DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 20 Фев 2012 10:54

    Точка невозврата

    Белорусскому бизнесу предстоит найти свою нишу на рынке Таможенного союза. Или… погибнуть.

    Беларусь как малая открытая экономика, конечно, может быть абсолютно независимой и представлять собой своего рода региональную свободную экономическую зону. А может стать частью некоего большого экономического пространства с адаптацией к трендам большой партнерской экономики. Мы пошли по второму пути. Как это скажется на национальном бизнесе?

     

    Шанс для роста

    Не так давно мне довелось выступать перед европейскими  парламентариями, которых очень интересовал вопрос о перспективах экономики Беларуси в Таможенном союзе. Причем, многие из них были уверены, что это образование «легковесно» и по части практической реализации далеко не продвинется. Но сегодня Таможенный союз стал реальным фактом. Теперь нужно разобраться – что это: очередной популистский проект политиков, или мы действительно находимся на пороге новой экономической общности, которая радикально изменит рынки постсоветских стран?

    Любой таможенный союз есть провозглашение свободы. В первую очередь, для капитала и труда. Первый получает возможность легко переливаться из отрасли в отрасль и из страны в страну, и таким образом приобретает свойства «сверхтекучести». Для второго это также означает повышение мобильности, особенно учитывая нехватку рабочей силы в капиталоемких регионах интеграционного пространства.

    Очевидно, что современная Беларусь является наиболее «трудоизбыточным» участником интеграционной тройки. Тот же Казахстан стартовал с амбициозной индустриальной программой и в ближайшие годы намерен создать свыше 400 новых промышленных предприятий, для которых потребуются квалифицированные специалисты. Что касается России, то спрос на рабочих, инженеров, менеджеров и экономистов здесь традиционно высок. И тенденция импорта рабочей силы там будет только увеличиваться. Поэтому первое очевидное «окно возможностей» для белорусов в Таможенном союзе – это трудовая миграция в Россию и Казахстан. Притом, что российские менеджеры будут вполне конкурентными на нашем рынке. Постсоветские страны уже давно с успехом «перекупают» друг у друга спортсменов и тренеров. Аналогичные процессы в бизнесе только начинаются. Но в рамках ЕЭП они станут мощнейшим фактором роста конкурентоспособности национальных корпораций.

    Второй момент. Разделение труда в рамках Союза неизбежно приведет к остановке ряда производств в Беларуси, реструктуризации бизнеса, росту слияний и поглощений. Мы к этому пока не готовы, поэтому новая экономическая реальность может оказаться для нас довольно жесткой. Нас ожидают нешуточные схватки на товарных рынках, борьба за передел рынков продовольствия, инвестиционных потоков и потребительских предпочтений.

    Первые потери будут иметь место в продажах на нашем внутреннем рынке. Тот же ЕС в свое время сразу ввел понятие «внутренний рынок» применительно ко всему Евросоюзу. Сейчас главным  для наших предприятий будет как раз этот «внутренний товарный рынок». Здесь же «зарыта» одна из основных причин отказа от идеи импортзамещения. Поскольку в условиях полноценной интеграции появляются эффективные инструменты «закрывания» незаполненных национальными производителями ниш. В остальном Россия, Казахстан и Беларусь будут быстро выдавливать со своих рынков потенциальных конкурентов. Кроме того, Россия, став членом ВТО, автоматически лишит нас статуса наибольшего благоприятствования в товарном экспорте.     

    В целом если все пойдет нормально, основным следствием ЕЭП будет рост конкуренции на пространстве от Бреста до Алматы и Владивостока. Будет активно осуществляться переток капитала, который надо всемерно поощрять. По этой причине гипотетические западные инвестиции также потеряют актуальность. А отечественному капиталу наконец-то найдется сфера применения, особенно в добывающих отраслях.

    Скорость перемещения капитала и миграционные процессы дают шанс для быстрого роста, какие бы кризисы ни бушевали за пределами нового интеграционного пространства. Опыт 2008-2011 годов показывает, что в лидерах роста сейчас – большие экономики (Индия, Китай), активно развивающие свои внутренние рынки. 

     

    Товар лицом

    Странным образом дискуссии об экономическом взаимодействии на постсоветском пространстве крутятся преимущественно вокруг торговли: сколько мы купили газа, сколько тракторов и телевизоров продали... Остается сложить суммы, вырученные за проданное молоко и другие товары и сравнить результат с суммой, потраченной на закупки нефти и газа. И в дальнейшем считать увеличение этого «сальдо» показателем успеха собственной экономической политики…

    С точки зрения образовательного и интеллектуального уровня прошлого века (который пока сквозит в нашей управленческой среде) попытки найти место Беларуси в будущем экономическом пространстве доминируют в форме товарного фетишизма. Мы все время пытаемся зациклиться на товарных рынках, хотя следовало бы разобраться во всех плюсах и минусах начальной фазы интеграции. Тем более что 2011 год дал нам богатую пищу для размышлений в виде новых тенденций и трендов на товарных рынках.

    Итак, в каких экспортных нишах мы сегодня имеем хорошие, а местами – отличные результаты? Кстати, статистика поставок в Россию и Казахстан фиксирует увеличение наших продаж в Россию к последнему кварталу 2011 года на 45%!

    Более детальный анализ позволяет выявитьрынки ТС, на которых мы имеем наиболее позитивные результаты:

    ·        Продовольствие (особенно мясо и молоко). Удивительно, но даже живых свиней мы стали вывозить в Россию почти в три раза больше, притом, что замороженной говядины россияне стали покупать гораздо меньше. Молочная группа росла не так быстро, но зато росли объемы поставок. Например, сыры стали серьезным источником валюты, успешно конкурируя с тракторами и мясорубками.

    ·        Строительство.Экспорт цемента и нефтепродуктов вырос в два раза и имеет тенденцию дальнейшего роста. Резко увеличились продажи пленок и пластмасс.

    ·        Легпром.На рынке одежды – тренды противоречивые, но прирост, тем не менее, налицо. Хотя мы постепенно стали терять такие ниши, как женское белье и трикотаж. «Пролетаем» и с кожаной обувью.

    ·        Машиностроение.Интеграция стимулировала рост продаж тракторов и грузовых автомобилей, по ряду позиций почти в два раза, а легковых авто – в пять раз! Хотя последнее – это, так сказать, «лебединая песня» нашего вторичного рынка.

     

    Плюс на минус

    Однако есть и негативные сигналы. Назовем наиболее опасные, хотя вполне ожидаемые специалистами тренды. Некоторые из них подтверждают слабость экономической политики страны. Так, мы просто «проваливаемся» на российском рынке телевизоров, мониторов и проекторов. «Зависли» на одном уровне электронные компоненты. Здесь мы пока держимся, но тупик впереди уже маячит. Барахлит и «полухайтек» – меньше стали покупать наши лазеры. Одним словом, автомобили и тракторы мы производим лихо, в электронике – слабы, зато успешно торгуем молоком и сырами. С таким багажом мы вступаем в интеграцию.

    Казахстан создал новые возможности для наших товаров. Удивительные результаты демонстрируют продажи в этой стране белорусской говядины, физические объемы которых увеличились почти в двенадцать раз. Еще более впечатляющий рост продаж молочной сыворотки – в 600 раз! Почти в 4 раза больше мы стали продавать на казахском рынке яиц. Но стоит ли так далеко возить этот скоропортящийся товар? Может лучше переместить пару комбинатов «туда»? «Продуктовая атака» на Казахстан  получилась неплохой. Но следует развивать этот успех: создавать новые ниши для наших продуктов питания, особенно тех, в которых мы еще имеем запас прочности.

    Кроме продуктов в этой стране-партнере у нас есть и другие перспективные ниши. «Детали строительные из пластмасс» – рост продаж в 2 раза, полимеры и смолы – в 3 раза, строительные столярные изделия – в 2 раза, металлоконструкции из черных металлов – в 4 раза. Хотя мы теряем в Казахстане такие традиционные ниши, как дорожная и строительная техника, насосы, сельскохозяйственные машины. Зато по главным «ударным позициям» – тракторы и автомобили – позиции белорусских производителей укрепились значительно (например, тракторы и седельные тягачи – в два раза!).

    Первый «таможенный год» обеспечил прирост нашего товарного экспорта в Казахстан на треть. Однако анализ показывает, что новых рыночных ниш для себя мы там пока не создали. Да и внутренняя ситуация в нашей стране после экспериментов с «мягкой» денежной политикой была не в пользу активной внешней торговли. Была нужна валюта, которая легче и проще зарабатывалась в России. Кстати, во многом это и подогревало интерес к Таможенному союзу.

       

    Вместо резюме

    На 90% можно утверждать, что мы прошли «точку невозврата». «Евразийский союз» – это больше, чем просто экономическая интеграция. В реальной экономике очень скоро станут заметными его последствия – миграция труда и капитала. А традиционная «товарная экономика» будет лишь отражать эти новые процессы. Наверняка нам придется уйти из каких-то ниш даже в нашей стране, а какие-то ниши, наоборот, открыть для себя и сделать доминирующими. В этих условиях ограничение конкуренции и независимое, как сейчас, от ситуации на соседних рынках завышение цен будут уже невозможными. Фактически это означает конец малой ориентированной вовнутрь экономики, которая станет намного более открытой.

    Белорусским производителям придется привыкать к постоянным изменениям и принимать новые вызовы. Тем более что это одновременно создаст и новые возможности для развития национального бизнеса в более свободной рыночной среде и на более емком рынке «просыпающейся» Евразии.

     

    Врезка

    Таможенный союз неизбежно приведет к остановке неэффективных производств, реструктуризации бизнеса, росту слияний и поглощений

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by