Павел Петько, «Дело»,

    Комментарии 12 Июл 2013 0:00

    Один – «серый», другой – «белый»

    Технологии

    Торговля

     

     

     

    Павел Петько, «Дело»

     

    Интернет-торговля постепенно избавляется от негативного имиджа и становится полноценным игроком на белорусском розничном рынке

    Во всем мире интернет-торговля набирает обороты.В США каждый третий житель хотя бы раз в месяц совершает покупки через Интернет.Такая же ситуация и в странах Евросоюза, в частности, в Германии и Франции.Оборот рынка электронной коммерции в Великобритании, значительная часть которого приходится на интернет-торговлю, в 2012 году составил более €100 млрд. В Беларуси, как и в России, ситуация не такая радужная. Три года назад доля интернет-торговли в общем объеме розничного товарооборота составляла всего 0,5%. Сейчас ситуация стала немного улучшаться: в 2011-м доля продаж через Интернет в нашей стране достигла 0,7%, а в 2012-м – 1,3%.

    Несмотря на то, что в последнее время отечественные интернет-магазины критикуют и Министерство торговли, и общества защиты прав потребителей, эксперты «Дела» прогнозируют, что интернет-торговля в Беларуси будет развиваться быстрыми темпами и уже к 2015 году достигнет 5% от общего объема розничного товарооборота.Правда, чтобы такой сценарий стал возможен, необходимо решить проблемы, которые тормозят развитие этого сегмента рынка.

    Растем, однако!

    Еще в начале 2013 года в своей авторской колонке в журнале «Дело» учредитель портала TUT.BY и основатель УП «Надежные программы» Юрий Зиссер дал свой прогноз, как будут развиваться различные рынки, связанные с Интернетом в 2013 году. 

    «Должны вырасти все рынки, прежде всего, услуги доступа в Интернет, интернет-реклама, хостинг, доменные имена. Скорее всего, в следующем году преимущество получат те сайты, которые сумеют эффективно воспользоваться застойными явлениями в обществе – сыграть на консьюмеризме белорусов и слабости классических СМИ. Это, прежде всего, ресурсы, связанные с электронной коммерцией: интернет-магазины, торговые площадки, поисковые системы по товарам и услугам, электронные системы оплаты», – отметил наш эксперт.

    Время подтвердило правоту этих слов: по данным Министерства торговли, на май 2013 года в Беларуси действовало более 5,6 тыс. интернет-магазинов.Прирост их количества, по сравнению с 2012 годом, составил 12%, или 1050 новых электронных торговых точек.По оценкам участников рынка годовой оборот белорусской интернет-торговли уже составляет около $200-250 млн.

    Рост в сегменте интернет-торговли происходит по нескольким причинам.Во-первых, все больше покупателей  получают опыт покупок в Интернете. В связи с этим растёт спрос на услуги интернет-магазинов. Во-вторых, за счет появления новых игроков, так как открытие виртуального магазина требует гораздо меньших вложений на старте, чем другие виды торговли. В-третьих, существует тенденция, когда мощные игроки, занимающиеся классическим ритейлом, начинают активно развивать и сетевой бизнес. По такому пути, например, пошла компания «5 ЭЛЕМЕНТ», которая, помимо сети магазинов бытовой техники, имеет также интернет-магазин 5shop.by.

    Правда, как отмечают специалисты Минторга, а также участники рынка, вместе с ростом количества интернет-магазинов растут и объемы так называемых «серых» продаж (хотя в процентном соотношении доля "серых" продаж уменьшается).

    Трудности легализации

    О проблеме «серых» интернет-магазинов в Беларуси говорят уже давно.Еще в 2011 году премьер-министр Михаил Мясникович поручил вице-премьеру Сергею Румасу внедрить систему контроля за движением товаров в Интернете.Отечественные разработчики программного обеспечения даже предложили Министерству торговли разработать информационную систему, которая будет контролировать движение товаров в интернет-магазинах.Такая система, по мнению разработчиков, позволила бы снять многие существующие проблемы, фиксируя все торговые операции.

    Однако идею тогда в полной мере не реализовали, а проблема по-прежнему актуальна.По данным Комитета госконтроля, через интернет-магазины осуществляется около 70% нелегальных продаж мобильных телефонов. При этом ежегодные потери бюджета от ввоза «серых» мобильников, по некоторым данным, превышают $20 млн.

    Продолжением линии на борьбу с «серым» товарооборотом в Интернете выглядит и последнее постановление Совета министров, обязывающее интернет-магазины использовать кассовые аппараты.Если раньше у мелких торговцев было больше возможностей провести часть товара «мимо кассы», то теперь это будет сделать сложнее и рискованнее.

    Интересно, что не все интернет-магазины отнеслись к нововведению негативно. За последние годы на белорусском рынке сформировалось несколько крупных игроков, оборот которых исчисляется миллионами долларов и тысячами наименований техники. Они установили кассовые аппараты задолго до того, как контрольные органы создали соответствующую рабочую группу. Например, компания «Триовист», которая владеет интернет-магазином 21vek.by, сначала фокусировалась на крупной бытовой технике – холодильниках, стиральных машинах и телевизорах. Со временем в ее портфеле появилась и другая продукция: компьютерная техника, товары для детей и др. Сейчас компания продает более 20 тыс. наименований ипостепенно движется в сторону онлайн-гипермаркета, где покупатель сможет найти любой товар для дома.

    «Не так много участников на белорусском рынке предоставляют на своем сайте полностью актуальную информацию и работают, соблюдая все нормы законодательства, – говорит учредитель ООО «Триовист» Сергей Вайнилович.– Именно собственный складской запас товара, а также современные решения в области программного обеспечения гарантируют нам возможность выводить на сайт действительно актуальную информацию по цене и наличию.А масштаб компании заставил нас не только беспокоиться о соблюдении всех нюансов законодательства, но и занимать активную позицию в сотрудничестве с рабочей группой Совета министров и Национального банка по урегулированию этой сферы. Теневые продавцы реализуют несертифицированный товар, который попадает в страну в обход таможенных пошлин, а также за счёт того, что часть сделок они проводят без уплаты налогов. Поэтому эти продавцы могут предложить покупателю более низкие цены, но без гарантии качества.  А чем более урегулирован рынок, тем проще честным компаниям конкурировать с такими "серыми" продавцами. Поэтому мы поддерживаем такое решение, а также ту работу, которую ведёт в этом направлении замминистра торговли Ирина Наркевич. Эти меры делают конкуренцию на рынке более цивилизованной. Но также важно отметить, что именно потребитель должен выступать первым контролирующим органом. Потребитель должен знать свои права и обязанности интернет-продавцов.

    Дополнительный отсев

    Идут по пути ужесточения контроля за интернет-магазинами и торговые площадки, которые размещают рекламу белорусских интернет-торговцев. Например, площадка KUPI.TUT.BY, которая открылась в октябре 2012-го, намерена работать только с проверенными продавцами.

    «У нас зарегистрировано более 160 магазинов, – рассказывает руководитель проекта KUPI.TUT.BYЕвгения Чернявская. –И мы делаем ставку на привлечение именно «белых» магазинов. Активно сотрудничаем с сервисом Яндекс Маркет и работаем по их технологиям, которые позволяют вычислить «серые» магазины. Например, у нас работают так называемые аксессоры, то есть люди, которые обзванивают продавцов, интересуются наличием товаров и отслеживают, чтобы реальные цены на товар соответствовали заявленным. Если выявляются какие-либо несоответствия, то мы выносим таким магазинам предупреждения.  Впоследствии им даже могут запретить доступ на площадку. Также мы внимательно изучаем их поставщиков на предмет того, внушают ли они доверие».

    Эксперты «Дела» прогнозируют, что с ужесточением контроля за интернет-магазинами со стороны государства и интернет-площадок, часть мелких торговцев, которые имеют высокую долю «серого» товарооборота, со временем отсеется, а процесс увеличения количества интернет-магазинов замедлится. В то же время, скорее всего, стоит ожидать постепенного укрупнения торговых точек и увеличения количества магазинов, зарегистрированных на одного владельца.

     «Естественно, те магазины, которые торгуют некачественной продукцией, не умеют самостоятельно продвигать свои товары, будут отмирать. Сейчас для интернет-магазинов важно, во-первых, выдерживать требования по качеству товаров. Во-вторых, они должны растить бренд, чтобы вкладывать в рекламу привлечение новых посетителей, а не вновь и вновь искать своих старых клиентов на торговых площадках. Нужно научиться продвигать свои сайты, рекламировать их, зарабатывать хорошую репутацию, так как контроль за интернет-торговлей в нашей стране будет только усиливаться», отмечает Евгения Чернявская.

    Старые проблемы

    Кроме «серой» торговли и не сертифицированного импорта участники рынка называют и другие причины, которые мешают ему развиваться.

    Во-первых, это высокая арендная плата за складские помещения. На сегодняшний день в крупных городах страны по-прежнему ощущается недостаток складов, поэтому арендные ставки в них, особенно в Минске, постепенно приближаются к ценам на аренду офисной недвижимости. 

    Во-вторых, почти все торговые площадки привязывают стоимость товара к «условным единицам», которые зачастую не имеют ничего общего с реальным валютным курсом. По мнению, владельцев интернет-магазинов, это мешает потребителю и создает путаницу в ценах.

    И, в-третьих, одним из главных препятствий на пути развития интернет-торговли является слабая развитость электронных платежных систем. Белорусы по-прежнему не доверяют интернет-платежам и предпочитают рассчитываться «кэшем». 

    Впрочем, несмотря на трудности, которые сопутствуют становлению рынка белорусской интернет-торговли, стоит отметить и позитивные тенденции. Первая и главная из них –  рынок постепенно избавляется от негативного имиджа, который сформировался в предыдущие годы и становится полноценным игроком на белорусском рынке розничной торговли.

    Многие эксперты предсказывают всплеск интереса к интернет-торговле еще по ряду причин: в связи с дальнейшей информатизацией населения, снижением цен на широкополосный Интернет, а также с постепенным ростом доходов населения. Все больше людей по всему миру предпочитают выбирать и покупать товар, не вставая с дивана, при помощи компьютеров, планшетов или мобильных телефонов. Набирают популярность «виртуальные примерочные», появляются оригинальные способы доставки товара. Так что, рынок интернет-торговли имеет большую перспективу и открывает перед его игроками возможность вывести свой бизнес на достаточно высокий уровень.

     

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by