DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 7 Апр 2013 0:00

    Разрешение на… «вынос». Активов за границу

    Как вполне законно открыть бизнес или приобрести активы за рубежом

    Роман Шпаковский, юрист, специалист по ценным бумагам Iкатегории, международная юридическая фирма Magnusson. Специально для «Дела»

    Белорусский бизнес уже достиг такого уровня, что вплотную подошел к созданию дочерних компаний и представительств за рубежом. «Защита активов», «товаропроводящая сеть», «оптимизация налогообложения» – сегодня это не термины из лексики олигархов, а вполне реальные проекты развития бизнеса для многих белорусских компаний. Но регистрация или приобретение бизнеса за рубежом сопряжена с рядом трудностей организационного и юридического характера. Чтобы сделать это с наименьшими издержками, нужно хорошо разбираться, прежде всего, в белорусском законодательстве, а также в правовых особенностях ведения бизнеса в разных странах.

    Все под контролем

    Реальный пример из жизни. Латышский бизнесмен в 2002 году приобрел в белорусской провинции административное помещение с целью его реконструкции под торговый объект. Для этого он создал в Латвии отдельное юридическое лицо, взял кредит и купил недвижимость. Как это часто случается, бизнес не удался, и к 2012 году он решил продать здание. Покупатель быстро нашелся, стороны договорились о цене, способе финансирования и условиях сделки. Но далее обнаружилось, что при приобретении здания резидентом Беларуси его цена вынужденно увеличивается на 20% за счет НДС. На таких условиях ни продавцу, ни покупателю сделку проводить было не выгодно.

    Как казалось участникам сделки, из этой ситуации есть простой выход: белорус должен купить не сам объект, а непосредственно латышскую компанию, которая является его собственником! Кстати, это стандартная схема для сделок с недвижимостью, которая все еще не очень распространена в Беларуси. Решение найдено и можно подписывать договор? Оказывается, нет: белорусское государство так не считает! Еще в 90-е годы с целью контроля за денежными потоками и уплатой налогов в Беларуси была введена обязательная регистрация зарубежных компаний в МИД. В настоящее же время для регистрации компании за границей белорусский бизнес вынужден проходить процедуру получения разрешения в Национальном банке.

    Для латышей такой поворот событий был шоком. Они даже заподозрили, что покупатели специально задерживают сделку. Впрочем, для некоторых белорусов такие ограничения также являются новостью. Есть случаи, когда бизнесмены с белорусскими паспортами по 10-15 лет владеют компаниями в Российской Федерации, на Кипре и в Прибалтике, и о необходимости получать разрешение Нацбанка даже не слышали.

    Конечно, особых причин для переживаний в этом случае нет. Штраф за создание или приобретение иностранной компании без разрешения в настоящее время составляет до 100 базовых величин (раньше он доходил до 100% от суммы сделки), так что, в крайнем случае, можно уплатить его и «спать спокойно». Совсем другая история, если собственник получал дивиденды или другие доходы от этих компаний и «забыл» их задекларировать и уплатить налоги: в таком случае существует риск уголовного преследования с возможностью получить вполне реальный тюремный срок – до 7 лет с конфискацией имущества.

     Кто должен получать разрешение?

    Во-первых,ограничения со стороны белорусского законодательства на приобретение иностранных компаний распространяются на всех граждан Республики Беларусь, а также обладателей вида на жительство в Республике Беларусь. Являетесь ли вы налоговым резидентом или нет – значения не имеет.Исключение только одно: если вы уже больше года постоянно и непрерывно проживаете за рубежом, и приобретение компании никак не связано с бизнесом в Беларуси. При этом наличие второго паспорта, бизнес или работа за рубежом основанием для снятия ограничений не являются!

    Во-вторых,разрешение должны получать все белорусские компании, т.е. те, что созданы в соответствии с белорусским законодательством. Наличие представительств или филиалов за рубежом на необходимость получения разрешения также не влияют.

    Для каких сделок нужно разрешение?

    По общему правилу, если вы планируете стать совладельцем или собственником компании за рубежом, нужно получить разрешение.

    Приобретение статуса собственника или совладельца включает в себя:

    а) получение акций, долей или паев при учреждении компании;

    б) покупку таких акций, долей или паев.

    Если вы покупаете компанию у белоруса и расчеты с ним ведете в белорусских рублях, то это значительно упрощает дело: такая операция не является валютной, и разрешение получать не нужно.

    Разрешение точно необходимо, если вы решили приобрести у нерезидента Беларуси ценные бумаги (кроме акций), которые были выпущены иностранной компанией. То есть, перед покупкой облигаций, депозитных сертификатов, депозитарных расписок и прочих бумаг разрешение получать, скорее всего, придется. Но в каждом таком случае лучше предварительно обратиться к юристам для прояснения статуса приобретаемого инструмента.

    Соответственно, не нужно разрешение на инвестиции, которые не оформляются приобретением ценных бумаг, открытием счета или депозита, а являются взаимными обязательствами. Пример таких инвестиций – страхование. Законодательство также не требует получения разрешения для того, чтобы стать «бенефициаром» (но не владельцем!). К примеру, можно учредить фонд в Лихтенштейне, который, в свою очередь, будет являться владельцем других иностранных компаний. Вы при этом будете «бенефициаром» – то есть, акций, долей и паев в собственности у вас не будет, но контроль и право на получение доходов останутся. Такие конструкции достаточно часто используются в налоговом планировании.

    Разрешение Нацбанка также необходимо получать для предоставления займов на срок более 180 дней, приобретения недвижимости за рубежом, открытия счетов и размещения денег на депозитах в иностранных банках (в т.ч. уведомление для открытия счетов в банках ЕврАзЭС). Процедура и требования для этих операций несколько отличаются от рассматриваемого случая, но в общих чертах они очень схожи.

    Как получить разрешение?

    Формально разрешение нужно получать до проведения расчетов по сделке. Поэтому абсолютно нормальной, а главное – легальной практикой, является заключение договора или подписание иных документов до получения разрешения. Чтобы минимизировать свои риски, в договор можно включить пункт о его расторжении в случае получения отказа от Нацбанка. Соответственно, не будет являться нарушением внесение изменений в учредительные документы иностранной компании, в которых будет отражен ваш статус как учредителя. Так, вы со спокойной совестью можете владеть компанией или ценными бумагами в течение 5 лет без получения разрешения, если вы все еще их не оплатили – нарушением закона это не является. Причем, в Нацбанке существует практика выдачи разрешений «постфактум» – даже в тех случаях, когда компания уже находится в собственности длительное время и все расчеты проведены! То есть, вы можете совершенно спокойно сделать первый шаг (заключение договоров и оформление соответствующих учредительных документов), не имея разрешения.

    Второй шаг– подготовка документов, которые необходимы для получения разрешения. Этот перечень включает:

    1.      заявление в свободной форме с экономическим обоснованием валютной операции и контактными данными;

    2.      свидетельство о государственной регистрации;

    3.      справку об отсутствии задолженностей по налогам и другим обязательным платежам (выдается ИМНС);

    4.      последний бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках;

    5.      документы на иностранную компанию: выписка из торгового реестра, копии учредительных документов (или их проектов);

    6.      копия договора и всех приложений к нему (проект договора).

    Если разрешение необходимо получить физическому лицу, то вместо свидетельства, баланса и справки из ИМНС предоставляется копия паспорта. Также можно представлять иные документы по существу вопроса, если вы посчитаете, что они помогут убедить Нацбанк в необходимости выдачи разрешения. К примеру, при создании совместного сбытового предприятия можно предоставить бизнес-план и договоры поставки.

    Ваше заявление рассматривается главным управлением валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь. Информацию о времени и месте приема документов можно получить в колл-центре Нацбанка по телефону: (+375 17) 306 0002.

    Чтобы застраховать себя от получения отказа, перед подачей документов стоит сделать третий шаг – убедиться в том, что:

    ·         с вашей стороны отсутствуют нарушения валютного, налогового, таможенного и банковского законодательства;

    ·         отсутствует задолженность по налогам, пошлинам и прочим обязательным платежам в бюджет;

    ·         из поданного вами баланса не усматривается, что финансовое положение вашей компании неустойчиво.

    Выдача разрешения (или отказа) происходит в течение 15 рабочих дней с момента подачи документов. Этот срок может быть продлен, но, как правило, в течение месяца решение будет принято. Обратите внимание на то, что вместе с выдачей разрешения Нацбанк может обязать вас предоставлять ему какую-либо отчетность в отношении ваших операций за рубежом. Не предоставление такой отчетности грозит приостановлением действия выданного разрешения!

    Четвертый шагможет не понадобиться, но, тем не менее, если вы получили отказ, это не означает, что все потеряно: его можно обжаловать в суде. Конечно, на практике перспективы такого шага весьма туманны, поэтому в случае любых сомнений перед подачей документов в суд лучше обратиться к юристам.

    В заключение можно добавить, что получение разрешения является лишь каплей в море юридических нюансов при совершении сделок в отношении иностранных компаний. Например, сделки с акциями и долями, как правило, должны происходить по праву и законодательству той страны, где находится компании. И хотя в общих чертах положения корпоративного права схожи во многих государствах, для защиты своих интересов стоит найти юриста или юридическую фирму, которая практикует в интересующей вас стране. К сожалению, в последнее время все чаще встречаются случаи неудачных сделок, когда белорусский бизнесмен слишком доверился своим иностранным партнерам и их юристам. Поэтому совет: делая бизнес за рубежом, соблюдайте положения белорусского права и не забывайте о стандартных мерах «юридического предохранения».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by