DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Май 2012 18:01

    Разведка боем

    В то время как для большинства белорусских предприятий вопрос привлечения прямых инвестиций все еще находится в «теоретической плоскости», проекты в IT-секторе подают пример вполне успешного привлечения иностранного капитала.  

       На середину февраля в Беларуси пришлись сразу два события, которые продемонстрировали значительный инвестиционный потенциал отечественных IT-компаний. Первое – размещение акций (IPO) на престижной Нью-Йоркской фондовой бирже, пожалуй, самой известной белорусской софтверной компании «ЭПАМ». Второе – покупка российской группой Банки.ру популярного белорусского ресурса INFOBANK.BY.

    Не за длинным долларом

    Первое IPOбелорусской компании EPAMна Нью-Йоркской бирже наделало много шума. После того, как стало известно о намерении менеджмента сделать EPAMпубличной компанией, на рынке долго муссировалась эта тема. Первое, что всех интересовало – какую сумму удастся собрать по результатам этого IPO.

    По словам одного из создателей компании и ее бессменного руководителя Аркадия Добкина, в среднем период подготовки к IPOохватывает минимум 2 года, а порой – и 4-5 лет:

    Компании нужно показать достаточный уровень прозрачности, а это означает регулярные аудиты, которые должны делать уважаемые и дорогие компании. Как только ты снижаешь эти требования, появляется масса дополнительных вопросов, требуется заполнять множество форм, и это затягивает подготовку, особенно, если речь идет о бирже, которая предъявляет серьезные требования.

    Есть биржи в Москве, Варшаве, Гонконге и других местах, где сделать IPOнамного проще. Но самыми требовательными и престижными считаются Лондонская (LSE– Londonstockexchange),  Нью Йоркская(NYSE– NewYorkstockexchange) и NASDAQ. И многие компании сознательно идут на выполнение более жестких требований этих бирж, поскольку в этом случае они заслуживают большего доверия в глазах потенциальных инвесторов.

    А. Добкин отмечает, что для глобальной IT-компании, такой как EPAM, Лондонская биржа недостаточно авторитетна. На ней котируется недостаточно компаний схожего профиля и уровня. Как правило, крупные технологические компании торгуются или на NYSE, или на NASDAQ. Теперь в их числе есть и EPAM.

    Пополнение финансовых ресурсов – далеко не единственная задача, которую решает IPO, и не всегда самая важная. Некоторые наблюдатели посчитали первичное размещение EPAMнеудачным по этому критерию, поскольку в ходе RoadShow* цена одной акции с предполагаемых $16-17 упала до $12. Однако менеджмент компании руководствовался другими критериями. А. Добкин подчеркнул:

    Принимая решение по IPO, мы исходили из нескольких соображений. Прежде всего, мы развиваемся как глобальный игрок IT-рынка, нашими клиентами являются ведущие корпорации мира, и объем наших отношений с этими компаниями может измеряться десятками миллионов долларов в год. Это требует достаточно высокого имиджа, уверенности наших клиентов в том, что мы прозрачная и надежная компания. Если мы имеем статус публичной компании – с их стороны снимается много вопросов. Это важное конкурентное преимущество, если мы хотим играть в этой категории, потому что те игроки, с которыми мы соревнуемся – это, как правило, большие публичные компании.

    Две других причины – более прозаичны: это обеспечение простого механизма возврата вложений инвесторам и возможность дополнительной мотивации сотрудников за счет предоставления им пакетов акций.

    Существовало мнение, и в EPAMего признали, что время для IPOоказалось выбрано не самое подходящее.

    Мы понимали, что идем не в самый лучший «маркет», – говорит Аркадий Добкин. –В декабре-январе из полутора десятков компаний, делавших IPOв Нью-Йорке, лишь одна-две получили ожидаемую цену. Мы ее тоже не получили, но решили, что для нас это не принципиально, уменьшили сумму, и завершили процедуру. Потому что IPO– это не конец, а начало: мы продолжаем работать, конкурировать. И рассчитываем на то, что результаты IPOпроявляются не сразу, а через несколько лет.

    Расчет оказался верным, и даже не в долгосрочной перспективе. Уже сейчас стоимость акций компании выросла почти на 90%. Кроме того, она получила, как принято говорить, «хороший пиар». А насколько вырастут экономические показатели, можно будет судить по открытым финансовым отчетам теперь уже публичной компании EPAM.

    Нас оценили

    Ресурс Infobank.byс момента своего появления в 2007 году быстро набирал популярность. Зарождалась эта компания как семейный бизнес Вячеслава и Екатерины Быковских, воспитывавших одновременно еще и маленького ребенка. Вячеслав вспоминает:

    Работали мы по «скользящему графику»: утром ребенка покормишь – и к компьютеру, до вечера. Вечером ребенка уложишь, поспишь пару часов и заступаешь на «вторую смену» до 2-3 ночи.

    Через пару лет в компании появились наемные сотрудники, наметилась специализация, обозначился заметный рост бизнеса. Кризис 2008-го едва не погубил проект: рекламодатели начали массово расторгать договора, что привело к потере 80% выручки. Компании пришлось отказаться от офиса и заморозить планы развития. Но в 2009-м бизнес снова пошел в рост. Всю прибыль его владельцы по-прежнему вкладывали в развитие. Дважды брали кредиты – в Белорусском банке малого бизнеса и в Белорусском народном банке, правда, небольшие суммы, исходя из пессимистичного сценария развития ситуации.

    Мы всегда старались развивать свои сильные стороны, – вспоминает Вячеслав Быковский. Если видели интересный сервис на других ресурсах – делали такой же у себя, только удобнее для пользователя. Так было, например, с разделом «Курсы валют».

    По признанию основателей, изначально проект задумывался именно для привлечения стратегического инвестора. И эта цель, наконец, была достигнута: только за последний год создатели ресурса получили не менее трех предложений о покупке и инвестировании. По мнению В. Быковского, Infobank.byоказался привлекательным для инвесторов, поскольку доказал свою жизнеспособность и прибыльность в периоды кризисов 2008 и 2011 гг., имеет четкое позиционирование на рынке и узнаваемость, располагает простой и понятной схемой монетизации и сильной командой сотрудников.

    В середине февраля контрольный пакет компании перешел к российскому порталу Банки.ру. Генеральный директор портала Филипп Ильин-Адаев отмечает, что давно приглядывался к Infobank.by, хорошо знаком с Вячеславом Быковским и сделал предложение, от которого тот не смог отказаться, «как только появилась возможность перейти от дистанционного обмена опытом непосредственно к сотрудничеству».

    Кстати, Беларусь стала третьей страной после России и Украины (Banki.UA), где присутствует компания Банки.ру, которая охватила теперь весь «славянский треугольник», ориентируясь на схожий менталитет аудитории и единые походы. Причем интерес у инвестора – не только коммерческий.

    Я много раз бывал в Беларуси, и для меня всегда оставалось загадкой: почему денег в вашей стране меньше, а счастья больше? – задается вопросом Ф. Ильин-Адаев.– Встречались открытые, улыбающиеся люди, довольные жизнью, несмотря на скромную зарплату, в отличие от Москвы, где агрессия витает в воздухе, и жить физически тяжело. Теперь у нас есть возможность на практике разобраться в секрете «белорусского счастья».

    Российский бизнесмен при этом высоко оценивает достижения белорусских коллег: «они год за годом развивали проект в правильном направлении, растили свою аудиторию, выстроили честный и интересный бизнес, который к тому же прибылен. Можно сказать, что мы инвестируем не в сайт как таковой, а в предпринимательский опыт нынешней команды».

    Хотя в том, что касается формы, белорусский ресурс ждут изменения. В частности, планируется провести редизайн, улучшить структурирование информации. И главное – добавить два самых популярных на Банки.ру сервиса – «Народный рейтинг» и форум.

    «Народный рейтинг» локомотив российского сайта, – считает руководитель Банки.ру – благодаря этому нам удалось стать лидерами. Его специфика в том, что это не просто «стена плача», а корректно изложенные претензии к качеству услуг, аргументированные и не анонимные. Практически на каждую из этих претензий реагируют официальные представители банков, благодаря чему наш сайт является самым эффективным инструментом для решения проблем  клиентов. То же самое хочется повторить и в Беларуси: чтобы банки слышали своих клиентов и вместе с ними улучшали сервис и продукты. В то же время вмешиваться в оперативную работу Infobank.by мы не намерены. Мы полностью доверяем белорусским коллегам и будем действовать по принципу «не навреди».

    Обе стороны сделки выглядят довольными результатами. В чем секрет успеха этого проекта? Вячеслав Быковский определил его так:

    Изначально ресурс должен приносить пользу конкретным людям, помогать решать их проблемы. Нужно четко понимать, на кого проект рассчитан, как будет развиваться и монетизироваться. А уже потом задумываться, что для этого нужно сделать. Причем, деньги в этом случае – не главное. Они не решают всех проблем, и к тому же имеют свойство быстро заканчиваться.

     

    *RoadShow – «Дорожное шоу» – этап практической подготовки компании-эмитента при первичном публичном размещении акций (IPO). В этот момент проходит серия встреч представителей эмитента и андеррайтера с потенциальными инвесторами и аналитиками. В их ходе осуществляется презентация производственной деятельности компании, её финансового положения, результатов деятельности, рынка, продуктов и услуг. По итогам RoadShow андеррайтер заполняет книгу заявок и получает предварительное представление о том, сколько акций и по какой стоимости инвесторы готовы купить.

    Игорь Клоков, специально для «Дела»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by