Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 1 Сен 2013 0:00

    Транзитная дыра

    Спрос на складские помещения в Беларуси растет, в то время как транзитный потенциал страны так и не раскрылся

    До конца действия Программы развития логистики остается 2 года. По официальным данным, сейчас в Беларуси реализуется 46 инвестиционных проектов по созданию логистических центров. Правда, в эксплуатацию введены лишь 12 объектов. Очевидно, что не все намеченные планы будут выполнены – у многих участков, которые числятся инвестиционными проектами, до сих пор нет своих инвесторов. Схожая судьба ожидает и развитие транзитной логистики, о которой говорят много, делают меньше, но надеются на «потенциал выгодного географического положения Беларуси». Тем не менее, многие участники еще далеко не сформированного рынка утверждают, что развитие транзитного потока – дело времени. Вопрос – какого?

    «Мертвые души»

    При этом финансовые потоки, направляемые в одну из самых молодых для белорусской экономики отраслей – логистику, стремительно увеличиваются. В создание логистических центров уже инвестировано более Br2,18 трлн., еще в апреле текущего года эта сумма равнялась Br1,88 трлн. Ожидается, что до конца 2015 года отрасль получит еще как минимум $1 млрд. Такое внушительное финансирование, с одной стороны, обещает соразмерные результаты. С другой стороны, вопрос – когда их ожидать?

    Из упомянутых 46 инвестиционных проектов по созданию торгово-логистических центров (ТЛЦ), 36 реализуются в рамках Программы развития отрасли до 2015 года. Напомним, что из первоначально запланированных 52 центров осталось только 35 инвестиционных проектов. Пока говорить о сформировавшемся рынке однозначно не приходится –  действующие объекты можно практически пересчитать по пальцам. На данный момент в строй введено всего лишь 12 ТЛЦ. Кроме этого, в июне текущего года РУП «Белтаможсервис» ввело первый склад транспортно-логистического центра «Гомель-Белтаможсервис». Вот-вот начнет работу мультимодальный комплекс в Щитомиричах, кстати, это также объект «Белтаможсервиса».

    Несмотря на то, что в начале годаМинистерство торговли озвучило требование к инвесторам начать строительство всех запланированных объектов в течение года, порядка 20 участков остаются пустыми. По словам экспертов «Дела», в рамках Программы эти площади числятся как инвестиционные проекты, но спроса со стороны инвесторов на них нет. Пока что они существуют на бумаге, и вряд ли до 2015 года ситуация кардинально изменится.   

    Спрос на склады растет

    Если рынок еще не сформировался, то общая тенденция уже наметилась – практически все логистические центры занимаются лишь внутренней логистикой, выполняя распределительные или дистрибуционные функции. Нет ни одного центра, который в основном бы занимался транзитными грузами и международными потоками. Кроме того, многие попросту обслуживают собственные нужды (например, постоянный «якорный» арендатор логистического центра «24» –  торговая сеть«Родная сторона»). Более того, стали появляться центры, которые и вовсе работают только на себя. Например, собственные складские помещения построил «Минск-Кристалл». Под Барановичами должен открыться центр «Евроторга».

    Грубо говоря, белорусская логистика схематично сейчас выглядит так: товары свозятся в одно место, а потом мелкими партиями распределяются по торговым сетям. Если сопоставить отечественную практику с мировой, то белорусские ТЛЦ – современные усовершенствованные склады. 

    С другой стороны, на складские помещения существует реальный спрос. «Хоть сейчас и не «горячий» сезон для логистических центров, мы загружены на 90%, – говорит Евгений Крытынский,  директор по логистике группы компаний «Белрусинвест». –  В следующем году наша компания вводит еще 15 тыс. кв. м. складских помещений, но уже сейчас желающих занять эти площади больше, чем мы можем вместить. Среди потенциальных клиентов – «Аливария», «Инструменткомплект» и даже «Евроторг». Несмотря на то, что последняя компания строит свой собственный центр, развивается она слишком стремительно. Пока мы работаем на внутренний рынок, но есть предпосылки, что придут российские клиенты. Свои грузы у нас размещают небольшие компании, которым выгодно передавать эту работу на аутсорсинг, если их объемы «вмещаются» в 200 паллет. Если же компания вырастает до 1000 паллет, то появляется смысл арендовать площади. В основном мы оказываем услуги хранения, но при необходимости – транспортные, в таком случае обращаемся к перевозчикам. Сейчас некоторые ТЛЦ позиционируют себя как 3PL-операторы. Если будет такая необходимость, мы тоже к этому придем».

    В мировой практике 3PL-оператор, кроме транспортировки товаров, оказывает комплекс услуг: таких как складирование, перегрузка товара, а также поиск субподрядчиков. Эти функции далеко не все белорусские ТЛЦ изначально закладывали в свои концепции. Правда, постепенно многие производственные компании начинают понимать, что хранение и распределение своих грузов лучше отдавать на аутсорсинг. Поэтому логистическим центрам приходится заключать прямые договора с транспортными компаниями, чтобы оказывать и распределительные услуги.

    Возможно, со временем рынок еще более настойчиво потребует многофункциональности.  А пока что крупные заказчики не передают управление своими транспортными потоками на аутсорсинг, а лишь арендуют складские площади. Так, например, поступает «Милавица», которая арендует площади у «Белтаможсервиса», а все логистические процессы выстраивает сама. По такой же схеме работает «Савушкин продукт».

    «Круг компаний, которые обслуживаются на логистических центрах, довольно ограничен, потому что не все готовы платить за хранение, – отмечает эксперт в сфере логистики, кандидат экономических наук Максим Губский. – На 20тыс. кв. м. могут обслуживаться 4-5 компаний с большими объемами груза – это товары для торговых сетей либо товары пищевой промышленности. Можно сказать, что рынок уже поделен, каждый имеет этих  4-5 клиентов, все они крупные, известные. Внутренние объемы для новых центров еще есть, потому что некоторые компании понемногу часть своей логистики все же отдают на аутсорсинг».

    А воз и ныне…

    Совсем недавно два логистических центра вышли из Ассоциации международных экспедиторов логистики, мотивируя это тем, что реально они не осуществляют никакой международной деятельности.  

    «О развитии транзитной логистики мы говорим уже давно, – продолжает Максим Губский. – В 2005 году на эту тему я готовил магистерскую работу, с тех пор ничего не изменилось. Существует большая комплексная проблема, связанная с законодательством, с таможенными аспектами. В то же время на рынке нет серьезных игроков, которые были бы готовы привлекать эти потоки. Говорить о том, что наши центры станут форпостом для ТС и ЕС, не приходится. В чем-то виной и узкое мышление руководителей ТЛЦ, которым вполне хватает существующего объема работы и прибыли, которую они получают на оборачиваемости грузов. А обращаться к российским центрам, создавать общие сети – рынок ни физически, ни морально не готов».   

    Многие вопросы, прямо или косвенно тормозящие развитие транспортной логистики, остаются нерешенными. Во-первых, наши партнеры по Таможенному союзу (ТС) до сих пор не разобрались с принципом резидентства, согласно которому после контроля на внешней границе ТС товар можно растаможить только в стране регистрации импортера. Пока решения у этого вопроса нет: в рамках ТС слишком много различий в налоговом, валютном и гражданском законодательстве. Если бы российские резиденты имели возможность растаможить грузы в Беларуси или Казахстане, это помогло бы им оптимизировать грузопотоки: по такой схеме работают в странах ЕС, когда груз может пройти таможенное оформление в любой стране.

    Во-вторых, согласно законодательству, таможенный пункт может быть открыт в любом частном ТЛЦ, если он соответствует достаточно серьезным требованиям. По словам экспертов «Дела», немало примеров, когда белорусские центры проводили долгую подготовительную работу по открытию пунктов, но она ничем не заканчивалась.

    В-третьих, хранение грузов в Беларуси выходит дороже, чем,  например, в соседней Литве. Когда наши предприятия завозят груз с территории Прибалтики, то им выгоднее хранить закупленную продукцию там и привозить на производство в Беларусь только по одной фуре. За счет структуры затрат по хранению оплата всех услуг им обходится примерно на 30% дешевле, чем в Беларуси. «Учитывая местоположение Беларуси, логистика здесь просто обязана быть, вопрос – когда и в каком виде, – говорит директор и руководитель проекта «Транспортно-логистический комплекс «Прилесье» Камбиз Бешкардана. – Мы как застройщики столкнулись с проблемой – строить в Беларуси дорого. Ведь для логистического бизнеса важно построить доступные комплексы,  чтобы привлечь как можно больше иностранных клиентов. Грубо говоря, если в Беларуси «квадрат» склада стоит €700 евро, то такой же в Польше – €300. Мы еще запланировали строительство железнодорожных путей, но это очень дорогостоящий проект, где без помощи государства не обойтись. Пока по нему не принято никакого решения».  Кстати, иностранные операторы, которым теоретически Беларусь могла бы быть интересной, уже открыли свои логистические центры по периметру страны – в соседних государствах. У нас же они всего лишь экспедиторы – как AsstrA, или скромная экспресс-доставка – как DHL.

    В-четвертых, уровень придорожного сервиса и инфраструктура, скорее, отпугнут , уже давно привыкших к европейским стандартам международных перевозчиков. Хотя, по словам вице-премьера Анатолия Калинина, белорусские реалии соответствует рекомендуемым международным нормам развития придорожного сервиса и международной практике. А именно – «обеспеченность объектами сервиса республиканских дорог по среднему расстоянию между ними составляет для АЗС – 47 км, пунктов питания – 35 км».Однако, по официальным данным, объекты придорожного сервиса начнут оказывать полный спектр услуг лишь с 2015 года. 

    Оказывается, для развития транзитной логистики в Беларуси одного выгодного географического положения страны явно недостаточно.

    Надежда есть всегда

    Стоит отметить, что у некоторых участников рынка все же есть немало оправданных надежд  относительно развития транзитной логистики. По словам одного из руководителей транспортно-логистического центра «Белинтертранс», спрос на транзитные услуги Беларуси хоть и не спеша, но начал расти. Заказчикам интересны сбор и растаможка грузов, отправка в Россию. «Недавно были в Нидерландах, эта поездка показала, что потенциал роста у белорусского транзита есть, – рассказывает эксперт «Белинтертранса». – Правда, нам пока недостает мощностей и использования новых технологий. Сегодня мы уже можем доставлять грузы, например, из Китая, используя авиационный, железнодорожный и морской виды транспорта. Конечно, процент таких транзитных поставок пока небольшой . Это зависит и от внешней торговли, и от наших главных конкурентов по транзиту. Перспектива развития транзитного грузопотока именно для нашей компании – в создании дочерней компании в Германии, Литве (Клайпеде), а скоро – в Украине и Казахстане. Благодаря коллегам из Германии, у нас появились новые проекты – доставка грузов из Китая в Европу и обратно. В состав поезда вошел 51 контейнер со сборным грузом. 17 июля поезд отправился из Китая, 29 июля груз прибыл на станцию Брест-Северный, откуда, после перегрузки, был отправлен в Гамбург и прибыл в первых числах августа. Поезд преодолел 10 214 км за рекордно короткие сроки, что позволило значительно сократить время прохождения груза из Китая в Европу, в сравнении с доставкой по морю».

    Специалисты утверждают, что исключительно транзитных логистических центров у нас нет, за исключением предприятия «Белтаможсервис», где идет таможенная очистка и распределение грузов. Кстати, «Белтаможсервис» очень активно развивает свои терминалы, хотя объем транзитных грузов на них еще не велик. «Ежемесячно мы отгружаем 5 тыс. тонн груза на Россию, – говорит Максим Таранов, заместитель директора минского филиала РУП «Белтаможсервис». – Объем нарастает, ведь качество и стоимость услуг в Беларуси ниже, чем в России. Мы выполняем все правила растаможки грузов. Правда, до сих пор некоторые россияне убеждены, что ехать  через Беларусь небезопасно, мол, здесь могут и груз отобрать. Понятно, что такие негативные слухи могут подогреваться конкурентами, ведь в России тоже есть аналогичный бизнес. Однако замечу, что имидж отечественной таможенной службы за последние десятилетия повысился. Беларусь преградой для транспортных потоков уж точно не является!».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by