Delo.by,

    Комментарии 11 Июн 2014 14:00

    Не вширь, а вглубь

    Крупнейшие мировые ритейлеры все чаще используют современные технологии для минимизации издержек и привлечения клиентов вместо того, чтобы открывать новые магазины

    Константин Коржевич, "Дело", г. Москва

    Как следует из прогноза, опубликованного Всемирной торговой организацией (ВТО), в 2014 году объем мировой торговли составит $18,8 трлн. и увеличится на 4,7%. Отметим, что прогноз по темпам роста почти вдвое превышает аналогичный показатель за 2013 год (2,1%), и приближается к уровню среднего значения последних 20 лет, составляющего 5,3%.

    Свой прогноз эксперты организации основывают на оптимистичной макроэкономической динамике «знаковых» мировых рынков: прежде всего, Европы и США. Как отмечается в отчете ВТО, речь идет о «значительном потенциале улучшения экономических показателей по мере того, как экономика США крепнет, а Европейский союз, судя по всему, прошел острую фазу кризиса». При этом, по оценке ВТО, торговля в развивающихся государствах и странах СНГ в 2014 году должна показать лучшую динамику (+6,4%), чем в развитых странах (+3,6%).

    Именно за счет развивающихся стран и регионов со слабой торговой инфраструктурой идет в настоящее время прирост объемов сетевой торговли. В большинстве развитых стран этот бизнес давно сформировался: рынки, как правило, уже поделены между крупными операторами, и перспектив развития вширь у торговых сетей практически нет.

    Так, например, на европейском рынке сетевого ритейла доминируют 30 крупнейших игроков, доля которых в общем объеме розничной торговли превышает 80%. А в США торговые сети контролируют около 70% розницы.

    По данным отчета «Мировой сектор розничной торговли – 2014», подготовленного компанией «Делойт Туш Томацу Лимитед» (ДТТЛ) в сотрудничестве с компанией STORES Media, средний объем выручки каждой из 250 крупнейших мировых сетевых компаний, занятых в секторе розничной торговли, превысил $17 млрд.

    «В прошлом году розничный сектор мировой экономики очень долго набирал обороты, – говорит руководитель отдела аналитики мировой экономики ДТТЛ доктор Айра Калиш. –  Тем не менее, мировые лидеры розничной торговли поработали как следует и теперь могут в полной мере насладиться плодами своих трудов, которые по достоинству оценили и потребители. Это послужило мощным толчком, который был столь необходим для стимулирования роста объема выручки: почти 80% из ведущих 250 компаний заявили об увеличении выручки от розничных продаж».

    По данным ДТТЛ, ведущим мировым «сетевиком» продолжает оставаться американская Wal-Mart, которая в 2013-м укрепила свои позиции. Компания Tesco поднялась на вторую строчку, хотя и пострадала от прекращения деятельности подконтрольной ей американской сети супермаркетов Fresh & Easy.

    В этих условиях сетевым операторам на развитых рынках приходится искать новые пути развития не вширь, а вглубь: применять современные технологии для изучения и привлечения клиентов, максимально широко использовать интерактивные возможности для поиска и проверки наличия товара, развивать формат шоу-рума – салона, где можно ознакомиться с товаром и одновременно приобрести его. Второй вариант – минимизировать издержки, например, так, как поступает португальский ритейлер Jeronimo Martins (сеть дискаунтеров Biedronka). У компании уже 1500 магазинов в Польше, и она ежегодно открывает по 150 новых точек. Секрет успеха сети – отличная логистика и грамотная финансовая политика. Например, рассчитываться здесь клиенты могут только наличными – это позволяет ритейлеру экономить на банковских услугах. Конечно, это не всегда удобно клиентам, зато они могут рассчитывать на более весомые скидки.

    Впрочем, эксперты уже говорят о том, что в ближайшие годы розничную торговлю ждет настоящая «революция», и советуют сетям готовиться к изменениям на рынке. Так, эксперты Economist Intelligence Unit (EIU), подготовившие недавно обзор «Ритейл-2022», считают, что в этой сфере грядут большие перемены. Во-первых, крупнейшим рынком розничной торговли станет Китай. Во-вторых, раскроет свой потенциал Африка, где уже сейчас во многих странах розничные продажи растут на 30-50% в год.

    Кроме того, рынок все больше «уходит» в онлайн. Если в 2002 году оборот крупнейшего в мире продавца товаров и услуг через Интернет американской компании Amazon составлял около $4 млрд., то в текущем году он должен превысить уже $50 млрд. В целом, на онлайн-ритейлеров сегодня приходится более 10% рынка розничной торговли США и свыше 13% – Великобритании, которая является мировым лидером по этому показателю.

    Кстати, эксперты утверждают, что гипермаркеты будут постепенно уходить с рынка: поскольку более низкая цена, которая была их главным конкурентным преимуществом, сейчас переходит к онлайн-ритейлерам. В результате, по прогнозам экспертов, произойдет смещение потока потребителей в сторону небольших супермаркетов, расположенных в центре города, а также фирменных магазинов.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by