DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Мар 2013 0:00

    C миру по центу

    Как получить «народное финансирование» для ваших идей

    Андрей Козик, специально для «Дела»

    Последний отчет компании Kickstarterпозволяет с полной уверенностью назвать 2012-й годом расцвета краудфандинга* во всем мире. Так называемое народное финансирование из малозаметного тренда превратилось в популярный источник финансирования молодых инновационных проектов.

    Механику краудфандинга можно описать на простом примере. Скажем, вы – изобретатель и задумали создать необычную вещь. У вас есть прототип, чертежи или понимание того, как этот чудо-продукт произвести. Но как протестировать потенциальный спрос и где получить деньги на выпуск первой партии? Как вариант, деньги можно взять у родственников, друзей, инвесторов, наконец, воспользоваться кредитными ресурсами. Но что если рисковать своим имуществом вы не хотите, богатой тетушки у вас нет, а найти инвестора не получается? Именно в этом случае на помощь приходит краудфандинг –  народное финансирование, когда любой человек может проголосовать денежным взносом за ваш проект.

    Все что необходимо сделать изобретателю – заполнить анкету и описать суть своего проекта. Люди, которые жертвуют проекту деньги, получают поощрительные подарки или готовые товары из первой произведенной партии. В итоге изобретатель тестирует спрос на свою продукцию, получает первых покупателей, деньги на изготовление первой партии и при этом не делится ни с кем долей в бизнесе. Заметим, что такая схема также отлично подходит и для культурных инициатив. С ее помощью можно получить ресурсы, необходимые молодой музыкальной группе  для записи нового альбома или организации массового мероприятия.
    Лидером индустрии краудфандинга является американский проект Kickstarter, основанный в апреле 2009 года. Оценить масштабы народного финансирования позволяют цифры из отчета Kickstarterза 2012 год: количество человек, пожертвовавших деньги – свыше 2,2 млн., общая сумма пожертвований – почти $320 млн., количество профинансированных проектов – более 18 тыс., количество людей, профинансировавших два и более проекта – свыше 570 тыс.!

    Согласитесь, это впечатляет. Благодаря новой форме финансирования, более 18 тысяч команд превратили свои задумки в реальный продукт. Причем, среди счастливчиков оказался и один белорусский проект. Студии разработчиков компьютерных игр  Aterdux Entertainment  (www.aterdux.com) удалось собрать более $83 тыс. вместо запланированных $50 тыс. Эти деньги были потрачены на разработку второй части игры «Легенды Эйзенвальда».
    Глядя на столь значительные суммы, которые собрали многие проекты, может показаться, что получить народное финансирование крайне легко. Однако белорусов, как и других нерезидентов США и Великобритании, сложности поджидают уже на стадии подачи заявки. Дело в том, что в настоящий момент право на размещение проекта на сервисе  Kickstarterимеют только граждане США и Великобритании. Это обосновано крайне сложной юридической системой уплаты налогов, контроля поступления и расходов денежных средств. Тем не менее, если вы все же решитесь рискнуть и выставить свой проект на  Kickstarter, то вам придется на свой страх и риск воспользоваться услугами профессиональных посредников (их комиссия – 10-50% от собранной суммы) или обратиться к зарубежным родственникам и знакомым. Второй вариант как раз и выбрала команда белорусских разработчиков Aterdux Entertainment, чтобы начать акцию по сбору средств.

    Как говорят авторы игры «Легенды Эйзенвальда», готовиться к размещению на  Kickstarterнадо заранее. Причем, важно не просто разместить информацию о сборе средств на сайте, но и организовать компанию по привлечению потенциальных вкладчиков: разослать пресс-релизы, добиться упоминания в блогах и т.п. Значительную эффективность в привлечении внимания к проекту дает и «высев» в Интернете рекламных промо-роликов.
    Успех сервиса  Kickstarter  породил большое количество последователей и аналогов проекта, в том числе в странах СНГ. Например, в России насчитывается более десятка «калькированных» вариантов, однако более или менее успешными краудфандинговыми проектами из них являются лишь два: boomstarter.ruи planeta.ru.
    Planeta.ruсуществует с 2011 года и позиционируется скорее как платформа для общения творческих людей со своей аудиторией. К примеру, молодая музыкальная группа может зарегистрировать на сайте блог, вести дневник и параллельно собирать деньги от своих фанатов на съемки видеоклипа или запись нового альбома. За время существования сервиса 24-м проектам в совокупности удалось собрать более $270 тыс. Кстати, один из проектов, который в данный момент ищет такое финансирование – концерт Евгения Гришковца. Что касается Boomstarter.ru, то это более разнообразная в плане проектов платформа: здесь также ведется сбор средств на технологические и дизайнерские проекты.

    Понятно, что народное финансирование за рубежом и в СНГ значительно отличается по объемам собранных денежных средств. Отчасти это объясняется слабой развитостью онлайн-платежей и новизной подобных сервисов. Но хотя краудфандинг-движение в СНГ находится на зарождающейся стадии, этот рынок постепенно разогревается. И наверняка в скором времени перспективные задумки наших соотечественников смогут  получить поддержку в виде народного финансирования со стороны своих соотечественников.

    *Краудфандинг (от англ. Crowdfunding, crowd– «толпа», funding– «финансирование») – совместное финансирование интернет-пользователями новых бизнес-проектов.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by