DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Мар 2013 0:00

    Три практических шага, которых бизнес ждет от власти

    По плану правительства доля малого и среднегобизнеса в формировании ВВП Беларуси к 2015 году должна увеличиться до 30%. Однако созданы ли достаточные условия для такого существенного роста?

    Александр Швец, специально для «Дела»

    По данным Министерства статистики, сегодня доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в формировании ВВП Беларуси составляет от 20 до 23%. Но, если убрать из статистики малые и средние предприятия, торгующие нефтью и нефтепродуктами(например, растворителями и разбавителями), то мы наверняка получимцифру, не выше 20%.

    Еще 15 лет назад Президентом Беларуси был издан Указ о государственной поддержке предпринимательства, в соответствии с которым правительство должно на постоянной основе разрабатывать и воплощать в жизнь программы поддержки и развития МСБ в нашей стране. Сейчас такая программа составлена на 2013-2015 годы. В целом это такой документ, который несет достаточно прогрессивную «фоновую»нагрузку. Но можно ли благодаря этой программе за три года кардинально изменить предпринимательскую среду?

    Зона комфорта

    То количество и качество малых и средних частных предприятий, которое есть в Беларуси сегодня*, поставленную правительством задачу не решит. Необходимы серьезные изменения во внутренней структуре МСБ – ведь не только количество, но и качество малых предприятий должно увеличиться в разы. Это можетпроизойти за счет появления новых предприятий или в результате«переформирования» в юридические лица индивидуальных предпринимателей, которых, согласно статистике,абсолютное большинство.

    Пока этого не происходит. Почему? Значительные риски, проблема доверия между госорганами и частным бизнесом, сложная система доступа к сырьевым ресурсам – все это не способствует росту количества малых предприятий. Ведь если ты открываешь какое-либо производство, например, сыров, то ты должен понимать, что в нашей стране при огромном количестве производимого молока, рынка его – фактически нет!Потому что все сырье распределяется по ключевым молочным комбинатам, т.е. жестко квотируется местными органами власти.В результате в производство будут вложены значительные по меркам МСБ деньги, а сырье будет поставляться с перебоями.

    Пока у бизнеса не появится уверенность, что принципы конкуренции будут одинаковы как для частных,  так и для государственных предприятий, думаю, проблему доверия не решить. Именно поэтому большинство субъектов МСБпредпочитают вести относительно «комфортный» образ жизни в форме индивидуального предпринимателя (ИП) – первичной организационной структуры, из которой они не торопятся выходить, несмотря на многочисленные ограничения, не позволяющие им развиваться дальше. Как только они выбираются из этой «раковины», они сталкиваются с массой проблем: поиском помещения для организации производства, его электро- и газообеспечением и др. В результате многие просто отказываются от развития бизнеса, потому что не созданы достаточные условия для перехода ИП на более высокую организационную модель ведения бизнеса, тем более, производственного.

    Наращивание собственности, загрузки и доступ к финансам

    В чем я вижу возможные пути решения проблемы? Во-первых, малым и средним предприятиям надо существенно наращивать собственность, особенно производственного назначения.Чтобы подвигнуть их к этому, нужен системный подход, а именно – создание прозрачной и справедливой системы передачи собственности бизнесу в виде покупки или долгосрочной аренды помещения, которое не может быть изъято в любой момент по прихоти чиновников. Пока это кажется нереальным, но именно в этом заключается главная задача государства и предпринимательского сообщества! Причем, лучше всего – практиковать передачу помещений именно в собственность, так как это будет стимулировать предприятие развиваться и, что особенно важно, наращивать производственную деятельность.

    Допустим, мы это осуществили, и неэффективно используемые площади были проданы по достаточно приемлемой цене. Возникает вторая проблема: кому малые и средние производственные предприятия будут продавать свою продукцию? Между тем, обеспечение более или менее устойчивого сбыта на ранней стадии крайне важно, поскольку позволяет стабилизировать производственный цикл. И здесь государство должно сделать второй шаг. Это –субконтрактацияили промышленная кооперация крупных и средних системообразующих государственных предприятийс малым бизнесом.

    Зададимся вопросом: заинтересован ли среднестатистический руководитель государственного промышленного предприятия в созданиисети субконтрактантов? Реальная ситуация говорит, что нет. Это имое глубокое убеждение. Более того, в этом случае директорокажется в очень непростой психологической обстановке. Ведь для контролирующих инстанций дело будет выглядеть так, как будто он создал «левые» структуры, чтобы «кормиться» с этого бизнеса!Тем не менее, на мой взгляд, такой альянс промышленных предприятий и частного бизнеса необходим. Его можно юридически оформитьпутем создания закрытых или открытых акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, где определенная доля (49% или 51%)находилась бы в собственности государственного предприятия. Отличный пример – ведущие мировые автомобильные производители. Их главная забота – конструкторские разработки и конвейер, а все остальное они раздают на субподряды.

    Задача роста доли малого и среднего бизнеса в ВВП невыполнима без системной работы государственных структур. Еще одно ее направление – обеспечение частных предприятийресурсамии доступным финансированием. Это включает в себя и доступ к инновационным фондам, которые формируются в различных отраслях, и банковским кредитам по приемлемым ставкам для развития и наращивания производства.

    Избирательный подход

    Наращивание собственности, субконтрактация, финансирование – это основные, системообразующие решения, необходимые для того, чтобы развитие малых и средних предприятий получило реальный импульс. Для чего это нужно государству? Хотя бы для того, что на МСБ в условиях рынка возлагаются стратегические задачи. Если, условно говоря, будут модернизироваться МАЗ или МТЗ, то это приведет к оттоку рабочей силы. Одна из задач малого и среднего бизнеса – «поглощать»ее, тем более государство до 2015 года собирается создать около 300 тыс. новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе.

    Приведу еще один пример:с ростом зарплат неизбежно будет расти спрос на качественные мини-кафе, которых уже сейчас в стране не хватает. Как показывает мировая практика, более качественно они будут работать у частных владельцев. Сейчас они сталкиваются с крайне сложной процедурой передачи помещений из жилого фонда в нежилой. Чтобы получить такие разрешения, нужно пройти семькругов … бюрократии.Поэтому должна быть принята целевая программа по передаче или выкупу таких помещений заинтересованным предпринимателям, и вообще – по формированию льготных условий для сферы услуг, причем, не только в общественном питании и торговле!

    Допускаю, что на это в государственных органах скажут, что они и так делают многое. Может быть. Но, к сожалению, можно «делать многое», а результата, так и не получить… Резюмируя, хочу сказать, что государство ставит задачу роста МСБ, но не подкрепляет ее реальными стратегическими шагами, хотя в Директиве №4 и написан целый ряд правильных положений, но по истечении 3 лет, она выполнена немногим более, чем на 30%.Законодательных и нормативных актов у нас уже принято достаточное количество. Проблема в том, что среди них есть те, которые исполняются, и те, которые «забываются». Вот эта избирательность и создает проблемы.

    *Справка «Дела»:

    По данным Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 1 июля 2012 года на учете в налоговых органах состояло 393.496 субъектов хозяйствования, из которых 324.714 относятся к сектору малого и среднего предпринимательства. В том числе, индивидуальных предпринимателей – 227.031, микроорганизаций – 84.600, малых организаций – 110.704, субъектов среднего предпринимательства – 2.379. 

    По сведениям Национального статистического комитета, к концу 2012 года большинство субъектов малого предпринимательства были расположены в столице Беларуси (40%), а также в Минской области (около 15%). При этом промышленное производство этих предприятий занимает 11% в общем объеме промышленного производства в стране.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by