DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 26 Сен 2011 9:15

    С чистого листа

    Унификация ставок таможенных пошлин для юридических и физических лиц дает шанс белорусским официальным автодилерам отыграть потери. Но до восстановления докризисных объемов продаж еще далеко.

     

    Белорусские автодилеры наконец-то дождались унификации ставок таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей для физических и юридических лиц. Льготные пошлины для физлиц были отменены с 1 июля текущего года. С этого момента правила игры на рынке новых автомобилей изменились в пользу официального рынка, но станет ли от этого легче дилерам – пока неясно.

     

    Передел рынка

    2010-й и 1-я половина 2011 года для официальных автомобильных дилеров прошли под знаком переориентации рынка в сторону более дешевых российских марок и увеличения продаж юридическим лицам. При этом разница в размерах таможенных пошлин для юридических и физических лиц оказывала основное влияние на картину продаж. По итогам 2010 года продажи российских брэндов выросли на 81%, а западных – потеряли 45%. Укрепление позиций российских марок объясняется в первую очередь более доступной ценой и отсутствием таможенных платежей.

    До 1 июля 2011 года ставки таможенных пошлин в стране регулировались Указом Президента Беларуси №503, который сохранял за физлицами право льготного ввоза как новых, так и подержанных легковых автомобилей. Поэтому почти полтора года официальные дилеры вели неравную борьбу за покупателя с резко активизировавшимся серым рынком. Ценовые диспропорции отбросили объем официальных продаж новых легковых автомобилей дилерскими центрами на уровень 2004-2005 годов.

    Таблица 1.

    Рынок новых автомобилей в Беларуси за первое полугодие, 2007–2011 годы, (легковая и коммерческая группы)

     

    2007

    2008

    2009

    2010

    2011

    Официальные дилеры, единиц

    7872

    12167

    8922

    4411

    ~7000

    Серый рынок, единиц

    нет данных

    нет данных

    нет данных

    ~3300

    ~6000

    Всего, единиц

    7872

    12167

    8922

    ~7700

    ~13000

    Источник: Белорусская автомобильная ассоциация (БАА)

     

    По  информации Государственного таможенного комитета (ГТК), в первом полугодии 2011 года в Беларусь было ввезено из дальнего и ближнего зарубежья 250 тысяч автомобилей. Из них, по данным БАА, новые автомобили (2010–2011 годы выпуска) составляют порядка 13 тысяч единиц. При этом около 7 тысяч машин было ввезено официальными дилерами и почти 6 тысяч – физлицами по льготным пошлинам.

    Сегментация рынка новых автомобилей на личный ввоз и дилерские продажи произошла в первом полугодии 2010 года сразу после увеличения таможенных пошлин для юридических лиц до уровня российских. Несмотря на то, что в 2011 году на рынке наблюдался определенный рост продаж, дилеры продолжали терять покупателей. Этот процент потерь достиг почти 50% и составил за шесть месяцев 2011 года около 6 тысяч автомобилей.

    В начале 2011 года белорусский авторынок продолжал находиться под воздействием факторов предшествующего года. Дифференцированные таможенные пошлины подстегивали покупателей приобретать новые автомобили в соседних странах, например, в Литве, где даже с учетом таможенных платежей покупка аналогичных моделей обходилась дешевле, чем у белорусских дилеров.

    За неимением достоверной информации о возможном развитии рынка после 1 июля, население также массово ввозило в страну автомобили б/у различных годов выпуска. В результате, в Беларуси скопился большой объем подержанных автомобилей. С одной стороны, это будет сдерживать рост продаж новых авто в ближайшей перспективе. С другой – дилерские центры через какой-то период времени могут заполучить владельцев этих автомобилей в качестве клиентов своих СТО и получить дополнительную прибыль от продажи запчастей и обслуживания.

     

    Надежда на лучшее

    Показателен факт подготовки к проведению в этом году очередной автомобильной выставки «МОТОРШОУ», которая так и не состоялась в 2010-м по причине потери официальными дилерами значительной доли рынка. В этом году для привлечения участников и посетителей организаторы выставки решили дождаться унификации таможенных пошлин и перенести ее на более поздний срок. Ожидается, что в рамках «Моторшоу-2011» состоятся белорусские премьеры некоторых моделей Volkswagen, Ford, Audi, Chevrolet. Впервые за историю выставки в Минске будет показан концепткар от Mazda – сверхлегкий родстер Mazda MX-5 Superlight. А Ford, кроме нового семейства Focus, планирует представить раритетную модель FordT1916 года выпуска.

    Положительным фактором для рынка стало и расширение возможностей системы Trade-in (обмен подержанного авто на новое с доплатой). Изменения в законодательстве позволили автодилерам при совершении сделок по системе Trade-in уплачивать НДС не от полной стоимости проданного автомобиля, как ранее, а лишь с разницы между продаваемой и принимаемой в зачет машины. Сдерживающим фактором увеличения доли таких сделок в стране является только валютный кризис, при котором владельцу проще продать старый автомобиль за валюту, чем оформлять его в зачет нового в дилерском центре за белорусские рубли. Пока система Trade-in не заработала в полную силу, но эксперты «Дела» уверены, что это произойдет в условиях нормализации ситуации с валютой.

    Пока участники рынка не спешат с прогнозами о скором восстановлении докризисных объемов продаж. О чем можно говорить с определенной уверенностью, так это о том, что относительно стабильными останутся объемы продаж тех марок, которые собираются на автосборочных предприятиях в России. Конкурентоспособные цены и отсутствие  таможенных платежей позволят дилерам сформировать интересные ценовые предложения на эти модели.

     

    Мнение эксперта

     

    Александр Сколубович, директор компании «Атлант-М Холпи», официального представителя Mazda и Land Rover

    На сегодняшний день сложно оценить, как работают единые ставки таможенных пошлин для физических и юридических лиц. Во-первых, потому что рынок переполнен б/у автомобилями, ввезенными до 1 июля. А поскольку автомобиль – это продукт длительного пользования, то такого ажиотажа, который был несколько месяцев назад, не наблюдается. Следовательно, оценить тенденции рынка можно будет лишь по итогам второго полугодия. Кроме того, осложняющим фактором является нестабильное состояние валютного рынка. Оно также приводит к падению спроса на автомобили.

    Вместе с тем, изменения на рынке есть. Некоторые белорусские автодилеры начали работать с российскими покупателями, хотя пока это не носит массовый характер. Что касается нового направления для Беларуси – Trade-in – то он в полной мере пока не заработал, несмотря на то, что эта система представляет собой достаточно удобную схему продажи автомобиля с пробегом и последующей покупки нового авто. Тем не менее, интерес к Trade-in есть, но пока им в основном пользуются юридические лица, которые хотят обновить свой автопарк.

    Поднимутся ли цены на новые автомобили?! Сказать сложно, потому как это зависит не только от дилера, но и от производителя. Могу сказать только, что в нашем автоцентре повышения цен на Mazda и Land Rover не планируется.

     

    Станислав Рыжиков, начальник отдела продаж автомобилей ИП «Мультимоторс», официального дилера Chevrolet, Opel, Cadillac

    Изменение структуры спроса после 1 июля 2011 года фактически снивелировано финансовым кризисом. Наш прогноз сезонного спада продаж в совокупности с насыщением рынка б/у автомобилям подтвердился. Сейчас мы наблюдаем традиционный осенний рост продаж автомобилей. Появился и новый сегмент покупателей – российские граждане. В силу специфики начисления НДС в Республике Беларусь и отличиях модельного ряда в двух странах, некоторые предлагаемые нами модели пользуются у них устойчивым спросом.

    Трезво оценивая спрос со стороны белорусских граждан, мы понимаем, что продажа автомобилей в кредит сейчас затруднена из-за высоких процентных ставок и завышенных требований банков к кредитополучателю, а также из-за роста цен на новые автомобили, в которые закладываются валютные риски дилеров. Однако разрешение принимать валюту в счет оплаты стоимости автомобиля позволяет нам обслуживать средний и премиальный сегменты с сохранением разумных цен.

    Большое количество ввезенных в страну подержанных автомобилей мы расцениваем как благо для авторынка. Большинство владельцев такой техники наверняка будут разочарованы соотношением цена/качество в силу спекулятивности сделок последних трех месяцев. В ближайшее время они будут вынуждены изыскивать дополнительные средства для ремонта своих автомобилей. А в силу дефицита валюты и повышенного спроса на запчасти мы прогнозируем непропорционально высокие расходы на их ремонт, что приведет к росту продаж новых автомобилей с использованием схемы Trade-in.

    Что касается прогноза на будущее, то, на мой взгляд, ситуация во многом будет зависеть от действий властей по стабилизации экономической ситуации в стране. В любом случае, прогноз пессимистичен – платежеспособность населения Беларуси, а значит и продажи новых автомобилей, будут падать.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by