DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 12 Сен 2011 16:03

    Свое дело в Беларуси

    Самый знаменитый бизнес-план выглядит примерно так:

    • Идея!
    • Собираем команду.
    • Профит!

    Кажется, что стоит только отказаться «работать на дядю» и открыть свое дело – и новый BMW, коттедж в пригороде Минска и солидный счет в банке образуются сами собой. Эта иллюзия срывает с мест успешных работников и уставших от безделья лентяев, кружит в воздухе над затянувшимися корпоративными совещаниями и … однажды воплощается в жизнь.

    Малое и среднее предпринимательство (МСП) – это цемент экономики. Исследования, проведенные в Беларуси Исследовательским центром ИПМ, показывают, что на малые предприятия по итогам 2010 г. приходится 12,4%  ВВП и 33,7% внешнеторгового оборота. Общее количество малых предприятий в республике Беларусь на 1  января 2011  года составило 84 164 единиц, а индивидуальных предпринимателей в республике было более 230 тысяч.

    Что же заставляет открывать свое дело?

    Можно предположить, что свобода. Свобода трудиться сверхурочно, днем и ночью – на себя. Свобода принимать решения – и исполнять их. Свобода выбора.

    Конечно, это звучит довольно пафосно, однако, если задуматься, преимущества малого бизнеса, где бы он ни работал – в Зимбабве, Люксембурге или в нашей стране – именно в возможности быстро реагировать на экономические обстоятельства, свободно менять курс с учетом текущей ситуации, рисковать – в случае удачи весь профит ваш! Конечно, и неудачи не обходят стороной предпринимателя, однако где их не бывает?

    Малые предприятия, не подверженные инерции, которая стопорит развитие крупных организаций, гораздо быстрее реагируют на рыночную конъюнктуру. Внедрение эффективных технологий в свой бизнес не натыкается на препоны в виде согласований, путь принятия решения краток: если вам это нужно, и вы это можете себе позволить – вы это делаете!

    Да, кстати, вы по-прежнему «работаете на дядю» -- только этого дядю вы видите в зеркале по утрам, когда бреетесь.

    Собираем команду

    По опросам, наличие команды, на которую можно положиться, высоко оценивают более 62% респондентов. Причем не менее высоко оценивают опрашиваемые (директора и управляющие малыми и средними компаниями) профессионализм работников – более 56%. Крепкая профессиональная команда – хорошая основа для успешного движения вперед.

    Сильными сторонами такой команды будет знание рыночной конъюнктуры, умение предвидеть развитие событий в своем сегменте рынка, умение производить конкурентоспособную продукцию и – знание законов Беларуси. Отличное знание белорусского законодательства и умение защитить свое дело с помощью бухгалтерских и юридических документов играет большую роль, особенно в условиях белорусского рынка, преподносящего нам сюрприз за сюрпризом.

    С чего же начать?

    У вас есть бизнес идеи для малого бизнеса? Вы умеете делать что-то лучше других? Вы нашли нишу, где никто еще не обосновался? Или просто уверены, что сможете отвоевать свой кусок пирога?

    Больше всего предпринимателей выбирают проторенный путь – торговлю. По последним исследованиям, доля торговцев среди МСП больше всех (31,7%), следом идет промышленное производство (20,6%) и строительство (15,0%). Хотя, может быть, ваша сильная сторона – знание полиграфии, хорошие связи в туристическом или ином бизнесе в Республике Беларусь либо просто большое желание заняться недвижимостью или разработкой сайтов.

    Несколько рекомендаций

    Определившись со сферой деятельности, изучите рынок. Не стоит начинать действовать, основываясь на собственных предположениях. Очень часто встречающаяся модель оценки ситуации: «я делаю так, мои друзья делают так – значит, весь мир делает так». Нет, для успешного начала нужно предлагать людям сервис, способный действительно решать конкретные задачи на рынке.

    Изучите внимательно конкурирующие компании – те же проблемы ждут в этой сфере и Вас.

    Хорошей основой для собственного дела могут стать специальные знания, навыки, связи, накопленные за время вашей работы «на дядю». Держите глаза открытыми, учитесь на ошибках Вашего босса, а когда почувствуете, что можете делать его работу лучше него – открывайте свою компанию.

    Инвестиции и бизнес-план

    Инвестиции – то, без чего невозможно развитие малого бизнеса.

    • Вы можете начать с небольшого капитала, накопленного за время работы.
    • Можете привлечь инвестора, составив привлекательный бизнес-план.
    • Можете пойти по пути «трёх F» (friends, family, fools – семья, друзья, дураки). Последний пункт – слегка шутливый, однако отражает реальность: всегда найдется наивный инвестор, просто поверивший в вас.

    Инвесторов, как известно, всегда интересует один вопрос — «где тут деньги».

    Для того чтобы показать это, нужно набросать хотя бы минимальный бизнес-план. Методик достаточно много, например, вы можете составить несложную таблицу из 9 блоков, охватывающих основные стороны проекта:

    • Инфраструктура:
      • ключевая деятельность;
      • ключевые ресурсы;
      • партнеры.
    • Предложение:
      • основная ценность предлагаемых продуктов и сервисов.
    • Клиенты:
      • сегменты клиентов;
      • каналы продаж;
      • развитие отношений с клиентами.
    • Финансы:
      • основные затраты;
      • входящие денежные потоки.

    Заполнив такую таблицу, вы и сами поймете, насколько готовы открыть бизнес в Республике Беларусь.

    Готовы? Тогда вперед!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by