Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 8 Мар 2013 0:00

    Силы нет – нужен ум?!

    За 4 года количество дискаунтеров в Беларуси выросло более чем в 10 раз. Но слухи о смерти мелкой розницы, похоже, сильно преувеличены

    Белорусский ритейл уже месяц «лихорадит» бурно дискутируемая в прессе и на разных уровнях власти тема ограничения присутствия на рынке крупных форматов торговли, прежде всего, сетевых операторов. Многие предприниматели видят в экспансии «скидочного ритейла» скорую смерть мелкой розницы.Дров в костер дискуссии подбросило сообщение о планах сети  «Евроопт» открыть до конца года в Беларуси еще 100 магазинов, после чего обвинения в монополизме посыпались на нее с новой силой. Генеральный директор компании «Евроторг» (сеть магазинов «Евроопт»), похоже, уже устал от необходимости доказывать многочисленным оппонентам, что в этих обвиненияхнет аргументированной подоплеки. Выслушав обе стороны, «Дело» также пришло к выводу, что говорить о гибели мелкорозничной торговли, по крайней мере, преждевременно. А правда в этом противостоянии, как водится, где-то посередине…

    Цифры и факты

    Развитие рынка в сторону расширения доли крупных сетевых операторов – процесс закономерный.Например, в европейских странах на долю 10 крупнейших торговых компаний приходится от 70 до 90% продаж продовольственных товаров. В Беларуси первая десятка сейчас контролирует всего лишь 26% рынка.Опять же, согласно мировой практике, ограничение государством присутствия на рынке одной торговой сети начинается после того, какее доля начинает превышать 25-35%.

    Например, в России доля только одной сети-лидера «Магнит» в некоторых регионах составляет более 20%!А среди крупнейших польских торговых операторов лидирующие позиции на рынке занимают ритейлеры, которые работают в формате дискаунтеров. По данным компании PlanetReteil,сеть Biedronka(JeronimoMartins) по итогам 2011 года возглавляла ТОП ритейлеров, ее доля на рынке составляла примерно 9%, а количество магазинов – 1902. В Литве на протяжении многих лет сеть Maxima занимает около 38% рынка розничной торговли. При этом она остается одним из самых недорогих операторов розничной торговли с высоким уровнем сервиса.

    В России законом об основах государственного регулирования торговой деятельности, вступившим в силу в феврале 2010 года, максимальный порог присутствия одной крупной торговой сети на рынке был установлен на уровне 25%.Однако уже в прошлом году Минэкономразвития увеличило этунорму до 35%. По мнению российских специалистов, искусственное ограничение присутствия ритейлеров на рынке приводит к снижению стимулов для здоровой конкуренции, что, в свою очередь, неминуемо влечет за собой повышение цен.

    По словам генерального директора компании «Евроторг» Андрея Зубкова, в настоящее время доля «Евроопта» на рынке составляет лишь 10%, и на фоне мировой практики предложение предпринимательских союзов об установлении порога для сетевых операторов республики в 10% для одной сети выглядит «просто беспрецедентным».
    Хотя развитие «Евроопта» в последние годы, действительно, впечатляет: по итогам 2011 года эта сеть насчитывала 68 торговых объектов, а уже в первом полугодии 2012-го – 95. Как следует из мониторинга консалтинговой компании EnterInvest, совокупный годовой доход всех представителей современных форматов торговли в Беларуси за 2011 год составил около $2 млрд. А «Евроторг»является явным лидером белорусского продуктового ритейла. Долякомпании в розничном товарообороте по итогам 1-го полугодия 2012 года составляла 7,8%.Кстати, согласно данным того же исследования, для сегмента продуктовой розницы в нашей стране характерно постепенное увеличение доли крупных компаний и плавное сокращение доли государства – в среднем на 2,8 процентных пункта в год. При этом за 4 года количество дискаунтеров в Беларуси выросло более чем в 10 раз (!), а основная доля в этом сегменте (около 80%) принадлежит именно ООО «Евроторг». Эксперты EnterInvestпрогнозируют, что, исходя из  европейского и российскогоопыта, можно предположить в ближайшие годы дальнейшее увеличение в Беларуси доли дискаунтеров и адекватное снижение доли «магазинов у дома».

    Справка «Дела»

    На 1 января 2013 года в 39 городах Беларуси работали 123 магазина «Евроопт». В 2012 году компания инвестировала в развитие сети $200 млн. – в том числе кредиты российского «Альфа-Банка» на $100 млн. и Европейского банка реконструкции и развития на €10 млн. Эти средства были направлены на реализацию программ по развитию производства продуктов питания. В частности, в Минске компанией «Евроторг» был приобретен небольшой колбасный цех, а в Минской области – готовый колбасный завод. В настоящее время идет обсуждение строительства собственного высокотехнологичного хлебокомбината.

    Количество рабочих мест в компании за 2012 год выросло в два раза и превысило 14 тыс. человек. При этом ритейлер уплатил в бюджет в виде налогов $78 млн. В текущем году выплаты в бюджет должны увеличиться и составить не менее $150 млн., одновременно будет создано около 10 тыс. новых рабочих мест.

    К концу 2013 года компания планирует осуществлять торговлю автолавками во всех сельских населенных пунктах страны, даже если там живет только один человек! В более крупные деревни лавки будут приезжать 2-3 раза в неделю, в небольшие – не менее 1 раза в неделю. В течение года компания планирует открыть около 100 торговых объектов и начать развитие формата «Евроопт-мини»–небольшие магазины до 200 кв. м.  Есть планы у «Евроторга» и относительно России – планируется до конца года нарастить там свое присутствие до 60 торговых объектов. Кстати, один из акцентов в России делается на торговле белорусскими товарами.

    Конкуренция по цене или по качеству?

    «Сегодня благодаря свободному ценообразованию и непрозрачности рынка сложились вопиюще неравные условия хозяйствования, – отстаивает свою позицию Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства. –Например, кильку,  которая по закупочной цене стоит около Br5 тыс., в «Евроопте» можно купить за Br4100-4200. Как можно конкурировать в таких условиях? Люди говорят: и вы так должны сделать. Так скажите, какую партию нам надо купить, чтобы получить такую скидку»?..

    Действительно, для подавляющего большинства населения Беларуси решающим фактором при покупке является цена. Особенно, это касается небольших городов. По данным опроса, проведенного Институтом социологии НАНБеларуси, с открытием крупных сетевых магазинов жители малых городов связывают, в первую очередь, решение проблемы высоких цен на товары. Особенно актуально это при постоянно растущей инфляции. При этом95% опрошенныхзаинтересованы в открытии именно крупного сетевого магазина – в ожидании более низких цен и широкого ассортимента. Как сообщил директор Института социологии, профессор Игорь Котляров, в январе-феврале в нашей стране был проведен сравнительный анализ цен на более чем 300 потребительских товаров в 19 сетевых продовольственных магазинах различной формы собственности и формата торговли. В результатесамые низкие цены оказались в «Евроопте».Стоимость непродовольственных товаровтамв среднем на 59,6%ниже, чем в среднем по рынку, продовольственных– на 28,2%, алкогольной продукции– на 28%.

    В свою очередь руководствокрупнейшего отечественного операторанедоумевает: почему представители мелкой розницы намерены конкурировать с крупными сетями именно по цене?

    «Мы неоднократно говорили, что надо адаптироваться к рынкуи хорошо понимать, в чем твое преимущество, – отмечает Андрей Зубков. – В предпринимательских союзах говорят, что мелкая розница проигрывает нам по цене. Однако сегодня на рынке есть и другие сети, которые успешно работают на рынкеи конкурируют не ценой! Они берут сервисом, ассортиментом, подачей товаров. На мой взгляд, тот, кто не может выжить на рынке, просто не обладает необходимыми для этого бизнеса знаниями. Небольшие магазины погибают,прежде всего, потому, что их руководители не думают о развитии своего бизнеса. У нас много свободных ниш. Например, скажите:где специализированные булочные, мясные лавки и др.? Почему предприниматели не идут в этот сегмент, а торгуют мясом на рынке в не совсем хороших санитарных условиях? В Европе маленькие магазины идут по пути улучшения сервиса,  а у нас – наименьшего сопротивления. Мы не раз говорили: создайте общий закупочный союз,и будут вам скидки!Только это непросто, так как надо будет выстроить не только хорошую логистику, а прежде всего, договориться между собой».

    Представители предпринимателей парируют это тем, что в случае их объединения, импортеры и производители будут вынуждены либо значительно поднять закупочные цены либо разориться.

    «Если сетевики будут забирать 70% продукции, то никто не выживет, – говорит Виктор Маргелов. – Сегодня крупные сети живут за счет агрессивной ценовой политики по отношению к производителям. Так, генеральный директор «Крынiцы» на Совете республики докладывал, что сети требуют от него 45% скидки и дополнительно 15% бонуса. Мы просим две очевидных вещи – прозрачность работы на рынке и ограничение доли отдельно взятого предприятия на отдельно взятом рынке. «Евроопт» очень жестко входит в небольшие города. Но когда доля их присутствия там превышает 20%, то начинается монополия, и полностью сворачивается мелкая торговля. Например, буквально недавноболее 80 предпринимателей изМолодечно обратились к нам с письмом, где просят разобраться с засильем иностранных сетей в белорусской торговле».

    Вместо резюме

    По данным упомянутого выше исследования Института социологии, каждый третий житель небольшого города Беларусине доволен ассортиментом продуктов и уровнем обслуживания покупателей в магазинах своего населенного пункта. А каждый пятый – еще и неудобным графиком работы магазинов.

    Конечно, открытие в столичном микрорайоне, не говоря уже о районном центре, магазина «Евроопт» – это серьезный тест на прочность для местной торговли, которая уже как-то «устоялась», поделила сферы влияния и т.д. Но в том и суть рыночных методов, чтобы путем конкуренции каждый участник рынка нашел свою нишу. Не можешь обеспечить лучшую цену – бери ассортиментом, графиком работы, качеством обслуживания или чем-то другим. Разумеется, никто не спорит с тем, что нельзя допускать захвата рынка одним или несколькими крупными игроками, но ведь для того и есть антимонопольное законодательство. Соответствующий закон, к слову, у нас в стране – один из лучших в Европе, хотя и редко применяется…

    Мнение эксперта

    Александр Швец, председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА)

    Прежде всего, нашим коллегам, которые недовольны ростом количества дискаунтеров, нужно подготовить подробную статистику. Чтобы было понятно, каковареальная ситуация: сколько сетей присутствует на рынке, каковы их доли, какой уровень сервиса и ассортимент они предлагают, какие цены и др.Потом мы должны спросить у людей: довольны ли они, что у них в районе появился дискаунтер с очень широкой номенклатурой и более низкими ценами? Я, например, с такими людьми беседовал, и могу сказать, что они однозначно довольны!А вот достаточно аргументированной позиции со стороны тех, кто кричит, что «все рушится и все пропало!», – я не слышал. Эмоциональную – да, приходилось.Но раз проблема дошла до уровня премьер-министра,то, извините,нужна достоверная статистика!

    Я думаю, что свою лепту в раздувание «антисетевой истерии» вносят и владельцы крупных торговых центров. Они заинтересованыв предпринимателях, которым сдают помещения в аренду, и видят, что их клиенты постепеннопроигрывают торговым сетям в конкурентной борьбе.Между тем, по моим данным, доля сетей на рынке – около 15%. Но если  мы ограничиваем все сети, то, получается, надо ограничить и долю Белкоопсоюза?

    На мой взгляд, магазины шаговой доступности должны ориентироваться на психологию населения, которое живет рядом, налаживать с этими людьми персонифицированные отношения. Почему за рубежом даже ранним утром в небольшом магазинеможно купить собственную свежую выпечку или выпить кофе, а у нас – нет?

    Формирование сетей вроде «Евроопта» – это естественный путь развития торговли. Как мы можем запретить людям посещать такие магазины? И, я думаю, тем, кто сейчас недоволен их ростом, не стоит обижаться, что кто-то «просек эту фишку» раньше. С другой стороны, с точки зрения организации торговли государству целесообразно ограничить долю сетей в каждом отдельном населенном пункте до какого-то определенного предела.

    Конечно, относительно структуры капитала этих сетей есть определенные опасения:если, скажем, они принадлежат иностранному офшорному бизнесу.Насколько соответствует потребностям нашего рынкаих маркетинговая политика? Ведь если тот или иной крупныйроссийский ритейлер(а они там строятся по принципу холдинга, где есть и производственная составляющая) выкупит в нашей странецелую сеть, то он, конечно,будет стараться продавать в первую очередь свою продукцию. Насколько выгодно будет такое «навязывание товара» для наших граждан инашей экономической безопасности? Все это – вопросы, которыетоже подлежатобсуждению. Но если мы будем говорить, что не надо развивать сети, чтобы недостаточно конкурентные небольшие магазинчики могли работать, то это неправильно!Это –«синдром белорусского человека»,  который уповает на государство и ждет от него помощи, тогда как нужно работать самому.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by