Delo.by,

    Комментарии 11 Июн 2014 11:10

    Снижение спроса на высокий градус

    Продажи крепкого алкоголя в Беларуси упали, но его производство по-прежнему является прибыльным бизнесом

    Анна Дейч, «Дело»

    Рынок белорусской алкогольной продукции находится под влиянием кризисных явлений в белорусской экономике, с одной стороны, и изменений, связанных со вступлением Беларуси в Таможенный союз (ТС), – с другой.

    Во-первых, значительно выросли акцизы: с 1 января 2013 года они были увеличены на 11,8-61,6% и продолжали расти в течение года. Таким образом, Беларусь выполняла обязательство, взятое на себя в рамках ТС об уравнивании ставок акцизов с российскими. Они должны были составить 95-97% к уровню ставок, действующих в РФ. Однако максимум, чего пока удалось достичь – 93,1%.

    Во-вторых, произошли изменения в бухучете и все заводы перешли на уплату НДС и акцизов «по отгрузке». Если раньше налог нужно было уплачивать в течение 60 дней после отгрузки товара, то сейчас – уже в следующем месяце. И независимо от того, поступили средства за отгруженную в торговую сеть продукцию или нет, предприятие должно рассчитаться с бюджетом. В итоге налоговая нагрузка на производителей алкоголя увеличилась в несколько раз. Учитывая высокие ставки по рублевым кредитам, ситуация могла стать совсем неблагоприятной. Однако государство пошло на определенные уступки (ведь основные игроки алкогольного рынка – государственные предприятия) и предоставило рассрочку в уплате налогов. Что несколько смягчило ситуацию.

    В недавнем прошлом

    В связи с усилением налоговой нагрузки продолжился и рост цен на алкоголь, хотя он и не стал таким бурным, как в 2012-м (+ 39,3% и +117,2% соответственно). Это привело к изменению структуры спроса: в прошлом году водки было продано на 11,7% меньше, тогда как в 2011-м ее продажи, наоборот, росли.

    Всего с начала 2013-го было продано 7,91 млн. дал (1 дал = 10 литров) водки – это 46,8% от общего объема продаж алкогольных напитков в Беларуси. В 2012 году аналогичный показатель составлял 49,7%.

    Ликероводочных изделий и в прошлом году было реализовано существенно меньше, чем в 2012-м: их продажи снизились на 22,8% до 1,1 млн. дал, зато виноградных вин было выпито на 13,5% больше – 2,6 млн. дал.

    Примечательно, что повышенным спросом стали пользоваться бренди и коньяки: их продажи выросли на 48,9% до 265,2 тыс. дал. Однако их доля в общем алкогольном товарообороте все еще невелика.

    «Частично предприятия компенсировали падение продаж водки и ликероводочных изделий экспортными продажами, а те компании, которые не имели достаточного экспортного потенциала, понесли убытки, – говорит совладелец группы компаний GARSIA Сергей Тюшкевич.– Рост спроса на коньяк обусловлен тем, что разница в цене между бутылкой водки и бутылкой коньяка сегодня незначительна. Кроме того, продолжает расти уровень продаж виноградного вина. Например, во Франции доля потребления алкоголя на душу населения практически не отличается от наших показателей, но французы предпочитают пить больше вина, а белорусы – более крепкие алкогольные напитки».

    Свои и чужие

    Белорусских производителей крепкого алкоголя – водки и ликероводочных изделий – условно можно разделить на три группы.

    Первая представлена в единственном числе заводом «Минск Кристалл», доля которого занимает около 33% белорусского рынка.

    Во вторую группу производителей входят пять крупнейших госпредприятий, которые дислоцируются в областях Беларуси, и жители этих регионов являются основными потребителями их продукции. Речь идет о витебском «Придвинье», брестском «Белалко», Климовичском ЛВЗ, гомельском «Радамире» и гродненском «Неманофф». Их суммарная доля оценивается примерно в 40-45%.

    Третья группа – это частные производители с общей долей в 17-20%.

    Эксперты отмечают, что рентабельность некоторых предприятий достигает 120%.

    В свете таких цифр становится понятным, что производство и продажа алкоголя – очень  прибыльный бизнес. Поэтому государство упорно защищает свой алкогольный рынок от частного бизнеса и, прежде всего, от иностранных производителей. До сих пор правительство утверждает перечень продукции, которая может ввозиться в страну, и список импортеров, которые имеют право поставлять импортный алкоголь в Беларусь.

    Их число с каждым годом растет: в 2011-м их было 25, в 2012-м – 29, в 2013-м – 31, а в 2014 году право импорта алкогольной продукции получили уже 33 компании. Однако значительная часть из них – государственной формы собственности. В целом импорт алкоголя в 2013 году вырос на 42,4% и в денежном выражении составил $54,9 млн.

    Напомним, что система ввоза алкоголя в Беларусь изменилась в 2008 году после вступления в силу Декрета президента № 3, который заменил квотирование импорта алкогольной продукции на институт специмпортеров. Последних выбирают по конкурсу. Ввозить в Беларусь алкогольные напитки после победы в конкурсе могут как государственные, так и негосударственные предприятия. И лишь дорогие алкогольные напитки, согласно Декрету № 2, принятому в 2011 году, ввозятся в Беларусь в режиме свободного импорта.

    Именно по этой причине только 3% потребляемой в Беларуси алкогольной продукции в бутилированном виде приходится на долю импортных напитков. При этом 80% импорта – вино, 8% – коньяки, по 2% – вино игристое, водка, виски, по 1% – бренди, ликеры, ромы и джин.

    Однако в декабре 2013-го был подготовлен законопроект о внесении изменений в закон «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», согласно которому предусмотрена отмена исключительных прав государства на осуществление импорта алкогольных напитков с 1 января 2015 года.

    Дело в том, что в октябре прошлого года в рамках заседания Высшего Евразийского экономического совета в Минске рассматривался вопрос о снятии ограничений, которые препятствуют свободному передвижению товаров на территории стран Таможенного союза. По информации Минэкономразвития России, в настоящее время существует ряд барьеров, которые ограничивают доступ российских товаров на белорусский рынок. И к числу таких ограничений относится белорусский институт специмпортеров алкогольных напитков и табачной продукции.

    «С одной стороны, институт специмпортеров позволяет белорусским производителям чувствовать себя более спокойно, не бояться конкуренции иностранных брэндов, – считает С. Тюшкевич. – Но с другой, у потребителей нет такого большого выбора, как хотелось бы, и цены выше, чем европейские».

    Это привело к тому, что сегодня серьезную конкуренцию компаниям-импортерам составляют магазины дьюти-фри: некоторые «предприниматели» нелегально возят оттуда более дешевый, не обложенный налогами алкоголь и перепродают его. Кроме того, была увеличена норма провоза спиртного через границу – до 3 литров на человека старше 18 лет, что позволило выезжающим 1-2 раза в месяц за границу создавать хороший запас спиртного для собственного потребления.

    Цены взлетают – объемы падают

    Долгое время основным продуктом как для экспорта, так и для внутреннего потребления была водка. В связи с этим до прошлого года квоты на ее производство постоянно повышались, но в 2013 году выпуск водки снизился на 2,26% до 19,63 млн. дал, а в 2014-м – почти на 30% до 15,2 тыс. дал.

    Уменьшение объемов производства связано как со снижением потребления водки населением, так и с определенными проблемами в части распределения квот на алкогольную продукцию между предприятиями.

    Обязательность выполнения планов по объемам производства для государственных предприятий привела к росту складских запасов. На начало 2013 года запасы водки на складах ликеро-водочных заводов составляли 33% среднемесячного объема производства, а к 1 декабря они уже выросли до 216%. Конечно, такой продукт, как водка, не портится, но, тем не менее, производители отмечают «вымывание» оборотных средств из-за проблем с реализацией.

    Таким образом, в алкогольной отрасли сложилась крайне неблагоприятная ситуация для государственных предприятий (частным производителям жесткие плановые задания по «объемам» не доводились). Ведь продукция, даже произведенная «на склад», облагается акцизами, которые составляют значительную часть в цене конечного изделия. Тем временем сбыт падает, чему способствует еще и жесткая политика розничных сетей по продвижению продукции под своими брэндами. В итоге, госпредприятиям нужно брать кредиты по высоким ставкам для уплаты налогов. Кроме того, складские запасы требуют дополнительных ресурсов на оплату помещений, что выливается в значительные суммы платежей, особенно для предприятий, расположенных в столице.

    Чтобы разгрузить склады, заводы увеличили экспорткрепких алкогольных напитков: в 2013 году он вырос на 57,4% и составил $57, 9 млн. Наибольшая доля алкогольной продукции пришлась на страны СНГ – $37 млн. (+93,6%), а на ранее лидировавшую Европу – всего $9,5 (+7,3%).

    «У «Белалко» в прошлом году экспорт вырос в 1,8 раза. По объемам производства мы вышли почти на 100% от уровня 2012 года. В этом году тоже планируем увеличивать поставки на экспорт, чтобы компенсировать снижение спроса на внутреннем рынке», – отмечает заместитель генерального директора ОАО «Брестский ЛВЗ «Белалко»Галина Мисюк.

    Однако эксперты констатируют, что практически все страны защищают свой алкогольный рынок от иностранных производителей. Так что, доля экспорта в продажах остается невысокой – около 15 % от выпуска.

    Да и алкоголь, как правило, поставляется на экспорт по себестоимости либо даже в убыток: средняя экспортная цена водки – чуть более $1,2 за литр.

    Кстати, по мнению экспертов, Беларусь могла бы поставлять на внешние рынки и такие напитки, как сидр или медовуха, которые практически не представлены на рынках России, Украины, стран Балтии, Польши и где они могли бы занять свою определенную нишу. Ведь в последние годы на мировом рынке спиртного отмечается смещение потребительских предпочтений с традиционных для регионов алкогольных напитков к нетрадиционным, или, как еще их называют, «инновационным».

    Наша страна должна быстро реагировать на изменения тенденций мирового алкогольного рынка, ведь три из четырех стран-лидеров по потреблению алкоголя на душу населения (Россия, США, Украина, Польша) находятся рядом с Беларусью.

    К чему идем?

    Рынок алкогольной продукции в данный момент находится в ожидании изменений, связанных со снятием ограничений по передвижению товаров на территории стран ТС.

    «Государство, безусловно, озабочено этим вопросом, рассуждает С. Тюшкевич. – Поэтому производители спиртного сейчас ждут, какие же меры предпримет правительство, чтобы максимально защитить белорусский рынок от иностранных производителей. Есть мнение, что оптовая трговля будет разрешена только предприятиям с долей госсобственности не менее 25%. Или, как вариант, 50-70% места на магазинных полках будет отдано белорусскому производителю. Иначе, если будет введена единая акцизная марка, налоговые поступления в бюджет резко снизятся».

    Еще один прогноз – акцизы продолжат рост, а уровень потребления крепкого алкоголя будет снижаться. Это еще больше усилит конкуренцию на рынке, особенно в сегменте более дешевого спиртного. Также, по мнению экспертов «Дела», вырастет уровень потребления виноградного вина и коньяка, но он будет незначительным. А вот спрос на плодовые вина, скорее всего, еще больше упадет.

    Также значительное влияние на рынок, а именно – на импорт алкоголя, могут оказать скачки курса белорусского рубля. В прошлом году значительных колебаний курса не было, но если на валютном рынке в 2014-м произойдут какие-либо резкие изменения, то, конечно, они затруднят поставки зарубежной продукции в Беларусь.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by