Delo.by,

    Комментарии 1 Июн 2016 14:56

    Склады на вырост

    Потенциальный годовой оборот рынка логистических услуг Беларуси оценивается более чем в $1,5 млрд.

     

    Осенью 2015 года рынок логистических услуг активно обсуждал новость о подготовке ряда нормативно-правовых актов, которые теоретически должны помочь отечественной логистике сделать новый шаг вперед. Речь, в частности, шла о разработке 2-й Государственной программы развития логистической системы Республики Беларусь на 2016-2020 годы, законов «О логистической деятельности в Республике Беларусь», «О товаропроводящих (дистрибьюторских) сетях Республики Беларусь» и др. Однако до сих пор специалисты и участники рынка не получили возможности ознакомиться даже с проектами этих документов. Так что судить – чем они помогут логистической отрасли – не представляется возможным. Между тем, ситуация на рынке логистичских и складских услуг продолжает ухудшаться.

    Количество или качество?

    По некоторым оценкам, потенциальный годовой оборот рынка логистических услуг Беларуси оценивается более чем в $1,5 млрд, в том числе по складским услугам – в $1,1 млрд. Однако реально доля логистики в ВВП Беларуси составляет лишь 7,5%, тогда как в Литве – 14%, в Германии – 17%, а в ряде азиатских стран – в разы больше.

    После того как Указом Главы государства под строительство транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в Беларуси было выделено 50 участков и принята соответствующая программа, реально в стране в рамках госпрограммы построены 20 ТЛЦ, еще 18 – введены в действие инвесторами самостоятельно. То есть в принципе 38 новых объектов за столь короткий срок для нашей страны – вроде бы совсем не плохо. Однако, как отмечают эксперты «Дела», при разработке и реализации программы изначально было допущено много ошибок. И самая серьезная из них – ставка не на качество, а на количество ТЛЦ. Многие из них строились по директивным указаниям без детального анализа востребованности объекта, не говоря уже об оценке количества потенциальных клиентов и, тем более, их платежеспособности. Другая часть подобных объектов строилась производителями или транспортно-экспедиционными компаниями «под себя», и их положение сегодня несколько более выигрышное, поскольку они обеспечены хотя бы минимальным стабильным товаропотоком.

    К сожалению, на практике ТЛЦ у нас изначально воспринимались не как самостоятельные бизнес-проекты, «заточенные» на экспедиторско-логистические, таможенные и другие услуги, а, скорее, как более комфортабельные складские помещения. Как отмечают в БелНИИТ «Транстехника» (именно этой организации поручена разработка проекта новой программы), типичный белорусский логистический центр предлагает своим клиентам в среднем не более 15 из 62 видов работ, которые можно выполнять в рамках СТБ 2306-2013, разработанных для этого вида деятельности. Для сравнения: в Германии логистические центры оказывают порядка 70 услуг, а в Японии – около 110. Лишь 11 ТЛЦ в Беларуси имеют возможность оказывать услуги таможенного оформления поступающих грузов, а мультимодальными являются и вовсе только 8 объектов.

    Осторожно, ценопад!

    «Логистический бум» привел к бурному насыщению рынка более или менее качественными складскими площадями. По данным Colliers International, уже в 2012-2014 годах сток современных складов в Минске и пригородной зоне увеличился в два раза! А за 2015 год рынок пополнился еще 62 905 кв.м. новой складской недвижимости.

    Падение цен началось на рынке еще в конце 2014 года, а в 2015-м на фоне резко ухудшающейся экономической ситуации, в том числе в сфере грузоперевозок, ставки аренды в этом сегменте рынка недвижимости рухнули на 25-35% в еврономинале в зависимости от класса помещений. В итоге цены почти достигли европейского уровня и колеблются в пределах €4,5-9 за кв.м. Начали отмечаться случаи откровенного демпинга, когда сопоставимые по качеству и местоположению ТЛЦ предлагаются по ценам на 30-40% ниже, чем у конкурентов.

     

    Продолжится и общий рост вакантности, которая сейчас в целом по рынку превышает 10%. Это станет следствием, в том числе, сокращения спроса на логистический аутсорсинг, поскольку в периоды кризисов многие компании стараются экономить на качестве услуг, предпочитая использовать собственные площади.

    Факторы роста

    В этих условиях озвученные ориентиры новой логистической программы – удвоить (до Br7,3 трлн.) доходы от логистической деятельности к 2020 году – выглядят несколько сомнительно. Тем не менее, разработчики проекта уверены в том, что миссия – выполнима. В БелНИИТ «Транстехника» считают, что программа позволит за 2016-2020 гг. привлечь в логистическую отрасль не менее $790 млн инвестиций, увеличить складские площади на 23% (до 0,9 млн кв.м), повысить грузооборот ТЛЦ в 4,3 раза (!), до 34,9 млн т. в год, и создать более 5 тыс. новых рабочих мест.

    Возможно, все так и будет, но, как говорят многие эксперты, лишь при выполнении ряда условий. Первое – необходимо решить проблемы, лежащие в, так сказать, политической плоскости, что является задачей государства, БАМАП и других заинтересованных структур. А именно: добиться от партнеров по ЕЭАС (прежде всего, от России) упразднения ключевого барьера для белорусских транспортно-логистических компаний –  принципа резидентства при обслуживании грузопотоков. Либерализация рынка каботажных перевозок снимет остроту проблемы лишь отчасти и ничего не даст отечественным ТЛЦ. Загрузить их полноценным товарным потоком будет возможно только в условиях активизации рынка международных грузоперевозок. Но если экономика Евросоюза понемногу оживает, то в России ситуация оптимизма не внушает, тем более в условиях сохраняющегося режима торговых санкций.

    Второе условие – опять же прерогатива правительства и заинтересованных министерств. Это – оптимизация нормативно-правовой базы в транспортно-логистической отрасли. Например, снижение нормативных сроков амортизации объектов, которые являются в Беларуси порой нереально завышенными. Предстоит серьезно пересмотреть в сторону упрощения и административные процедуры, связанные со строительством и функционированием ТЛЦ, которые в ряде случаев приводят к затягиванию сроков строительства и к росту расходов инвесторов.

    И, наконец, третье – изменение подходов к работе ТЛЦ со стороны их владельцев. Прежде всего, в сторону увеличения количества услуг при сохранении баланса цена-качество. Как отмечают в Colliers International, на рынке есть качественные проекты – например, склады компаний «Кроноспан» и «Содружество» в Сморгони, «Брест-Белтаможсервис» в Бресте, «Евроопт» в Барановичах и некоторые другие, не имеющие проблем с вакантностью. Правда, в основном это – не классические ТЛЦ, а built-to-suite, или объекты, которые создавались для собственного использования или под определенного оператора. Кроме того, по мнению экспертов, налицо явная диспропорция, когда на минский регион приходится около 90% объектов складской логистики, возведенных частными инвесторами. Между тем, отдельные регионы вполне могут стать более интересными для ТЛЦ, чем перенасыщенная предложением столица.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by