Delo.by,

    Комментарии 8 Янв 2018 13:27

    Реклама по правилам

    Реклама является признанным и высокоэффективным механизмом в продвижении товаров. Как с ней работать, не нарушая норм законодательства?

    Татьяна Беляева, старший юрист международной юридической фирмы COBALT. Специально для «Дела»

    Законодательство, регулирующее создание рекламы представлено двумя основными нормативными актами: Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З (ред. от 10.07.2015) «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) и Постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 12.11.2007 N 1497 (ред. от 23.09.2015) «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе».

    Основные требования, предъявляемые к рекламе:

    1. Реклама товаров, которые производятся на территории Беларуси, должна изготавливаться только с участием организаций и граждан нашей республики.

    Подтверждением изготовления рекламы товара, производимого в Республике Беларусь, только с привлечением отечественных организаций и граждан, является договор либо письмо организации об изготовлении такой рекламы.

    Подтверждением рекламирования товара, производимого на территории нашей страны только с участием белорусских граждан, являются договор о выполнении работы по рекламированию такого товара или об использовании изображения гражданина Республики Беларусь в такой рекламе и паспорт гражданина Беларуси; либо договор об оказании услуги модельным агентством, осуществляющим деятельность на территории Беларуси по предоставлению модели (гражданина нашей страны) для участия в рекламировании товара.

    В случае использования в рек­ламе имитации образа человека (контур, очертания и т.д.), такое документальное подтверждение не требуется.

    2. Реклама на территории Беларуси размещается на белорусском и (или) русском языках.

    Данное правило не распространяется на рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и (или) не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках, выполненные на иностранном языке наименования товаров. Общепринятыми терминами и обозначениями являются те, что приняты, в широком смысле, всеми категориями граждан нашей страны. Если определенный термин известен лишь узкому кругу лиц (например, только среди автолюбителей, юристов и т.д.), он не может признаваться общеизвестным, и необходимо осуществить его перевод на русский и (или) белорусский языки. При этом для сложных терминов или обозначений, которые не могут быть дословно переведены на государственные языки, допустим приблизительный перевод, отражающий суть термина или обозначения.

    3. Реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя и его учетный номер плательщика (УНП).

    Реклама признается содержащей информацию о реализации товара, связанной с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, если в ней имеется контактная информация (о месте нахождения рекламодателя, местах реализации товара (например, адреса магазинов, электронный адрес интернет-магазина), контактные телефоны).

    Обращаем внимание, что если в рекламе отсутствует контактная информация, наименование и УНП рекламодателю указывать не обязательно, независимо от того, где реклама размещается (распространяется). Например, если в рекламе содержится изображение товара и рекламный текст, т.е. описание характеристик товара и рекламный слоган, что является так называемой «имиджевой» рекламой, наименование и УНП рекламодателя допустимо не указывать, даже если реклама размещается (распространяется) в печатном средстве массовой информации.

    4. Реклама, содержащая информацию о юридическом лице, допускается только при наличии у него свидетельства о государственной регистрации или устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации.

    Указание в рекламе информации о наличии перечисленных документов (например, номер свидетельства о регистрации коммерческой организации, наименование органа, выдавшего такое свидетельство) не требуется. Вместе с тем компания-производитель рекламы, и компания, занимающаяся ее распространением, обязаны потребовать у компании-заказчика, а он, в свою очередь, обязан предоставить оригиналы (для ознакомления) и копии этих документов в целях подтверждения законности осуществления своей деятельности. Неисполнение этой обязанности является нарушением Закона о рекламе и влечет административную ответственность (ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП).

    5. Реклама, содержащая информацию о виде деятельности, подлежащем лицензированию, допускается только при наличии разрешения (лицензии).

    Рекламировать вид деятельности, подлежащий лицензированию, без наличия специального разрешения на осуществление такой деятельности неправомерно. Вместе с тем Законом о рекламе не установлено требование об обязательном указании в рекламе реквизитов лицензии.

    Законодательством предусмотрено несколько видов ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Вынесение предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь или местный исполнительный и распорядительный орган вправе вынести предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе. Организация или гражданин, которым вынесено предписание об устранении выявленного нарушения, обязаны в течение трех рабочих дней со дня его получения устранить выявленное нарушение (если более длительный срок не предусмотрен в предписании). Отметим, что предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе может содержать требование о размещении (распространении) контррекламы за счет нарушителя.

    В силу ч. 1 ст. 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе, в том числе размещение (распространение) на территории нашей страны рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным государственным органом, без такого согласования или рекламы продукции, производимой на этой территории, изготовленной с привлечением иностранных или международных юридических лиц, иностранных граждан или лиц без гражданства, влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до пятидесяти базовых величин.

    Отметим, что контролирующие органы при наличии нарушения законодательства о рекламе имеют возможность как вынести предписание (по статье?30 Закона о рекламе), так и применить меру административной ответственности в виде штрафа. Критерии по выбору между данными опциями не определены. На практике, если нарушение произошло впервые, как правило, применяется предписание.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by