DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 5 Июн 2012 0:00

    Сделка с правосудием: свобода в обмен на возмещение ущерба

     Де-факто механизм «налоговой амнистии» в Беларуси применяется уже более 7 лет

    Михаил Денисюк,

    начальник отдела по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, советник юстиции

    В Беларуси часто ведутся разговоры о налоговой амнистии. Обсуждается сама возможность и процедура ее проведения, субъекты, в отношении которых она может быть применена, а также – будет ли это только налоговая амнистия или экономическая в более широком смысле. При этом в ходе таких разговоров упускается из вида то обстоятельство, что механизм налоговой амнистии де-факто уже давно применяется в нашей стране. Предприниматели освобождаются от уголовной ответственности за налоговые преступления в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба.

    Альтернатива наказанию

    Основание для налогового «амнистирования» содержится в ч.1 ст. 88?1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). Лицо, совершившее налоговое преступление, предусмотренное статьей 243 УК «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов», может быть освобождено от уголовной ответственности в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь № 250 от 03.12.1994, если оно добровольно возместило причиненный ущерб (вред), т.е. сокрытые налоги, а также выполнило иные условия освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные Указом. А именно:

    ·        раскаялось в совершенном преступлении (в том числе признало свою вину) и способствовало его раскрытию;

    ·        кроме причиненного ущерба, добровольно возместило также и расходы на восстановление нарушенных имущественных прав и неполученные доходы (упущенную выгоду) от оборота имущества (в частности, уплатило пени), способствовало устранению иных последствий совершенного преступления;

    ·        передало в собственность государства принадлежащие лицу орудия и средства совершения преступления, вещи, изъятые из оборота, имущество, приобретенное преступным путем, а также предметы, которые непосредственно связаны с преступлением.

    Кроме того, хоть это и не содержится в Указе, но на практике лицу, совершившему налоговое преступление, предъявляется еще одно условие – в качестве некоей социальной компенсации дополнительно пожертвовать государству сумму, как правило, составляющую 50% от сумм неуплаченных налогов – так сказать, «наказание рублем».

    Процедура освобождения от уголовной ответственности – совсем несложная: в любой момент расследования обвиняемый вправе заявить соответствующее ходатайство. Более того, по окончании расследования при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела следователь обязан выяснить, заявляет ли тот ходатайство об освобождении от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 88?1.

    После заявления такого ходатайства все дальнейшее движение по нему производится в обязательном порядке должностными лицами государственных органов, и в случае выполнения обвиняемым условий освобождения от уголовной ответственности никто из них не вправе воспрепятствовать процессу подготовки материалов для их рассмотрения Главой государства. То есть, рассмотрение ходатайства не зависит от воли и желания следователя, прокурора, работника Администрации Президента Республики Беларусь или иных лиц. Пока ходатайство не рассмотрено, уголовное дело не может быть направлено в суд, а в случае положительного разрешения вопроса расследование по делу подлежит прекращению прокурором.

    Возместил ущерб – спи спокойно

    Важно отметить, что процесс освобождения от уголовной ответственности может быть осуществлен только в том случае, когда установлен факт совершения расследуемого преступления конкретным лицом. То есть, следствию необходимо вначале установить причастность лица к совершению преступления, собрать достаточные доказательства, а уже затем запускается механизм освобождения от уголовной ответственности. Поэтому как способ «закрыть дело» он не может быть применен в отношении лица, виновность которого в совершенном преступлении не доказана. В таком случае уголовное преследование прекращается по реабилитирующим основаниям (в том числе – за недоказанностью).

    Возможность заявить ходатайство уже после изучения обвиняемым и его защитником всех собранных следствием материалов уголовного дела предоставляет обвиняемому выбор: подавать ходатайство или, оценив эти материалы как недостаточно подтверждающие вину, отказаться от заявления ходатайства и рассчитывать на оправдание судом.

    При рассмотрении ходатайства об освобождении от уголовной ответственности принимаются во внимание несколько факторов: степень общественной опасности совершенного преступления, возмещение обвиняемым причиненного ущерба или вреда, нанесенного государственным или общественным интересам, устранение иных последствий преступления, данные, характеризующие его личность, и возможность исправления без привлечения к уголовной ответственности.

    На практике выполнение всех условий освобождения от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 88?1 УК, чаще всего обуславливает принятие положительного решения по ходатайству. Решение Президента Республики Беларусь об освобождении от уголовной ответственности принимается в форме Указа (с грифом «Для служебного пользования»), который в трехдневный срок с момента его издания направляется Генеральному прокурору Республики Беларусь для исполнения и последующего уведомления Президента Республики Беларусь о прекращении производства по уголовному делу.

    Конечно, такой механизм освобождения от уголовной ответственности называть амнистией можно лишь условно, поскольку амнистия – это нормативный правовой акт, применяемый в отношении неограниченного числа неконкретизированных лиц. Здесь же в каждом случае принимается индивидуальное решение в отношении конкретного лица. Однако фактические последствия освобождения от ответственности – такие же: прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию. К тому же, степень распространенности этого механизма – достаточно широкая: выполнив необходимые условия, любой обвиняемый вправе претендовать на освобождение от уголовной ответственности. И хотя точное количество освобожденных по статье 88?1 лиц составляет служебную информацию, однако можно сказать, что их счет в Беларуси идет не на единицы и даже не на десятки.

    Конечно, можно по-разному оценивать применение данного механизма. С одной стороны, он способствует раскрытию преступлений, возмещению причиненного ущерба, уплате пеней, обеспечивает поступление дополнительных пожертвований, кратных сокрытым налогам, экономит бюджетные средства на осуществление правосудия и исполнение приговора.

    С другой стороны, происходит расшатывание налоговой дисциплины: правонарушитель, решаясь на преступление, имеет резон полагать, что в случае сокрытия преступления он безнаказанно обогатится на сумму неуплаченных налогов, а в случае выявления – практически всегда сможет «откупиться» уплатой полуторного размера сокрытых сумм с учетом возможных положительных для него девальвационных последствий. А также избежать осуждения и связанных с ним последствий (наличие судимости и др.)

    Как бы там ни было, такой механизм есть, он не зависит от субъективного отношения к нему следователей или сотрудников прокуратуры, и практика его применения достаточно широка.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by