DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 19 Ноя 2011 12:37

    Три доходных буквы

    Применение «упрощенки» может стать еще более выгодным, если оптимизировать связанное с ней налогообложение.

    Одной из самых полезных книг для каждого бизнесмена является Налоговый кодекс (НК). Перечитывать его можно неоднократно, и каждый раз находить для себя что-то новое и «приятное». Учитывая концептуальную глубину отдельных положений, а также изменения, которые регулярно вносятся в этот нормативный правовой акт, этот процесс может быть бесконечным.

    Итак, в налоговой системе нашего государства есть нюансы, которые можно и нужно эффективно использовать. Хотя этот термин и не очень любят налоговики, но называется он оптимизацией налогообложения. Огромное количество компаний в разных странах существуют только потому, что грамотно используют механизмы налоговой оптимизации. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются, доли в них перераспределяются между новыми участниками. В результате порой получается настолько запутанная структура, что она напоминает мифического змея Уробороса, пытающегося разыскать собственный хвост.

    Конечно, не стоит путать оптимизацию налогообложения и уход от налогов. Не секрет, что под этим термином нередко понимаются не совсем легальные или даже совсем нелегальные схемы, в том числе, предусматривающие оборот большого количества наличных денежных средств. К счастью, на современном этапе большинство компаний работают прозрачно и в рамках правового поля. Они применяют вполне законные способы оптимизации налогообложения, которые часто оказываются выгоднее, чем операции с наличными. И вдобавок менее рискованными, поскольку лишены криминальной составляющей.

    Представьте, например, что индивидуальный предприниматель получил от нерезидента денежные средства, уплатил всего 2% от суммы и получил личный доход, свободный от любого налогообложения. Звучит неправдоподобно? Тем не менее, это возможно и в Беларуси!

    Нюансы «упрощенки»

    Сразу оговорюсь, что при каждой бизнес-схеме или крупной хозяйственной операции может быть проведен детальный анализ налоговых последствий и найдено индивидуальное решение. Однако в рамках данной статьи мы будем вести речь о типовых подходах, и не будем рассматривать комбинации различных способов отчуждения имущества. А для начала поговорим о самом простом, но иногда самом выгодном механизме налогового планирования – упрощенной системе налогообложения (УСН).

    Общая идея использования УСН очевидна: если имеется высокорентабельный субъект хозяйствования (организация или индивидуальный предприниматель), то зачастую ему выгоднее платить налог с оборота (от 2 до 8%) либо от валового дохода (15%), чем использовать общие правила – 24% от прибыли плюс НДС. Однако нюансов с применением УСН возникает более чем достаточно.

    Начнем с того, что УСН вправе применять не все. Ограничения установлены по четырем критериям, каждого из которых достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности использования «упрощенки»: статус, осуществление отдельных видов деятельности, количество работников и объем выручки.

    Например, особый статус имеется у резидентов свободных экономических зон и Парка высоких технологий. УСН им использовать нельзя, впрочем, у таких организаций есть свои не менее существенные льготы. Ограничение по статусу субъекта установлено также для организаций и ИП, осуществляющих деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга. Таким образом, выделение «центров прибыльности», использующих УСН в рамках хозяйственной группы или холдинга законодательно запрещено.

    УСН невозможно использовать ряду организаций, занимающимися отдельными видами деятельности, которые могут оказаться высокорентабельными: например туристическим фирмам, страховым организациям, казино, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, производителям подакцизных товаров, риэлторам. Наконец, индивидуальным предпринимателям нельзя уплачивать УСН по тем видам деятельности, для которых установлены ставки единого налога.

    Что касается ограничений по количеству работников, то для работы по УСН без НДС либо с использованием валового дохода в качестве налоговой базы, численность работников организации не должна превышать в среднем (с начала года по отчетный период) 15 человек, для УСН с НДС – 100 человек. Причем, правильно сосчитать до 15 (или до 100) не так просто, как может показаться.

    Законодатель оперирует понятиями «средней численности», которая определяется с начала года. Как считать работников, работающих по совместительству либо на неполную ставку без дополнительных пояснений не совсем понятно. В частности, в ч.4 п.1 ст.286 НК определено, что средняя численность работников за каждый месяц фактически приравнивается к списочной численности работников в среднем за месяц. В свою очередь расчет списочной численности подробно определен Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 №92. Исследовав нормы данного постановления, можно вывести следующую (немного упрощенную) формулу:

    Численность работников в среднем за период= Сумма средних численностей работников за все месяцы периода (число работников + число совместителей Х сумма ставок совместителей + число работников, работающих по гражданско-правовому договору) разделенная на количество месяцев.

    Таким образом, все работники, работающие по основному месту работы, а также лица, заключившие гражданско-правовые договоры, будут учитываться как целые единицы (независимо от количества рабочего времени), а внешние совместители будут учитываться пропорционально рабочему времени (например, 0,25, в случае если у совместителя 0,25 ставки). И хотя общее количество работников может превысить 15, но с учетом неполного рабочего времени внешних совместителей, организация будет вправе применять УСН.

    Наконец, критерий выручки субъекта в настоящее время применяется не на основании Налогового кодекса, а на основании Указа Президента Республики Беларусь №349 от 9 августа 2011 года. Им установлены следующие ограничения по максимальной выручке: Br12 млрд. – для применения упрощенной системы налогообложения с уплатой НДС; Br3,4 млрд. – для применения упрощенной системы налогообложения с уплатой НДС, либо без нее, либо с использованием в качестве налоговой базы валового дохода.

    Кстати, максимально возможная при УСН выручка в этом году увеличилась практически в три раза, что должно способствовать большей заинтересованности субъектов хозяйствования в использовании УСН. Девальвация белорусского рубля в 2011 году также имела сопоставимое значение, поэтому, возможно, порог УСН и в дальнейшем будет увеличиваться.

    По разным ставкам

    На текущий момент ставки налога по УСН закреплены в Налоговом кодексе и Указе Президента №358 от 11.08.2011.

    Согласно ст. 289 НК при «упрощенке» применяются следующие ставки:

    ·        8% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

    ·        6% – для субъектов хозяйствования, уплачивающих НДС;

    ·        3% – в отношении выручки от реализации услуг за пределы Республики Беларусь;

    ·        15% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

    При этом в соответствии с Указом №358, в период до 31 декабря 2013 года установлена ставка в размере 2% в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

    Вот здесь-то и возникает путаница. Почему в разных нормативных актах названы две ставки в отношении выручки от реализации услуг за пределы Республики Беларусь и не стоит ли применять Указ №358 как акт, имеющий большую юридическую силу? Это действительно так при экспорте товаров. В этом случае всегда применяется ставка, установленная Указом. Однако понятие реализации услуг за пределы Республики Беларусь отличается в этих двух нормативных актах. Указом №358 под реализацией за пределы Республики Беларусь работ, услуг и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признаются только те случаи, когда результаты этих работ вывезены за пределы территории Республики Беларусь, а предоставление услуг не связано с деятельностью таких лиц на территории Республики Беларусь. Если все обстоит именно так, то применяется ставка 2%. В то же время согласно Налоговому кодексу в некоторых случаях местом реализации услуг не является территория Республики Беларусь, даже если фактически услуги оказываются на ее территории. Для таких операций будет действовать ставка 3%.

    Исходя из рентабельности

    Но экспортные ставки налога, а также ставки, установленные для сельских населенных пунктов (5% и 3%) – это частные случаи «упрощенки». Чаще всего при УСН используются ставки в 8% от выручки без уплаты НДС, 6% от выручки с уплатой НДС и 15% от валового дохода. Для каждой из этих ставок существует точка, при которой ее применение является максимально выгодным.

    Для вычисления этой точки можно составить простейшее неравенство. С одной стороны которого будет сумма налога по УСН при заданных параметрах выручки (дохода), а с другой – сумма налога по общей системе налогообложения при тех же параметрах выручки и неизвестном параметре затрат (или не связанных с приобретением товаров затрат – для системы УСН 15%). Решив эти неравенства, мы получим, что применение УСН является экономически целесообразным приблизительно при рентабельности 33% (УСН с НДС), 50% (УСН без НДС) или при доле затрат, не связанных с приобретением товаров, менее 37,5% от валового дохода (для УСН с валовым доходом в качестве налоговой базы). Понятно, что в этом расчете учтены не все аспекты общей системы налогообложения, однако общее представление о случаях, когда становится интересно работать по УСН, получить можно.

    При этом не все выгоды УСН могут быть определены математически. Для многих важным моментом является простота ведения учета. Например, с этого года учет в книге доходов и расходов (без полного бухгалтерского учета) вправе не вести не только те организации и индивидуальные предприниматели, которые не уплачивают НДС, но также и субъекты хозяйствования, которые уплачивают НДС при обороте меньше Br3,4 млрд. (Указ №349 от 9.08.2011).

    С чего начать?

    Плательщиками налога по упрощенной системе налогообложения не только рождаются,  но и становятся. Конечно, проще всего стать на учет в качестве плательщика новой организации – для этого после регистрации необходимо лишь подать соответствующее заявление в налоговые органы. Для действующих субъектов хозяйствования перейти на УСН можно с начала следующего календарного года в порядке, установленном ст. 287 Налогового кодекса и Указом №349. Если средняя выручка бизнеса за 9 месяцев не превысила Br9 млрд., а средняя численность работников – 100 человек, то до 30 ноября текущего года необходимо представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, выбрав желаемую налоговую базу.В 10-дневный срок налоговый орган уведомит вас о своем решении, и в случае соответствия плательщика заявленным критериям, подтвердит переход на упрощенную систему налогообложения. 

    В заключение можно отметить, что согласно оценке последнего исследования Всемирного банка DoingBusinessБеларусь совершила настоящий прорыв в сфере простотыуплаты налогов, впервые за долгое время покинув последнее (183-е) место и переместившись на 27 позиций вверх. Во многом это было связано с применением более прогрессивных положений Налового кодекса. Однако 156-е место – это далеко не идеальная позиция. Правительству осталось взять от УСН лучшее – простоту учета и низкие ставки, чтобы оптимизировать общую систему налогообложения в стране. Бизнесмены и Всемирный банк наверняка это оценят!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by