Delo.by,

    Комментарии 6 Июл 2016 11:19

    Требуется автомобиль…антикризисной сборки

    Привлечь покупателей в автосалоны сейчас могут только низкие цены и выгодные схемы финансирования с использованием лизинга, кредитов и trade-in.

     

    Игорь Клоков, «Дело»

    Не успели в Астане затихнуть дебаты о признаках стагнации в ЕАЭС, как, словно в противовес им, пришло сообщение об очередном реальном воплощении интеграции. Российский Ford Sollers объявил о начале поставок в Беларусь полного модельного ряда автомобилей, выпускаемых в России, включая коммерческие.

    Lada forever

    Не секрет, что на белорусский авторынок большое влияние оказывает рынок России. Между тем, в союзном нам государстве дела обстоят далеко не блестяще. По данным агентства «Автостат», по итогам марта Россия опустилась с четвертого на пятое место среди европейских авторынков с результатом в 116 тыс. авто, пропустив вперед Великобританию, Германию, Францию и Италию. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) в России косвенно подтверждает эти данные, хотя по его подсчетам продажи в апреле  составили 121272 шт. Примечательно, что в России растут продажи китайских автомобилей. «Автостат» отмечает, что за 4 месяца 2016-го продано 10880 «китайцев», при этом рост составил 10% к уровню прошлого года. Всего же рыночная доля китайских авто выросла с 1,9% до 2,6%. Первое место среди китайцев удерживает Lifan (4985 шт.), на втором месте – Geely (2419 шт.). В то же время партнер «Автостат» – международное автомобильное агентство Focus2move.com – сообщает, что российский рынок в апреле показал значительное снижение падения до уровня 8,4%. Впервые за 16 месяцев уменьшение рынка определяется однозначным числом. За 4 месяца 2016-го падение составило 14,7% до 440183 шт. (данные AEB).

    В последние 3 года лидерство на рынке прочно удерживает Lada. В апреле ее доля на рынке составили свыше 20%, или 24648 проданных авто. Вслед за ней идут Kia (12201 шт.) и Hyundai (12114 шт.). У Renault – только четвертый результат (9729 шт.). Постепенно набирает популярность премьера «Автоваза» – компактная «Лада Веста», поступившая в продажу в сентябре 2015-го. В апреле было продано 4821 таких авто – больше, чем продажи Renault Duster (4453 шт.) и Volkswagen Polo (4162 шт.).

    Однако лучшую динамику на российском рынке с начала года показывает Ford. Такое впечатление, что гигант проснулся и начинает расправлять плечи. Из 10 групп автопроизводителей всего 4 показали положительную динамику, и наилучшую среди них – Ford (+73,6%). Три других группы, оказавшихся в плюсе, – это УАЗ (+17,9%), ГАЗ (+9,7%) и Toyota Group (+0,9%). Впрочем, погоду на российском авторынке (легковые +коммерческие) определяют другие группы производителей – AVTOVAZ-Renault-Nissan, Hyundai-KIA и VW Group. Несмотря на отрицательную динамику в пределах 12-17% по итогам 4-х месяцев, совокупно они занимают свыше 60% российского авторынка.

    Ford потеснит Renault?

    До сих пор на белорусском рынке марка Ford пребывала не в лучшем состоянии. По итогам прошлого года продажи бренда упали в 2 раза – с 521 до 277 шт. Тогда как бурный рост показал Renault с бюджетным внедорожником Duster, условным внедорожником Sandero Stepway, хэтчбеком Sandero и субкомпактным Logan. Хорошие позиции Renault сохраняет и в этом году (см. Таблицу 1).

    Таблица 1. TOP-10 продаваемых автомобилей в Iквартале 2016-го
    (данные Белорусской автомобильной ассоциации (БАА))

    Модель

    Продано в 1 кв. 2016 г.

    Класс

    1

    Volkswagen Polo

    584

    B

    2

    Renault Duster

    564

    SUV C

    3

    Renault Sandero Stepway

    490

    SUV B

    4

    Renault Logan

    298

    B

    5

    Skoda Rapid

    248

    B

    6

    Renault Sandero

    208

    B

    7

    Toyota RAV4

    184

    SUV C

    8

    Lada Largus

    176

    B

    9

    Lada Granta

    140

    B

    10

    Nissan Almera

    135

    B

    Fordв Беларуси пока не входит даже в TOP-25 продаж. Но, возможно, в самое ближайшее время ситуация изменится. Если до 1 июня у нас продавались «Форды» производства Великобритании, Германии, Испании, то теперь машины белорусским дилерам поставляет российская компания Ford Sollers. Российский производитель не только намерен укрепить позиции марки в Беларуси, но и расширить модельный ряд. В частности, за счет 5-дверного хэтчбека Ford Fiesta, который не производится в Европе. До конца года в Беларусь будет поставлено 500 автомобилей. Сергей Елистратов, управляющий автоцентра «Атлант-М Боровая», прогнозирует, что в дальнейшем поставки пойдут по нарастающей – от 1 тыс. шт. в год. Цель – занять 4% рынка новых автомобилей.

    «Получение автомобилей российского производства принципиально меняет ценовое предложение по марке Ford в Республике Беларусь, – отмечает С. Елистратов.– Теперь розничные цены сопоставимы с российскими».

    Экспансия российского производителя началась с Казахстана. Еще в 2014-м Ford Sollers начал поставлять туда автомобили, а в 2015-м было продано уже около 400 шт. В  нынешнем году ожидается удвоение продаж. Компания также намерена выйти и на рынок другого члена ЕАЭС – Армении. Показательно, что FordSollersуспел прийти на наш рынок до существенного укрепления российского рубля, которое ожидается экспертами в ближайшей перспективе, и этот фактор будет главным в подорожании иномарок российской сборки.

    В качестве слабого сигнала о начале выздоровления белорусского авторынка можно принять снижение его падения в апреле до уровня 30% к прошлому году – против 50-60% в предыдущие месяцы. Однако повода для оптимизма это не дает. Как отмечает эксперт «Дела», заместитель председателя БАА Сергей Варивода:

    «Рынок новых легковых автомобилей в Беларуси падает шесть месяцев кряду. Темп спада – явно неожиданный для специалистов. Уже очевидно, что рынок сжимается до уровня 2013 года».

    При этом эксперт подчеркивает, что «сокращение рынка происходит за счет существенного падения «неорганизованного ввоза» автомобилей из России. В апреле он снизился до 17% общего рынка, что почти в три раза меньше, чем по итогам 2015-го. Конечно, свою роль сыграли и регулятивные меры со стороны государства, и укрепление российской валюты».

    С. Варивода полагает, что привлечь покупателей в дилерские салоны в нынешней ситуации сможет предложение удобных схем финансирования за счет лизинга и кредитования: «Готовность белорусских автодилеров и их финансовых партнеров дать клиенту не только товар, но и деньги на его приобретение, обеспечила относительный успех дилерских продаж. На фоне катастрофического падения общего рынка, автодилеры символически увеличили продажи новых «легковушек» на 6% к апрелю прошлого года».

    Вместо резюме

    С учетом традиционных прогнозов о схлопывании белорусского авторынка любая активность на нем воспринимается позитивно. Однако говорить о смене лидера в массовом сегменте пока не приходится. Но не нужно и недооценивать претензии Ford. Имея долю на российском рынке около 3%, в Беларуси он рассчитывает на 4%. Пока же погоду на рынке делают другие марки и те дилеры, которые успешнее других учитывают особенности ситуации. А они заключаются в том, что свободные деньги у покупателей закончились. Пришло время активнее использовать инструменты, свойственные развитому авторынку, включая trade-in, лизинг и кредитование по ставкам, отличным от банковских.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by