DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 9 Ноя 2012 0:00

    На распутье. Между стабильностью и ростом

    Достижение запланированных правительством Беларуси на 2013 год прогнозных экономических параметров – под вопросом

    Ставка рефинансирования в Беларуси все еще остается на аномально высоком уровне – 30%, инфляция продолжает бить рекорды среди стран СНГ, ставки на рынке межбанковских кредитов в октябре взлетели в 2,5 раза – до 55% годовых, а сальдо внешней торговли опять стало отрицательным. Тем не менее, руководство Беларуси демонстрирует оптимизм, утверждая, что кризис 2011 года преодолен, и экономика страны стабилизируется. Этот оптимизм отразился и на планах развития экономики и финансов Беларуси на 2013 год, закрепленных в официальных документах – Основных направлениях денежно-кредитной политики, параметрах прогноза социально-экономического развития РБ и Законе «О бюджете» на 2013 год.

    Запланированные в этих документах прогнозные параметры просто удивительные: рост ВВП, внешней торговли и зарплат на фоне снижения инфляции и довольно умеренного ослабления рубля. Конечно, всем нам хотелось бы, чтобы эти планы сбылись, однако, к сожалению, шансы на это ничтожно малы, и анализ намерений правительства показывает, что с очень большой вероятностью чем-то придется пожертвовать. Самое печальное, что невыполнение этих планов заложено в них самих: вместо стабилизации они могут затянуть Беларусь в инфляционно-девальвационную спираль, когда инфляция будет подталкивать ослабление рубля и наоборот. 

    Жесткая политика Нацбанка…

    Начнем с инфляции, которая согласно планам на 2013 год, должна составить 12% годовых, хотя в 2012-м этот показатель ожидается в пределах 22%. Борьба с инфляцией в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» страны на 2013 год, утвержденных Указом Президента от 25 сентября 2012 года №419, провозглашена главной стратегической задачей. Кроме того, целью денежно-кредитной политики объявлено снижение инфляции с помощью монетарных инструментов и других мер, принимаемых правительством в экономической сфере. Последнее означает, что Нацбанк будет стремиться снижать рост цен, управляя ставками на денежном рынке, а правительство будет проводить соответствующую экономическую политику. Вот тут-то и кроется проблема!..

    К Нацбанку претензий в принципе нет. Он делает даже больше, чем обещает. Так, в «Основных направлениях…» на 2013 год главный банк страны планирует обеспечить поддержание положительного уровня процентных ставок в реальном выражении. А в конце года рассчитывает снизить ставку рефинансирования до 13-15%. При этом планируется проводить аукционные операции, направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования.

    Пока эти планы Нацбанк перевыполняет. Во время кризиса рублевой ликвидности, возникшего в банковской системе Беларуси в конце сентября 2012 года, Нацбанк впервые отказался от поддержки даже государственных банков (Белагропромбанка и Белинвестбанка), предоставляя им средства лишь на осуществление текущих операций. В результате средняя ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам в начале октября подскочила до 55% годовых. И это при ставке рефинансирования в 30%!    

    В 2013 году Национальный банк собирается ограничивать кредитную эмиссию, осуществляя ее исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

    … и мягкая – Минфина

    Таким образом, политика Нацбанка понятна. Он собирается: во-первых, ограничивать объемы накачивания экономики деньгами посредством кредитной эмиссии; во-вторых, делать кредиты в рублях для предприятий дорогими (поддерживая на высоком уровне ставку рефинансирования), спасая тем самым экономику от перегрева, а курс рубля – от обвала.

    А чем в это время будет заниматься Минфин? В прогнозных документах об этом ничего не сказано. А вот в проекте Закона «О бюджете» на 2013 года можно найти нечто удивительное – Минфин собирается делать прямо противоположное тому, что запланировал Нацбанк! А именно: вливать в экономику необеспеченные деньги и делать кредиты для предприятий дешевыми, разогревая тем самым экономику и усиливая давление на курс рубля.

    Правда, сами бюджеты (как республиканский, так и консолидированный) рассчитаны бездефицитными, и их расходы должны совпасть с доходами. Но, хотя «дефицитные» намерения Минфина через бюджет не проявляются, Минфин будет действовать в этом направлении по-другому. В частности, министр финансов Беларуси Андрей Харковец, представляя 2 октября проект бюджета в Палате представителей Национального собрания, сообщил, что инвестиционная составляющая бюджета в следующем году будет значительно опережать темп роста инвестиций в основной капитал в целом по экономике. А именно: бюджетные инвестиции в реальном выражении вырастут более чем на 20% при росте инвестиций в основной капитал в целом на 6%.

    При этом, как сообщил министр, для поддержки государственных программ будут использоваться ранее накопленные остатки средств бюджета. Андрей Харковец не назвал, какими именно резервами располагает Минфин, но, судя по всему, денег действительно хватает. Только в коммерческих банках средства местных органов управления и центрального правительства на 1 октября составляли Br32,3 трлн., тогда как требования банков к органам государственного управления равнялись всего Br17,5 трлн. То есть, в чистом виде у государства на эту дату был излишек рублевой ликвидности примерно на Br15 трлн. И это притом, что расходы  республиканского бюджета на 2013 год предусматриваются в размере Br121,72 трлн.

    Резервы у Минфина сформировались в те годы, когда Нацбанк осуществлял значительную кредитную эмиссию, что приводило не только к росту зарплат, но и к незапланированному увеличению поступлений в бюджет. Но если тогда Минфин эти пустые деньги не тратил, а копил, что и помогло снизить инфляцию, то теперь он решил эти пустые деньги вновь запустить в оборот, реализовав тем самым «отложенную» инфляцию. Тем самым Минфин фактически планирует осуществить денежную эмиссию вместо Нацбанка.  

    Но это еще не все. В 2013 году Минфин собирается направить Br9 трлн. на удешевление процентных ставок по банковским кредитам. Он будет оплачивать за предприятия часть процентов по банковским кредитам, направляемым на инвестиционные цели. И тем самым снижать ставки по кредитам, которые Нацбанк стремится держать на высоком уровне.

    Конечно, можно предположить, что эти кредиты пойдут на валютоокупаемые проекты, что в перспективе приведет к росту поступлений валюты в страну, но кредиты на такие проекты банки и так дают, причем, в валюте. Поэтому снижение стоимости рублевых кредитов приведет, по-видимому, в большей степени к росту импорта и зарплат у населения, то есть к росту цен. Таким образом, Минфин в 2013 году собирается активно противодействовать политике Нацбанка по стабилизации финансового рынка. Поэтому прогноз инфляции на 2013 год в размере 12% кажется совершенно фантастическим.

    Причина такого поведения правительства понятна: в Указе Президента «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития РБ на 2013 год» установлено, что ВВП Беларуси в 2013 году должен вырасти по отношению к 2012 году на 8,5% (в сопоставимых ценах). Это очень большой рост, который Совмину надо как-то обеспечить. А увеличивать ВВП иначе как накачиванием экономики белорусскими рублями руководство Беларуси еще не научилось. Хорошо, что хоть рост зарплаты уже отошел на второй план, и никто не говорит о том, что ее надо непременно увеличить до $600-1000. В прогнозе на 2013 год указано только то, что реальные располагаемые денежные доходы населения по отношению к предыдущему году должны вырасти на 6,5%. Но так как никаких выборов в 2013 году не предвидится, на этот параметр можно не обращать внимания.

    Неприятный сюрприз во внешней торговле

    Решить проблему с инфляцией и ростом ВВП можно было бы посредством стабилизации курса белорусского рубля за счет продажи валюты из золотовалютных резервов, как это и происходило в 2005-2010 годах. Крепкий рубль притормозил бы инфляцию за счет роста импорта, а рост ВВП был бы фактически оплачен валютой из резервов. 

    Но пока ничего подобного не планируется. В Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2013 год сказано, что для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании. Напомним, что такую политику Нацбанк еще в прошлом году назвал режимом «управляемого плавания».

    Таким образом, в случае роста спроса на иностранную валюту курс белорусского рубля будет падать, что приведет к снижению реальной заработной платы населения и росту цен (в силу необходимости выравнивания их с зарубежными странами), а это, в свою очередь, снизит импорт и стабилизирует курс доллара. То есть, в Беларуси как будто создана некоторая саморегулирующаяся система, при которой рост зарплат должен компенсироваться ослаблением рубля и инфляцией. Но в условиях активной «накачки» экономики деньгами это неизбежно приведет к возникновению инфляционно-девальвационной спирали.  

    Пределы колебаний курса рубля прогнозом установлены довольно умеренные. Нацбанк, к слову, вообще не устанавливал максимальный уровень курса доллара на 2013 год, но, как сообщил Андрей Харковец, бюджет на 2013 год сформирован из расчета среднего курса доллара за год в Br8950. То есть, ослабление рубля ожидается всего на несколько процентов. Это – явно сверхоптимистичная оценка. Ее авторы, похоже, исходят из ожиданий того, что сальдо внешней торговли Беларуси в 2013 году окажется положительным и составит 0,7% от ВВП. А эти расчеты, основаны на успехах внешней торговли в начале 2012 года. 

    Министр экономики Беларуси Николай Снопков 3 октября сообщил, что сальдо внешней торговли товарами и услугами за январь-июль 2012 года составило $3,9 млрд., причем, он подчеркнул, что этот успех был обусловлен не только нефтехимией. По словам министра, если проанализировать внешнюю торговлю без учета нефтехимической продукции, то экспорт за рассматриваемый период все равно вырос бы на 4%, а импорт был бы ниже на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    Но министр забыл уточнить, что в январе-июле 2012 года ставка рефинансирования Нацбанка была в среднем намного выше 30% годовых, а зарплата находилась на уровне немногим выше $400. Тогда как в 2013 году условия внешней торговли будут резко ухудшаться, зарплата будет выше $500, а ставка рефинансирования должна упасть с 30% до 13-15% годовых. А это значит, что все ранее имевшиеся преимущества в 2013 году испарятся, как снег летом. 

    Собственно, это уже происходит: в августе  2012 года сальдо внешней торговли Беларуси товарами и услугами впервые в текущем году оказалось отрицательным и составило минус $79,3 млн. Сальдо внешней торговли товарами в августе составило минус $323,7млн., хотя в июле оно равнялось плюс $193,3 млн.

    Ухудшение состояния внешней торговли экономисты объясняют, в первую очередь, прекращением экспорта из Беларуси растворителей и разбавителей, осуществлявшегося в целях уклонения от уплаты в бюджет России пошлин на экспорт продуктов нефтепереработки. Таким образом, без учета продуктов нефтехимии экономика Беларуси уже сейчас не в состоянии обеспечить положительное сальдо внешней торговли. 

    Нет особой надежды и на иностранные инвестиции. Правда, среди важнейших прогнозных параметров на 2013 год указано привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику страны в размере $4,5 млрд. на чистой основе, но это не более чем благие намерения: в стране нет даже списка предприятий, которые намечено приватизировать. Приватизацией в Беларуси занимается лично Президент Беларуси, он может и не успеть привлечь такую сумму... А открывать новые производства в Беларуси иностранные инвесторы, видя, что в стране происходит девальвация за девальвацией, не торопятся.

      Коридор для рубля

    Ситуация осложняется еще и тем, что хотя в Беларуси продекларирован режим «управляемого плавания» курса белорусского рубля, на практике используется совсем другой метод: валютный коридор для курса доллара к рублю с фиксированным нижним уровнем и управляемой верхней границей. Нижний уровень равен Br8 тыс., а верхний – устанавливается Нацбанком, исходя из соображений обеспечения привлекательности рублевых вложений. Но если в других странах граница курса национальной валюты устанавливается посредством валютных интервенций, то белорусский Нацбанк регулирует курс, контролируя ставки на рынке рублевых ресурсов.   

    Этот новый режим курсообразования проявился в сентябре-октябре 2012 года, когда из-за роста спроса на иностранную валюту в банковской системе Беларуси сформировался дефицит белорусских рублей. Нацбанк, конечно, мог бы в связи с этим предоставить банкам дополнительные рублевые ресурсы, но делать этого не стал, ограничившись обеспечением только текущих операций. Поступая таким образом, Нацбанк, как сказала Надежда Ермакова 10 октября, рассчитывал снизить ажиотажный спрос на валюту со стороны предприятий и заставить их продавать свою валюту. Такую же политику планируется проводить и в дальнейшем, причем даже рассматривается возможность повышения ставки рефинансирования. 

    Такие действия Нацбанка явно выходят за рамки простого сглаживания колебаний курса рубля. Это уже прямое регулирование! В принципе, это вполне нормально, поскольку валютные интервенции могут быть заменены регулированием доступности рублевых ресурсов. Но проблема в другом: высокие ставки по рублевым кредитам будут сдерживать темпы роста ВВП. Руководство Беларуси пока еще этого не осознает, а когда обнаружит – вот тогда и начнется самое интересное! Правительству предстоит сделать выбор между стабильностью валюты и ростом ВВП, и этот выбор придется делать, по-видимому, уже в начале 2013 года.    

    В качестве резюме

    Заложенные в основных финансовых документах Беларуси на 2013 год показатели, скорее всего, достигнуты не будут, так как запланированная жесткая денежно-кредитная политика Нацбанка противоречит высоким темпам роста ВВП и мягкой денежной политике Минфина. По-видимому, хуже ожидаемого окажется ситуация и во внешней торговле, так как намеченные снижение ставки рефинансирования и высокая заработная плата приведут к росту импорта. Проблемы могут возникнуть также с выполнением планов по привлечению иностранных инвестиций. 

    Если правительство и Нацбанк Беларуси все-таки попытаются обеспечить запланированные темпы роста ВВП, это приведет к росту инфляции и увеличению давления на курс белорусского рубля, что в конечном итоге втянет страну в инфляционно-девальвационную спираль. В этом случае инфляция окажется выше запланированного уровня, а рубль значительно ослабеет, и эти два показателя будут стимулировать друг друга.   

    Планы на 2013 год могут быть выполнены только в случае дополнительной финансовой помощи со стороны России, либо успешной приватизации и стабилизации курса белорусского рубля за счет валютных интервенций из золотовалютных резервов страны.   

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by