DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 19 Сен 2011 12:23

    Средний бизнес

    Средний бизнес во многих статьях на экономические темы подверстывается то к крупному бизнесу, то к малому. Формулировки «Крупный и средний частный бизнес в Беларуси» и «средний и малый бизнес в Беларуси» выглядят одинаково непротиворечиво. Создается впечатление, что он удачно играет свою «серединную» роль, служа этакой пограничной зоной между крупным предпринимательством и малым бизнесом вкупе с ИП. Видимо, небольшие в процентном отношении экономические показатели среднего бизнеса (например, доля в 7,6% ВВП, в сравнении с 12,4% малого бизнеса в 2010 году, по данным Национального статистического комитета РБ) и определяют его промежуточное место.

    Как отделить малое от среднего?

    Помимо места в общей картине экономики, затруднительным оказывается и само определение среднего бизнеса.  Разные страны и организации определяют его по-разному. Разнообразие экономических параметров различных сфер деятельности, вынуждает искать точку опоры в самых простых показателях: численность работников и товарооборот/остаточная стоимость активов. Как все простые решения, такая методика классификации несовершенна. Однако это все, на что можно опереться.

    Белорусский закон (№ 148-3, 2010 г.) распределяет субъекты хозяйствования по категориям, исходя исключительно из численности работников за год.

    • Индивидуальные предприниматели – один работник (плюс семья/родня)
    • Микро-организация – до 15 человек в штате
    • Малые предприятия – от 16 до 100 работников
    • Средние предприятия – 101-250 человек

    Такое четкое деление, опирающееся на списочный состав сотрудников, с одной стороны, ликвидирует всяческие неясности: нанял сто первого работника – вырос из малого предпринимательства, теперь и кредит на других условиях, и льготы иные.

    С другой стороны, возможностей манипулировать простыми параметрами хватает. Полставки, работник на договоре, две маленькие фирмы вместо одной большой… да мало ли лазеек найдет изобретательный ум, когда надо обойти всего-то одно правило.

    Однако при вдумчивом анализе этого простого правила возникают серьезные сомнения, и подобное деление кажется излишне упрощающим. Например, с точки зрения российских экономистов и маркетологов, размеры бизнеса и численность сотрудников в различных отраслях связаны по-разному (таблица 1):

    Таблица 1

    Сфера деятельности

    предел для малого предпринимательства, чел.

    предел для среднего предпринимательства, чел.

    Рекламные агентства, консалтинговые компании

    15

    50

    Туристические компании

    25

    75

    Редакции печатных СМИ

    35

    100

    Розничная торговля

    50

    250

    Оптовая торговля

    100

    1000

    Мебельная промышленность

    150

    500

    Частные ВУЗы

    200

    600

    Кондитерские фабрики

    400

    1500

    Нефтедобывающая компания

    2000

    7000

    Автозавод

    10000

    40000

    Очевидно, чем масштабнее сама сфера деятельности, тем больше сотрудников необходимо, чтобы занять ведущие или хотя бы устойчивые позиции в этой нише.

    Именно поэтому для взвешенной классификации предпринимательства применяются, кроме банального подсчета сотрудников, и другие параметры. Например, доля рынка, занимаемая компанией, позволяет сравнивать несравнимые сферы деятельности, т.к. от абсолютных показателей мы переходим к процентному выражению.

    Реалии предпринимательства

    Задумываясь, как открыть бизнес в Беларуси, вряд ли кто-то представляет себе, что будет командовать сотней рабочих, проводить ежедневные планерки с тремя прорабами и двумя инженерами, оплачивать декрет трем секретаршам и пятнадцати работницам из цеха по переработке (все декретные образовались без личного участия!) и не спать ночами, обдумывая, как бы успеть выплатить зарплату до картотеки. Обычно планы более радужные, начинающий бизнесмен не представляет, что ждет его впереди. Наверное, это хорошо. Иначе развитие малого бизнеса в Беларуси не просто остановилось бы, а даже и не начиналось.

    Начав со свежей бизнес идеи для малого бизнеса, в некоторых сферах услуг можно навсегда остаться в пределах, установленных государством для малого предприятия. Повышать качество сервиса, развивать отношения с поставщиками, планировать новую веранду для летнего кафе. И совершенно не обязательно становиться владельцем сети общепита или управлять десятком ателье и тремя магазинами. Однако некоторые виды деятельности настойчиво требуют роста, расширения, найма все большего количества сотрудников.

    По данным Национального статистического комитета, средние компании преимущественно развиваются в таких отраслях, как промышленность (24,6%), сельское хозяйство (28,5%), строительство (18,2%) и торговля и общественное питание (11,6%).

    В чем же все-таки отличие?

    Существует точка зрения, что различие малого и среднего предпринимательства именно тем и определяется – количеством сотрудников. Точнее, не количеством, а сложностью структуры компании.

    Без чего спокойно обходится индивидуальный предприниматель или хозяин микро-организации – так это без необходимости управлять бизнес-процессами, выстраивать иерархию управления, делегировать полномочия менеджерам и наслаждаться прочими прелестями руководства. В общем, это верная примета: если вы осознали необходимость внедрения бизнес-процессов на своем производстве, то вы уже «выросли из штанишек» малого предприятия.

    Недаром новые технологии для малого бизнеса, объявлениями о которых пестрят профильные сайты, предлагают также и системы управления, новые или хорошо автоматизированные старые. Потому что научиться управлять надо раньше, не дожидаясь, пока суровая реальность стукнет вас по затылку. И напомнит, что вы не успеваете распределить задачи пятнадцати бригадам, провести совещание по долгосрочному планированию, съездить в банк подписать документы по кредиту, проконтролировать дела на важном объекте, подписать заявку на валюту…

    Следует признать, что масштабировать коммерческую деятельность или любой бизнес нельзя линейно. Обязательно должен быть качественный скачок, как в самом бизнесе, так и в управлении им.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by