и ученой степени, должен иметь и собственные практические разработки. Причем, чтобы не терять квалификацию, он должен регулярно заниматься решением практических задач в реально действующих компаниях, то есть работать консультантом – руководить бизнес-процессами и одновременно преподавать.

    Что касается цен, то они зависят от рыночной востребованности темы, состава слушателей и уровня бизнес-тренеров. Главные факторы формирования цены – профессионализм тренера и время, затраченное компанией на подготовку курса. Т.е. «гуру» преподавательского состава обходятся дороже. Например, стандартные открытые тренинги для специалистов среднего звена (маркетологов, логистов, менеджеров по персоналу и др.) из разных компаний стоят обычно от $100 до $300, а то же самое для «топов» – уже $300-500. Если тренинг проводится на территории одной компании-заказчика и в удобное для нее время, то такой выезд преподавателя обойдется в среднем $40-100 в час. А если в Беларусь заглянуло «светило» маркетинга или менеджмента из России, Украины или ЕС, то его семинар может стоить $500 и даже $1000 на одного слушателя.

     

    Акцент на практику

    Краткосрочное обучение – один из двух крупных сегментов образовательного рынка. Как правило, его содержательная часть – это семинары и тренинги. Это «точечное» повышение компетентности, необходимое в процессе решения какого-то практического вопроса, важного для жизнедеятельности компании. В поисках ответа на такие вопросы управленцы и приходят на практические семинары.

    – Мы живем во время, когда жажда практического знания доминирует, – поясняет Андрей Гусаковский, управляющий партнер консультационной компании «Ключевые решения». –Краткосрочное бизнес-обучение направленно на потребность руководителей в практических знаниях, которые можно мгновенно применить. Тренинги и семинары для управленцев позволяют повысить компетентность в каком-то конкретном вопросе. Особенность нашего подхода к образованию в том, что он опирается на выполненные проекты. Мы не излагаем теоретические знания в виде лекций, как это делают высшие учебные заведения. Мы передаем знания, которые приобрели наши консультанты, работая с различными компаниями в Беларуси, России и Украине. Такой принцип «обучения действием» наиболее эффективен. Ведь в современном менеджменте необходимо делать акцент именно на практические знания, а не на программные. Найдя ответ на вопрос «Как это сделать?» и применив эти знания на практике, менеджер мгновенно их закрепляет.

    Краткосрочное обучение без отрыва от производства в виде семинаров может занять два-три дня. Нередко компании заказывают для своих сотрудников 2-4-часовые занятия в вечернее время. Как говорят бизнес-тренеры, качество обучения значительно повышается, если преподаватели задают домашнее задание. Такие занятия мало похожи на привычные вузовские лекции – они комбинированные, в них включены презентации, фрагменты фильмов, а преподаватель постоянно поддерживает с аудиторией живой диалог. Этот формат «уроков» подразумевает активность слушателей, их живое участие в дискуссии. Есть семинары, полностью построенные на технологии интерактивной игры – так называемые бизнес-симуляции.

    По окончании краткосрочного обучения диплом о переквалификации обычно не выдается. Обладателями такой «корочки» становятся только выпускники бизнес-школ, прошедшие обучение по более длительным программам. При этом представители обучающих структур подчеркивают: такое обучение может дать эффект только тогда, когда в компании есть возможность применения полученных знаний на практике.

    – Если в коротких тренингах и программах участвуют представители компаний, в которых отсутствуют системно организованные бизнес-процессы – это, как правило, не дает положительного результата, – убеждена Жанна Гринюк, учредитель и директор Центра системных бизнес-технологий SATIO. – Дело в том, что такие программы максимально практико-ориентированы и основаны на «ситуационном» методе обучения. Слушатель как бы погружается в ситуацию реальной компании, и изнутри изучает ее финансовые показатели, проблемы, связанные с маркетингом, знакомится с тем, что происходит в управленческих вопросах и др. На основании этого кейса разрабатываются новые стратегии и продукты, рассчитываются точки безубыточности, пишутся финансовые планы. Это то, что должны уметь делать выпускники таких программ, вернувшись на работу.

     

    Кризис позади?

    Игроки образовательного рынка констатируют: спрос на их услуги медленно, но верно растет. Все чаще белорусские предприятия покупают эксклюзивные корпоративные тренинги, когда бизнес-консультанты сами выезжают в компанию для встречи с персоналом.

    – До 2009 года этот рынок рос достаточно большими темпами, – замечает Андрей Гусаковский. – Мировой экономический кризис существенно изменил ситуацию, и спрос упал. В частности, наша компания сократила объем тренингов и семинаров практически вдвое. Частично убытки были покрыты корпоративными заказами. А в 2011-м рынок полностью восстановился. Несмотря на то, что платежеспособность клиентов сократилась, спрос на решение управленческих задач не упал. И это закономерно, ведь кризисы обостряют управленческие вопросы. В этих условиях компаниям как никогда необходима помощь и советы бизнес-консультантов.

    Тем не менее, бизнес-консультанты отмечают, что предложение на рынке бизнес-образования все еще диссонирует со спросом. Образовательные компании не всегда могут предложить то, что запрашивает клиент. А клиент, в свою очередь, не всегда правильно может сформулировать запрос и часто путает такие понятия как тренинг и консалтинг. Он хочет на тренинге получить ответы, которые может дать только консультант, а это уже совсем другой проект – не обучение, а чистый консалтинг.

    – В 2011 году рынок обучения вообще не просел, – подтверждает Жанна Гринюк. – Ни одна из крупных образовательных компаний не заявила о резком падении. Значит, кризис заставляет менеджеров все больше задумываться об инвестициях в человеческий капитал и о создании условий для развития своего бизнеса. В принципе спрос даже превышает предложение. Но, к сожалению, у клиентов пока нет понимания того, что эксклюзивные программы должны быть дорогостоящими. Ведь если это разовый тренинг по продажам, то его, конечно, можно продавать дешевле, поскольку он – стандартный, «штампованный». Тогда как корпоративные программы, адаптированные под задачи, с которыми работает компания, под продукт клиента – это штучный товар, и он не может быть дешевым.

    Подытоживая, эксперты «Дела» отмечают, что белорусский рынок бизнес-образования в целом имеет положительную динамику. А его «краткосрочный» сегмент является особенно перспективным. Прежде всего, по причине доступности – как ценовой, так и с точки зрения затраченного на обучение времени. Сегодня в Беларуси ежегодно проводятся сотни тренингов и бизнес-семинаров. Конечно не все из них, как и йогурты, одинаково полезны. Специалисты крупнейших образовательных компаний, таких как «Здесь и Сейчас», «САТИО», «Ключевые решения» и др. говорят, что на рынке еще можно встретить примеры недобросовестной конкуренции, и что дешевые семинары с неподготовленными тренерами отпугивают клиентов. К сожалению, в Беларуси не существует рейтингов бизнес-образовательных структур, которыми давно оперирует мировой и даже российский образовательный рынок. С другой стороны, как говорит управляющий партнер группы компаний «Здесь и Сейчас» Александр Паньков, это не страшно, поскольку на то он и рынок, чтобы все расставить по своим местам.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by