DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 16 Июн 2011 13:53

    Точка опоры. Для новой экономики

    Инновационная экономика требует радикального изменения системы образования, в первую очередь, внедрения современных обучающих IT-технологий.

     

    На одной из последних международных конференций по высшему образованию Генеральный Секретарь ЮНЕСКО Коичиро Мацуро сказал: «Какое образование у страны сегодня, такое будущее у страны завтра». Образование развивается в целях того общества, в котором существует. В аграрную эпоху оно готовило людей к занятию сельским хозяйством, в индустриальном обществе – к использованию машин. Сегодня, в информационном обществе, на первый план выходит создание и коммерциализация знаний.

     

    Обучение отстает

    Отставание в развитии образования увеличивает технологический и научный разрыв между Беларусью и развитыми странами, преодолевать который становится все труднее. Если поначалу разрыв определялся в основном количественными параметрами –  доступностью компьютеров, мобильных телефонов, возможностями подключения к Интернету и др., то сегодня он связан уже с качественными характеристиками. С тем, какой эффект или какую добавленную стоимость мы получаем от информатизации. Одни страны получают ее больше, другие – меньше. Формирование и развитие экономики знаний (инновационной экономики) в каждой конкретной стране независимо от уровня ее развития является единственно возможной альтернативой экономического роста.

    Беларуси как стране с ресурсной экономикой экономика знаний предлагает усовершенствованные технологии и продукцию с повышенной добавленной стоимостью, а также возможность устойчивого развития. Знания позволят нам сократить этапы экономического развития, совершить «технологический скачок» и быстрее интегрироваться в мировую экономику путём повышения привлекательности для иностранных инвесторов.

    Согласно оценкам Всемирного банка, опубликованным в феврале 2010 года и содержащим 109 показателей, по основным параметрам развития экономики знаний Беларусь занимает 73 место из 146 стран. Выше – Молдова, Иордания, Украина, Литва, Россия и Казахстан...

    Более высокое место у нашей страны по индексам образования (30-е), знаний (52-е) и инноваций (58-е). Однако и эти позиции не соответствуют амбициозным планам белорусского государства. В проекте Национальной программы ускоренного развития услуг в области ИКТ на 2011-2015 гг. сформулированы такие приоритеты: внедрение передовых информационных технологий в органах государственного управления, реальном и финансовом секторах экономики, расширение использования и доступности ИКТ в различных сферах жизни общества (создание электронного правительства, торговли, здравоохранения, обучения).

    Экономика знаний, в отличие от других экономик, развивается стремительными темпами. Уже сейчас многие страны заявили о том, что их ВВП на 70-80% базируется на экономике знаний. Это уже породило совершенно новое явление: небывалый в истории рост объемов информации и знаний. В июле 2009 года ЮНЕСКО привел такие данные: в мире в 2008 году было создано 1,5 экзабайт (1,5х1018) информации. Это больше, чем за 5 тысяч предыдущих лет! Объем знаний удваивается с 2010 года каждые 72 часа.

    Система образования Беларуси все еще ориентирована на использование печатных учебников. Между тем, фундаментальные науки – физика, химия, математика – давно получили мультимедийное выражение. Огромное значение имеют учебные средства и информационные источники на платформах Web 2.0 и Web 3.0. Бумажные издания устаревают еще на момент их печати, что делает их грифование бессмысленным. Знания в мультимедиа-форматах вообще не отражаются в твердых копиях. Поэтому большая часть образовательного контента отстает от используемых технологий на 2-3 поколения, а «возраст» прикладных знаний для студентов составляет 20-40 лет.

    Несмотря на ряд единичных инновационных проектов и государственных программ, типа эксперимента по внедрению в 3-4 школах Беларуси обучения на персональных электронных устройствах – «планшетах» – с сентября 2011-го, можно констатировать коллапс в образовательных технологиях. Гораздо интенсивнее развивается бизнес-обучение и повышение квалификации на всех уровнях. Там, где новые образовательные технологии приходят вместе с новыми товарами, средствами производства и западными партнерами. Сложно-техническая продукция как с Запада, так и с Востока имеет качественную информационно-образовательную поддержку в виде электронных мультимедиа-учебников, каталогов, блогов, партнерских и клиентских порталов. Белорусские специалисты уже проходят обучение в Германии, Франции, Италии и даже Японии, причем в виде учебных средств используются самые современные технические и программные симуляторы. Топ-менеджеры и собственники предприятий имеют возможность учиться дистанционно на отраслевых программах и программах MBA.

     

    Что такое e-learning?

    Как эффективно работать с современными потоками новых знаний? Как оперативно получать самые актуальные знания? Как быть с доставкой актуальных знаний в студенческие аудитории (реальные и виртуальные)?

    Ответить на эти вопросы помогает e-learning – отрасль, обеспечивающая комплексное развитие экономики знаний через науку и образование и позволяющая предоставлять слушателям актуальные знания в реальном режиме времени. E-learning-индустрия – это среда, обеспечивающая синхронизацию между двумя процессами: созданием знаний и их использованием преподавателями и студентами в образовании. В первую очередь, e-learning помогает решить проблему переобучения и повышения квалификации. Сейчас в странах ЕС в ежегодную переподготовку вовлечено приблизительно 60% взрослого населения, в Японии – более 80%, в Южной Корее – 85%, в России – 2,5%, а в Беларуси и того меньше. В нашей стране для переобучения только половины работающего населения необходимо посадить за парты 2 млн. человек. Однако для обучения такого количества людей у нас нет ни парт, ни учителей, ни ресурсов. Вот почему Беларуси нужен e-learning, причем незамедлительно.

    E-learning появился одновременно с Интернетом. Затем он развился в m-learning (mobile learning) – мобильное обучение, в котором могут быть использованы любые гаджеты – от mp3-плееров до телефонов. Развитие микропроцессорной техники породило u-learning (ubiquitous learning) – всепроникающее обучение. Это развитие привело к созданию целой индустрии e-learning. В подкрепление u-learning пришли web 2.0 и web 3.0, системы управления знаниями – knowledge management. Все это в конечном итоге формирует экономику знаний. Одновременно формируется новая образовательная культура, философия, политика и правовое обеспечение.

    Беларусь пока находится на первых ступенях развития экономики знаний. Е-learning-индустрия связана не только с образованием – она включает значительное количество товаров и услуг: оборудование, комплектующие и сети для образования, программное обеспечение, системную интеграцию, обучение, контент, консалтинговые услуги в образовании. Цель этой индустрии – предоставить всем участникам экономики знаний продукты и сервисы для повышения эффективности их деятельности.

    В ряде стран уже накоплен богатый опыт развития экономики без увеличения потребления ресурсов. Так, в Южной Корее закон об e-learning в непрерывном образовании был принят в 2000 году, закон о развитии индустрии e-learning – в 2004-м, а закон об u-learning ожидает своего принятия. Как видим, Беларусь отстает в этом процессе лет на 15-16.

    Как быть конкурентоспособным в условиях экономики знаний? Для этого необходимо отлично владеть базовыми ИТ-компетенциями, уметь самостоятельно находить требующуюся информацию. Для этого студенту нужен «путеводитель» по миру знаний. Исходя из этого, меняется и роль преподавателя. Сегодня он должен обучать студента с использованием уже привычных ему ИТ-технологий, направлять его на изучение необходимых и создание новых знаний. Преподаватель должен сам владеть такими инструментами, как библиотека документов, Wiki-библиотека, блоги, ссылки на внешние ресурсы, форумы, каналы RSS, опросы, Twitter.

    Если говорить о значении e-learning-индустрии для государства, то это, в первую очередь, стратегия создания конкурентоспособных человеческих ресурсов. Во Франции такая стратегия уже провозглашена: «Университеты должны перейти в электронную эру, 100% учебных материалов в электронной форме для 100% студентов». Стандарты e-learning – это основа технологической среды электронной Болоньи (e-Bologna), которая предполагает создание технологической среды, облегчающей обмен контентом и электронными курсами, построение единой европейской зоны высшего образования, создание европейского виртуального образовательного пространства.

    E-learning-индустрия – это новая инфраструктура для науки, образования, инноваций, экономики знаний и модернизации страны в целом. Это тысячи квалифицированных рабочих мест и возможностей для предпринимательства. Для ее развития в Беларуси необходимо изучать действующее и создаваемое нормативно-правовое обеспечение индустрии e-learning в других странах, участвовать в международных конференциях и выставках. Крайне важной представляется и разработка нового закона об индустрии e-learning в Беларуси. Сегодня образование и выживание страны – две стороны одной монеты.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by