Delo.by,

    Комментарии 2 Май 2014 10:45

    Софт как продукт. Экспорта

    Белорусский рынок экспорта ПО стремительно наращивает обороты. При этом внутреннее потребление IT-услуг у нас по-прежнему остается незначительным.

    Елена Шахлевич, «Дело»

    За последние 8 лет Беларусь выбилась в лидеры по поставке программного обеспечения среди стран Центральной-Восточной Европы, а белорусские компании стабильно входят в рейтинг лучших аутсорсинговых компаний мира The Global Outsourcing 100. У всех на слуху Viberи WorldofTanks– пожалуй, два самых удачных творения белорусских программистов. Однако этих успехов могло и не быть, если бы Беларусь в свое время пошла проторенной дорогой других стран.

    Почему аутсорсинг?

    Сейчас многие эксперты, рассуждая о том, почему белорусский рынок ПО в свое время ушел в аутсорсинг, чаще всего говорят об ограниченном внутреннем спросе на IT-услуги. Мол, развивался бы свой рынок, не пришлось бы идти на чужие. Но, как и во многих сферах, отечественный рынок высоких технологий развивался не благодаря, а вопреки.

    В конце 90-х, когда IT-индустрия в Беларуси была в зачаточном состоянии государственное стимулирование этой отрасли было весьма специфичным. Так, к примеру, при проведении тендера на разработку ПО по тем немногим контрактам, которые тогда мог предложить рынок, приоритет всегда отдавался госпредприятиям, частники могли в нем даже не участвовать.

    «Это послужило серьезным стимулом для поиска новых деловых возможностей и впоследствии для создания экспорто-ориентированной отрасли разработки ПО в нашей стране, – считает Валерий Цепкало, директор Парка высоких технологий (ПВТ).– Равные возможности для частников и госпредприятий, как, к примеру, в Литве или России, способствовали бы развитию национальных компаний, но не заставили бы частников искать контакты за рубежом. Поэтому можно сказать, что вначале ориентация на зарубежного заказчика была вынужденной мерой».

    Но, как показывает жизнь, нет худа без добра. Так произошло и с белорусскими айтишниками. Первые небольшие контракты и сложные проекты по относительно низким ценам позволили белорусским специалистам приобрести хороший международный опыт, вынудили массово изучать иностранные языки, и впоследствии вызвали волну интереса к нашей стране как к производителю качественного и дешевого IT-продукта. Правда, с тех пор ситуация с оплатой немного изменилась.

    «Сегодня все приходят к нам за знаниями, –говорит Валерий Цепкало.– Цена имела значение на начальном этапе развития ПВТ, т.е. если раньше мы говорили, что можем сделать качественно и дешево, то теперь вторая составляющая практически отпала».

    Благодаря  своевременному выходу на международные рынки, сфера IT в Беларуси растет более ускоренными темпами по сравнению со странами, где хорошо развивался внутренний рынок.

    «Если бы мы сейчас ориентировались только на белорусский рынок, то темпы роста были бы сопоставимы с европейскими странами – в пределах 7-10%, – говорит Валерий Цепкало.– У нас же рынок с 2006 растет на 40-50% в год! И это при том, что общемировой рынок IT в год прирастает всего на 5-6%».

    Впечатляет и география заказчиков IT-разработок: только в ПВТ это 57 стран, крупнейшие из которых: США, Россия, Германия, Великобритания, Финляндия, Израиль, Нидерланды, Дания.

    Такие успехи не могли остаться без внимания государства. С течением времени была пересмотрена роль IT-сферы для экономики страны. Власти поняли, что эта сфера своего рода курица, несущая золотые яйца, то есть, добывающая валюту для страны, о чем свидетельствуют данные платежного баланса, где IT стабильно входит в пятерку лидеров по экспорту услуг.

    В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года информационные технологии были названы ключевыми факторами инновационного развития экономики. Также приняты две программы, регулирующие направления развития IT-сектора: Стратегия развития информационного общества до 2015-го года и Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы.

    Но, пожалуй, главным толчком для развития отрасли стало создание в 2005 году Парка высоких технологий, резидентами которого на данный момент являются 140 компаний.Конечно, ПВТ – это не весь рынок, но основная его часть. По подсчетам экспертов, в парк входят до 50% работающих на местном рынке компаний, на которые приходится до 90% экспорта ПО из нашей страны.

    По итогам 2013 года ПВТ заработал на внешних рынках $446,7 млн., что в 30 раз превышает общий объем экспорта IT-услуг всех предприятий Беларуси за 2005 год – до создания ПВТ, когда экспортные показатели были на уровне $14 млн.

    Сапожник без сапог

    Сейчас многие обвиняют айтишников в том, что в погоне за «длинным рублем» они оставили без внимания потребности внутреннего рынка. Действительно, если смотреть на статистику ПВТ за прошлый год, то доля экспорта в общем объеме производства ПО составила 85% и лишь 15% досталось внутреннему рынку.

    Возникает парадоксальная ситуация: страна – крупнейший разработчик ПО в Центральной и Восточной Европе имеет внутренний рынок с низким спросом на IT-услуги. Причин тому, по мнению экспертов «Дела», несколько. И самая главная из них упирается в нежелание руководителей предприятий внедрять инновационные технологии в производственный процесс.

    Айтишники уверяют, что технически уже могут все. Вот и Дрю Гафф, генеральный директор и один из основателей компании Siguler Guff & Company говорил: «Если у вас есть невыполнимый проект по разработке программного обеспечения, ищите специалистов в Беларуси». Но вот расшевелить инертных отечественных заказчиков из госсектора – задача не из легких.

    Лишь немногие белорусские руководители понимают, что время ручного труда прошло. Двигаться вперед, быть конкурентоспособным на рынке можно, лишь внедряя высокие технологии. Показательно, что основными потребителями внутреннего рынка являются банковские структуры, машиностроительные, химические и нефтехимические предприятия, т.е. отрасли, в которых без IT обойтись уже невозможно.

    Немаловажным фактором, сдерживающим отечественный рынок, является низкая платежеспособность госсектора. Внедрение информационных технологий на начальном этапе требует больших инвестиций, которые впоследствии, как правило, окупаются многократно, но руководителю предприятия со скромным бюджетом подчас не до перспективы.

    К тому же, любое внедрение новых технологий влечет за собой сокращение лишнего персонала вследствие уменьшения количества ручного труда. А за это руководитель-новатор государственного предприятия может поплатиться должностью.

    Да и содержание низкооплачиваемого персонала зачастую выглядит более выгодным, чем долгосрочные инвестиции в развитие. В этом плане показательна система существующих на Западе электронных парковок, где участие обслуживающего персонала сведено к минимуму, и белорусских стоянок с работником, принимающим платежи. В нашей ситуаций дешевая рабочая сила становится своеобразным препятствием на пути к прогрессу.

    Несмотря на перечисленные проблемы, эксперты весьма оптимистично смотрят на развитие внутреннего рынка ПО, что подтверждает статистика. В минувшем году объем внедрения разработанного в ПВТ программного обеспечения для белорусских предприятий и организаций увеличился в 1,7 раза и составил Br710 млрд. ($72,5 млн.). Всего резидентами ПВТ было выполнено около 9 тысяч проектов для белорусских заказчиков. Рост в 70% на внутреннем рынке, по мнению Валерия Цепкало, во многом обусловлен активностью банков как отечественных, так и зарубежных. Предпосылок к тому, что за ними подтянутся и другие отрасли, пока нет, но для стимулирования внутреннего спроса в ПВТ ввели преференции для отечественных заказчиков ПО в форме освобождения от уплаты НДС.

    Охота за головами

    Говоря о тенденциях на рынке ПО, стоит сказать о кадрах, его создающих. Как известно, они решают все. И в этом плане Беларуси повезло и не повезло одновременно: у нас весьма неплохая база подготовки айтишников, но их все еще критически мало для насыщения рынка.

    Почему возникает такой дисбаланс, если 55 вузов страны ежегодно выпускают около 3500 молодых специалистов в области IT? Однако трудоустраиваются по специальности в компании всего 1000 выпускников.

    Понятно, что не все способны стать разработчиками программ. Но и среди способных существует серьезный конкурсный отбор. Как правило, наниматели ищут специалистов с опытом работы, приобретенным либо непосредственно «у станка», либо в лабораториях ПВТ, действующих на базе вузов. Для тех, кто приходит в IT из непрофильных специальностей, есть третий путь – бесплатные курсы компаний, где существует система  предварительного квалификационного отбора, либо платный Образовательный центр ПВТ. В прошлом году именно через переподготовку в ПВТ устроилось почти 2000 человек.

    В такой ситуации каждый грамотный специалист, как говорится, на вес золота. В IT–компаниях не редкость, когда сотрудники переманивают в свои компании знакомых айтишников, получая за это «плюшки» от нанимателя. Чем выше квалификация у перекупленного, тем весомее гонорар «охотника» за головами.

    «Мы сегодня готовы трудоустроить всех, кто соответствует профессиональным требованиям и прошел систему подготовки при ПВТ либо при университете, – говорит Валерий Цепкало. – Потенциал рынка сейчас очень большой. Если ориентироваться на структуру занятости развитых стран, успешных в IT – Финляндию, Швецию, Израиль, Ирландию – то я вижу, что нам требуется 80-100 тыс. человек».

    Что же мы имеем на сегодняшний день? По итогам 2013 года в ПВТ работало около 18 000 человек, что почти на 3000 больше, чем в 2012. Эксперты рынка предполагают, что общее количество занятых в IT колеблется в пределах 25 000 человек, т.е. до насыщения рынка нам еще очень далеко. С учетом демографической «ямы», очевидно, что в ближайшее время отрасль сможет прирастать разве что за счет переквалифицированных специалистов из других профессий.

    Показательно, что кадровый голод в IT-сфере есть не только в Беларуси, но и в России, а также в странах ЕС. По мнению экспертов, потребность российского рынка в IT-специалистах в 2018 году составит порядка 350 тыс. человек, в то время как существующая система образования сможет подготовить лишь 150 тыс.

    По данным аналитической компании Empirica, к 2015 году в IТ-индустрии ЕС может образоваться около 900 тыс. открытых вакансий, на которые не найдется подходящих кандидатов из-за острой нехватки квалифицированных специалистов.

    Валерий Цепкало не видит в этом большой угрозы для нашего рынка: «У нас экспорто-ориентированная отрасль, которая позволяет получать конкурентоспособную зарплату в родной стране. Плюс в IT-компаниях существуют дополнительные бонусы для сотрудников начиная от долгосрочных командировок до оплаты нанимателем процентов по кредиту или предоставления арендного жилья».

    В качестве резюме

    По мнению экспертов «Дела», бурное развитие мирового IT-рынка, географическое положение, региональная репутация, высококлассные специалисты и активная поддержка отрасли со стороны государства позволят белорусским айтишникам и в дальнейшем активно занимать лидирующие позиции в аутсорсинге и наращивать экспортные показатели.

    Совсем другая ситуация складывается на внутреннем рынке.

     «Рынок программного обеспечения в Беларуси может появиться только с появлением конкурентоспособной экономики, – считает Юрий Зиссер, основатель портала TUT.BY. – Однако большим этот рынок никогда не станет ввиду скромных размеров нашей страны относительно объемов IT-отрасли, которая всегда будет ориентирована на экспорт. И для нашей страны это хорошо».

    Экспертное мнение

    Юрий Зиссер, основатель портала TUT.BY.

    Сегодня белорусским программистам приходится работать преимущественно для зарубежных заказчиков из-за отсутствия внутреннего платежеспособного спроса на программное обеспечение. Большинству белорусских предприятий, организаций, учреждений нужны только Windows, Office и бухгалтерские программы. А наши граждане пользуются пиратским софтом, так как платить за софт пока не привыкли. Кроме того, в Беларуси существует предубеждение против всего отечественного. Поэтому даже в тех редких случаях, когда на рынке имеется достойный отечественный программный продукт, предпочтение чаще все равно отдается зарубежному. Бывают случаи, когда белорусские компании пользуются закупленным на Западе софтом, а потом оказывается, что он (или его части) разработаны на соседней улице.

    Впрочем, вряд ли это сильно вредит нашей IT-отрасли. Белорусские программисты получают хорошую профессиональную подготовку и пользуются большим спросом во всем мире, что отражается и на их зарплате. Сегодня уровень оплаты труда в IT-отрасли Беларуси в разы выше среднего по стране. Я даже слышал историю о том, что программист из одной из восточноевропейской столицы просил перевести его в аналогичное подразделение в Минске: мол, зарплаты у вас выше, а жизнь дешевле.

    Иван Живица, специалист по связям с общественностью СООО «Гейм стрим»

    Не все так плохо на внутреннем рынке. Начальные условия уже есть, о чем свидетельствуют существующие успешные белорусские проекты и новые стартапы, в чем немаловажную роль играет поддержка со стороны Парка высоких технологий. Нужно только найти свою нишу, занять ее и создавать качественный продукт, ориентированный на потребителя.

    Наш путь к успеху также был непростым и потребовал достаточно много времени, чтобы понять пожелания современной игровой аудитории, предложить ей что-то совершенно новое, но при этом давно знакомое. Можно сказать, что культурный код, интерес к истории и богатый опыт разработки предыдущих проектов («Операция Багратион», Order of War) помогли создать проект, который привлек к себе внимание более 80 млн. игроков по всему миру. Важную роль сыграл и прогрессивный для 2010 года способ распространения игры – free t oplay, когда появилась возможность скачивать игру бесплатно из Интернета и без ограничений финансовых вложений развивать свой аккаунт. Большой интерес к проекту и широкое распространение по всему миру в 2013 году позволили воплотить в жизнь новую игровую концепцию – freetowin. Это значит, что те, кто платят, и кто нет – теперь равны, а это основополагающий принцип профессиональных соревнований. Следующим направлением стало активное развитие киберспортивной составляющей, проведение международных турниров с привлечением партнеров, прессы и возможности стать обладателем внушительных призовых. В итоге получается, что успех – это длительный процесс с правильной оценкой ситуации, спланированными целями, мотивированной командой и прогрессивным взглядом в будущее.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by