DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 13 Ноя 2012 0:00

    Таможенный барьер дал трещину

    В течение ближайших 3-х лет уровень таможенной защиты внутреннего рынка Беларуси уменьшится более чем на треть. Чем чреват для отечественных компаний бурный рост импорта?

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

    22 августа вступил в силу Протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО). Таким образом, после 18 лет переговоров Россия стала 156-м членом ВТО. А с 23 августа начал действовать Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза, обновленный с учетом обязательств РФ перед ВТО. Иными словами, наступил первый этап выполнения обязательств России по снижению средневзвешенного импортного тарифа. Вплоть до 2015 года этот показатель будет ежегодно снижаться. В среднем он должен уменьшиться на 3,5 процентных пункта: в 2012-м – до 9,5%, 2013-м – до 7,4%, 2014-м – до 6,9%, а в 2015-м – до 6%.

    Снижение ввозного таможенного тарифа уже затронуло не менее 1 тыс. товарных позиций из примерно 11 тысяч. С переходом на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшится по разным оценкам с 9,6% до 7,5-7,8%. Фактически это означает возврат на исходный уровень импортных пошлин, которые были повышены в период кризиса 2008-2009 годов. Импортные пошлины для еще более широкого перечня товаров будут снижены спустя 3 года. А самая длительная отсрочка введения ставок ВТО в странах Таможенного союза касается импорта мяса птицы – 8 лет, а также легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов – 7 лет. Тем не менее, уже сейчас некоторые белорусские производители столкнулись с «фактором ВТО» и необходимостью разработки совершенно новых рыночных стратегий.

    Общие риски

    Беларусь является участницей Таможенного союза, поэтому снижение пошлин непосредственно затронет и нашу экономику. Даже частичное открытие российского рынка приведет к усилению конкуренции на нем, вследствие чего сузятся возможности белорусского экспорта в Россию. С другой стороны, из-за притока импортных товаров на белорусский рынок позиции белорусских производителей ухудшатся также и на внутреннем рынке. В условиях функционирования ЕЭП можно ожидать увеличения объемов импорта товаров в Беларусь из третьих стран через Россию и Казахстан. А это чревато резким усилением конкуренции.

    При этом в условиях вступления России и Казахстана в ВТО инвестиционная привлекательность Беларуси, которая и сейчас явно «хромает», может еще более снизиться по сравнению с партнерами по Таможенному союзу. Ведь для резидентов Беларуси ставки таможенных пошлин, применяемые третьими странами-участницами ВТО, сохраняются на прежнем уровне, в то время как для российских и казахстанских компаний они будут снижены. Соответственно, возможности российских и казахстанских предприятий в плане экспорта товаров в страны, входящие в ВТО, расширяются, в то время как у белорусских компаний они, по сути, остаются прежними либо снижаются из-за конкуренции с российскими и казахстанскими производителями.

    Есть еще одно обстоятельство, которое сегодня беспокоит руководителей белорусских предприятий едва ли не всех отраслей – отток из страны квалифицированной рабочей силы. Свобода передвижения в рамках ЕЭП может привести к тому, что белорусские специалисты будут массово уезжать в Россию, где более высокие зарплаты и стабильный спрос на рынке труда.

    «Беллегпром» бьет тревогу

    По оценкам экспертов «Дела», вступление России в ВТО в первую очередь затронет белорусское грузовое автомобилестроение. В обозримой перспективе «эффект ВТО» почувствуют также производители фармацевтической продукции, холодильников, телевизоров, изделий для транспортировки и упаковки товаров из пластмасс, седельных тягачей. Но первыми попадут под удар предприятия легкой промышленности.

    Если в 2010-2011 годах удельный вес готовых изделий этой отрасли в структуре импорта товаров легкой промышленности в Беларусь составлял не более 35-40%, то с учетом вступления России в ВТО эта пропорция может заметно измениться. Из-за роста пошлин на сырье и комплектующие, а также низкой конкурентоспособности своей продукции отечественный легпром рискует потерять не только внешние, но и внутренний рынок.

    В связи со вступлением России в ВТО размер ставок ввозных пошлин на необработанные шкуры и обувную кожу увеличится с 0% до 5%, на швейные нитки из химических нитей – с 5% до 10%, на специальные ткани, кружева и вышивки – с 15% до 20%, на детали обуви – с 0% до 5%. Это приведет к увеличению себестоимости продукции отечественных производителей, главным образом корсетных изделий и обуви, что снизит ее конкурентоспособность на внутреннем и экспортных рынках.

    Одновременно снижаются ставки ввозных пошлин на готовую продукцию. В частности, на ковры и ковровые изделия – с €1 до €0,38 за кв. м, на трикотажные и швейные изделия – с €3-5 за кг., в зависимости от конкретной позиции, до €1,75-2,25. Также вводится специфическая ввозная пошлина на кожаную обувь в размере €2 за пару (вместо комбинированной в размере 10%, но не менее €1,8 за пару) с дальнейшим ее снижением до €0,8-1,5 в зависимости от конкретной позиции.

    Эти факторы будут стимулировать поставки в Беларусь более дешевой одежды, обуви и ковровых изделий, что усилит конкуренцию и приведет к снижению доли отечественной продукции на внутреннем рынке. Следует ожидать, что компании из Китая, стран Средней и Юго-Восточной Азии, а также Южной Америки, которые сегодня являются мировыми лидерами в легкой промышленности, заметно потеснят белорусские предприятия. Тем более что при вступлении в ВТО Россия снизила ставки ввозных пошлин на готовую продукцию.

    По оценкам концерна «Беллегпром», импортной продукции на белорусском рынке в течение 3-х лет станет больше на 10-15%. Чтобы защитить отечественных производителей (в первую очередь, компанию «Милавица»), концерн передал в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) предложения по снижению ставок ввозных пошлин на сырье, импортируемое для производства корсетных изделий и нижнего белья, с 10-20% до 3-5%.

    Кроме того, сейчас белорусская и российская стороны обсуждают проблемы доступа белорусских предприятий легкой промышленности к госзакупкам в России. Дело в том, что действующим постановлением Правительства РФ от 30 марта 2012 г. №269 определены требования к участникам размещения заказов об использовании камвольных тканей отечественного производства при изготовлении форменной одежды для нужд федеральных органов исполнительной власти. Хотя срок действия этого документа истекает только 31 декабря 2014 года, Россия в соответствии с обязательствами перед ВТО собирается внести в него изменения. Согласно им, сфера изъятий в части исключительного использования при исполнении Государственного оборонного заказа материалов и комплектующих отечественного (российского) происхождения значительно расширяется.

    Белорусская сторона обеспокоена, что с принятием этих поправок доступ белорусских производителей льняных тканей к госзакупкам для нужд федеральных органов власти будет фактически прекращен. А планируемое расширение сферы изъятий из национального режима при исполнении государственного оборонного заказа для таких товарных позиций как ткани, одежда и обувь еще в большей мере ограничат доступ белорусских предприятий легкой промышленности к госзакупкам. Поскольку для отечественной легкой промышленности это очень чувствительный вопрос, белорусская сторона намерена добиться для себя исключений при принятии этого постановления.

    Между тем, предприятия отрасли уже в первом полугодии этого года не смогли выполнить план по росту экспорта. Среди причин в «Беллегпроме» называют сокращение на $5,1 млн. поставок в рамках проводимых Россией тендерных закупок, снижение на $4,2 млн. экспорта продукции, изготовленной из давальческого сырья, уменьшение на $3,4 млн. поставок в Россию объемной пряжи из-за демпинговых цен на пряжу турецких поставщиков, ослабление курса российского рубля к доллару и общее падение спроса на потребительские товары в России.

    Отсрочка для автопрома

    В условиях вынужденного открытия рынка в связи со вступлением России в ВТО правительство Беларуси в первую очередь постаралось защитить от неизбежной конкуренции предприятия машиностроительного профиля. В ЕТТ предусмотрено около 108 изъятий для Беларуси и Казахстана. Это означает, что по 108 позициям товаров в Беларуси и Казахстане будут действовать ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от единого таможенного тарифа ТС.

    Под временной тарифной защитой – то есть до вступления Беларуси в ВТО – находятся основные позиции отечественного автопрома: грузовые автомобили, транспортные средства специального назначения, автобусы и тракторы (коды ТНВЭД: 8701, 8702, 8704, 8705). Беларусь неслучайно настояла на защите именно этих позиций. Они являются наиболее чувствительными к либерализации внешнеторгового режима ввиду существенных различий в ставках ввозных таможенных пошлин, применяемых Беларусью и Казахстаном, с одной стороны, и Россией в рамках выполнения обязательств перед ВТО, с другой стороны. Кроме того, Беларусь сохранила прежние ставки ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили (код ТНВЭД 8703).

    Прежде всего, наше правительство попыталось оградить от усиления конкуренции на внутреннем рынке ведущих белорусских автомобильных производителей, входящих в холдинг «БелавтоМАЗ». А именно: МАЗ, «Барановичский автоагрегатный завод», «Осиповичский завод автомобильных агрегатов», «Жодинский кузнечный завод тяжелых штамповок», «Дзержинский экспериментально-механический завод», УП «Клецкий механический завод» и ОАО «СтройМАЗтрест». В относительно «тепличные» условия также попали: ОАО «БелАЗ», МТЗ, холдинг «Амкодор», ОАО «МЗКТ», «Белкоммунмаш» и ОАО «Сейсмотехника».

    Косвенно будут защищены также поставщики оборудования и двигателей для транспортных средств: ПО «Минский моторный завод», холдинг «Автокомпоненты» (в него входят такие крупные предприятия, как БАТЭ, «Экран», «Борисовский завод агрегатов», ОАО «Минский подшипниковый завод» и др.). Однако надо учитывать, что эти изъятия носят условный характер, поскольку зарубежная машиностроительная и сельскохозяйственная техника после вступления наших партнеров по Таможенному союзу в ВТО сможет поставляться в Беларусь через Россию и Казахстан.

    От ФАС не защититься…

    К работе в новых условиях должна готовиться и мясомолочная отрасль Беларуси. Поскольку Россия приняла на себя обязательства по ограничению господдержки сельского хозяйства, то в рамках ЕЭП она будет добиваться аналогичных мер и от правительств Беларуси. В противном случае она будет защищать свой рынок путем квотирования поставок белорусской мясной и молочной продукции или же в суде.

    Кстати, первый звоночек уже прозвенел. В январе 2011 года комиссия Федеральной антимонопольной службы России вынесла решение о признании ОАО «Мозырьсоль», ООО «БПК», ЗАО «ТДС» (Подольск) и OOО «Евротраст Экспо» (Москва) нарушившими закон «О защите конкуренции» (согласованные действия, приводящие к разделу товарного рынка). Как оказалось, упомянутые компании согласовывали условия реализации соли производства ОАО «Мозырьсоль» на территории Москвы и Московской области. На ОАО «БПК» был наложен оборотный штраф в размере около $400 тыс. И хотя БПК обратилась в арбитраж, суды всех инстанций все-таки поддержали позицию ФАС.

    Надо полагать, что подобные споры в будущем неизбежны. При отсутствии современной практики антимонопольного регулирования в Беларуси конкуренция значительно приглушена. В то же время ФАС России и антимонопольные органы Казахстана представляют собой хорошо структурированные организации, использующие современные методики работы. Эти структуры держат свои предприятия в хорошем тонусе. Поэтому белорусским производителям, явно не готовым работать в гораздо более конкурентной среде, не миновать серьезных проблем.

    Сейчас ЕЭК ставит задачу сблизить законодательства о конкурентной политике. К концу 2012 года она собирается разработать модельный закон о конкуренции, потом этот документ будет обсуждаться в регионах, после чего, как ожидается, его примут главы трех государств. Предполагается, что к 2015 году ЕЭК рзработает и единый антимонопольный кодекс.

    Справка «Дела»:

    По данным Белстата, в первом полугодии 2012 года экспорт белорусских товаров в Россию и Казахстан составил $8,151 млрд., или 32,2% от общего экспорта товаров из Беларуси. С учетом исключения «нефтяных» позиций (сырой нефти, нефтепродуктов, сложных органических растворителей и разбавителей, смазочных масел и сжиженного газа) на долю стран Таможенного союза приходилось 63,9% экспорта белорусских товаров.

    Малый бизнес обеспокоен

    1 января 2013 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности». В соответствии с ним индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с 1 января 2013 года должны будут маркировать свои товары единым знаком обращения продукции на рынке государств Таможенного союза. Для подтверждения соответствия требованиям безопасности в Беларуси планируется внедрить процедуры «идентификации и сертификации» продукции легкой промышленности (в том числе – проведение ее испытаний).

    Сейчас у предпринимателей, реализующих продукцию легкой промышленности на рынках и в торговых центрах, сертификаты не требуют. Но они опасаются, что если ИП заставят маркировать товары и получать сертификаты, это приведет к тому, что работа малого бизнеса в Беларуси будет парализована. Ведь процедура сертификации и маркировки – довольно дорогостоящая и длительная (ждать сертификата придется 1-2 месяца).

    РОО «Перспектива» уже обратилось с письмом на имя министра экономики Николая Снопкова. Введение сертификации, по оценкам «Перспективы», приведет к закрытию порядка 740 рынков и торговых центров, на которых осуществляется торговля продукцией легкой промышленности, и увеличению безработных в стране более чем на 140 тысяч. Объединение предпринимателей просит Минэкономики провести круглый стол по этой теме, чтобы вместе с госорганами выработать единую позицию для обращения в ЕЭК с целью предотвращения существенного ухудшения условий ведения бизнеса.

    Отметим, что сейчас на территории Таможенного союза уже введено в действие 7 технических регламентов (ТР) Таможенного союза: о безопасности пиротехнических средств (с 15 февраля 2012 г.), о безопасности средств индивидуальной защиты (с 1 июня 2012 г.), о безопасности упаковки, парфюмерно-косметических изделий, игрушек, продукции легкой промышленности и продукции для детей и подростков (с 1 июля 2012 г.).

    Хотя эти техрегламенты уже вступили в действие, как отмечают в Госстандарте Беларуси, для производителей и покупателей предусмотрен переходный период, в течение которого они могут работать по национальным документам об оценке соответствия, либо оформленным по единым формам Таможенного союза, которые получены до введения в действие ТР.

    Возможность применения этих документов установлена для ТР о безопасности пиротехнических средств – до 15 августа 2013 года, о безопасности средств индивидуальной защиты, продукции для детей и подростков, упаковки и игрушек – до 15 февраля 2014 года, о безопасности парфюмерно-косметических изделии и продукции легкой промышленности –  до 1 июля 2014 г.

    Для Беларуси в отношении индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога – была установлена сокращенная номенклатура продукции, для которой требовалась обязательная сертификация либо декларирование соответствия. Это означает, что такие ИП до 1 января 2013 года могут не применять требования ТР при реализации любых товаров, кроме детской обуви. На детскую обувь ранее требовались сертификаты соответствия. Поэтому ее ИП могут реализовывать при наличии белорусского сертификата соответствия либо сертификата соответствия, выданного по единой форме Таможенного союза, в том числе в России или Казахстане, либо свидетельства о государственной регистрации ТС.

    А вот с 1 января 2013 года для ИП – плательщиков единого налога, как пояснили в Госстандарте, уже будет нужно маркировать продукцию, на которую распространяются введенные ТР, единым знаком. Конечно, в том случае, если у них не будет в наличии ранее выданных сертификатов соответствия, либо деклараций о соответствии, выданных по единой форме Таможенного союза, в Беларуси, России или Казахстане.

    В Беларуси индивидуальные предприниматели в основном торгуют товарами. При этом сами они не являются импортерами товаров из третьих стран, а закупают их уже на территории Таможенного союза у крупных оптовых продавцов-импортеров. Поэтому именно импортерам придется выполнять требования ТР и маркировать продукцию единым знаком. А индивидуальным предпринимателям придется выбирать у оптовиков именно тот товар, который имеет маркировку, и на который у импортера имеются документы, предусмотренные ТР.

    «Домашнее задание» для Беларуси

    Итак, Россия уже стала членом ВТО, а еще один партнер Беларуси по таможенной «тройке» –  Казахстан – находится на завершающей стадии переговоров с этой организацией и рассчитывает вступить в нее до конца 2012 года.

    Россия при вступлении в ВТО согласовала определенный уровень тарифной защиты, который обязана перенять и Беларусь. Хотя по большинству позиций ставки ввозных пошлин для белорусских товаров будут по-прежнему ниже ставок, установленных для товаров из третьих стран (даже с учетом ожидаемого снижения), тем не менее, это не повод для самоуспокоения. Ведь даже не вступив в ВТО, Беларусь в ближайшие 7 лет уже обязана снизить уровень тарифной защиты с 10,7% до 8%. Поэтому наша страна должна форсировать свое вступление в ВТО, чтобы получить свои выгоды от членства в этой организации. В том числе возможность более эффективно отстаивать интересы национальных производителей на внешних рынках.

    В конце июня замминистра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов заявил, что Беларусь планирует выйти на «конкретное решение» о вступлении в ВТО к концу 2013 года. Но, как было подчеркнуто, эта оценка сделана на уровне экспертов МИД с учетом того, что Беларуси не будут чинить препятствия, «и мы свою домашнюю работу будем эффективно делать в те сроки, которые будут согласовываться с рабочей группой по присоединению Беларуси к ВТО».

    Между тем, отставание Беларуси на пути вступления в ВТО таит серьезные проблемы не только для отечественного бизнеса, но и для перспектив… самого ЕЭП. Ведь белорусские чиновники постараются приложить максимум усилий, чтобы воспользоваться сохраняющимися возможностями для защиты отечественных производителей.

    Недавно премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович сообщил, что белорусская сторона работает над тем, чтобы вместе с российскими производителями сахара распределить рынки. «Достаточно активно начата работа, и правительство поддерживает наших производителей сахара для того, чтобы заключить масштабные сделки с российскими сахаропроизводителями. Мы рассматриваем вопрос, чтобы распределить рынки – где-то западные области России будут покупать наш сахар и вместе с этим россияне смогут продвигаться на территорию Казахстана и других государств», – пояснил М. Мясникович. По его словам, соответствующие предложения будут сформулированы председателю Коллегии ЕЭК Виктору Христенко. Хотя в какой степени это соответствует правилам ВТО, которые обязана чтить Россия, не совсем понятно.

    Справка «Дела»:

    По состоянию на 22 августа 2012 года членами ВТО являются 156 стран, из них 28 государств входят в Таможенный союз ЕС и 5 стран в Таможенный союз Меркосур (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла). В стадии присоединения к ВТО находятся 27 государств (включая Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Сербию, Боснию и Герцеговину, Иран, Ирак, Ливан, Афганистан, Сирию, Ливию и др.). На долю членов ВТО приходится около 95% мировой торговли.

    Статус наблюдателя в ВТО имеют Всемирный банк, МВФ, Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Европейский банк реконструкции и развития, Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA), Всемирная таможенная организация, Исламский банк развития, Всемирная организация здравоохранения и др.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by