DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Апр 2013 10:05

    Разработано в Беларуси:

    Onliner.by побеседовал с Сергеем Гончариком, одним из разработчиков белорусско-израильской компании Viber, создавшей одноименное приложение для VoIP-коммуникации. За небольшой срок скромная программа собрала огромное число пользователей по всему миру: сегодня услугами Viber пользуется 180 млн человек. Мы узнали об особенностях самого Viber и о том, как он разрабатывается.

    — Viber разрабатывается в Беларуси?

    — Изначально программирование клиентской части происходило на аутсорсинге в Беларуси. Было два офиса — в Бресте и Минске. Здесь и ведется основная разработка клиентских частей — для iPhone, для Android, для Windows Phone.

    Так сложилось исторически, а сама компания зародилась спонтанно. Разработка Viber изначально была экспериментальным проектом — проверка концепции, насколько это возможно и насколько сработает все задуманное. Сработало, Viber стал очень популярным.

    Сначала в команде Viber было 40 человек и работали они под эгидой ScienceSoft. Как только Viber стал независимой компанией и переехал в отдельный офис, штат вырос до 50 человек. Команда делится на две группы: есть низкоуровневая разработка на С++ и другие разработчики. Постепенно ищем новых сотрудников, нужны разработчики и тестировщики.

    Серверная часть разрабатывается в другом центре разработки Viber, это подразделение располагается в Израиле. Разные мобильные платформы имеют свои особенности: иногда случается так, что разработчикам клиентской части проблему не решить, тогда приходится «подкручивать» серверную часть. Но это происходит лишь в очень редких случаях.

    — Не боялись ли вы конкуренции с таким крупным игроком, как Skype?

    — Мы не позиционируем себя в качестве конкурента Skype. Лучше развиваться в своем направлении, добавлять свою функциональность, опираясь на мобильные гаджеты, а не на компьютер.

    Противостоять Skype в нашем проекте никто изначально не планировал. В 2010 году это была проверка концепции. А получилось так, что набралась популярность — клиентская база стала очень большой. У нас другая концепция и свое видение последующего продвижения Viber. Это будут не только текстовые и голосовые сообщения, а нечто большее.

    Ведь существуют компании сотовой связи, у которых клиентская база относительно небольшая, конкурировать с крупными операторами на определенных рынках им становится проблематично. Именно с такими операторами Viber и планирует взаимодействовать в первую очередь. Мы будем выступать этакой нейтральной буферной зоной.

    — Правда, что для комфортной работы Viber достаточно EDGE?

    — Именно так. Что касается передачи голоса, мы постоянно тестируем качество звука, пробуем разные кодеки, оптимизируем. Стараемся найти ту золотую середину, чтобы можно было уверенно работать при слабом интернете и чтобы в то же время качество звука было хорошим.

    — В чем преимущества Viber?

    — Да, у нас есть некоторые плюсы перед тем же Skype. Последний cмоделирован на основе списка добавленных контактов, а Viber использует модель телефонной книги, привычной и родной пользователю. В Viber ваш телефонный номер — это и есть ваша учетная запись. То есть, в отличие от Skype, пользователю не нужно придумывать имя и пароль, создавая учетную запись. Не нужно знать скайп-имя человека, с которым вы хотите пообщаться, высылать ему запрос на добавление в контакты и ждать подтверждения.

    Более того, Viber отлично работает, даже если приложение не запущено — пользователь все равно может принимать звонки и сообщения. Это реализовано путем принятия так называемого Push-сообщения от сервера. При нажатии «ответить» программа запускается и соединение происходит в считанные секунды.

    Приложение Viber помимо прочего поддерживает полноэкранный режим при совершении звонков, настройку программы как обычного наборщика номеров. То есть можно не выходя из приложения совершить обычный GSM-звонок, обменяться текстовыми сообщениями, картинками, информацией о местонахождении.

    Если даже смотреть только на операционную систему Windows Phone, то наша программа работает на более слабых устройствах по сравнению со Skype. Например, на Nokia Lumia 620 последний попросту не запустится, Skype считает «железо» этого смартфона слишком слабым. А Viber работает. C притормаживаниями, но исправно. Так что у нас есть преимущество.

    Подозреваю, что так сложилось исторически. Ведь для Skype вся архитектура разрабатывалась с учетом использования на обычных персональных компьютерах. Стационарные компьютеры достаточно мощные, и, следовательно, разработчики могли себе позволить многое. С переходом на мобильные телефоны стало очевидно: с такой архитектурой и протоколом все функции заставить работать трудно, поэтому работа сервиса может вызывать нарекания. Проект Viber же изначально разрабатывался с учетом эксплуатации на мобильных устройствах. Мы учитывали ограничения по памяти, по мощности процессора, ко всем ресурсам подходили более экономно. Именно поэтому Viber оказался более «рабочим», даже на слабых девайсах.

    Сервис довольно удобен во время путешествий — вам достаточно просто найти Wi-Fi-точку и можно тут же звонить домой. Авторизация построена не на связке пароля и логина, а на номере мобильного телефона и записной книжке пользователя. Так удобнее.

    Первая версия Viber для Windows Phone была без голосовой связи, только текстовые сообщения посылались. Нас тогда воспринимали как основных конкурентов WhatsApp. В плане текстовых сообщений, пожалуй, так и есть — это основные конкуренты, с которыми нас постоянно сравнивают.

    Преимущество в том, что у них так и не появилась голосовая связь. Мы же в Viber решили не останавливаться только на тексте. Изначально клиент создавали под iPhone, затем для Android и только потом для Windows Phone, S40, S60, BlackBerry, bada. Буквально на днях, 4 апреля, представили новую версию для Windows Phone 8 и для Windows Phone 7.5.

    — Расскажите о разработке вышедшего приложения под Windows Phone 8.

    — Если сравнивать с теми же Google Play и App Store, программ под Windows Phone существенно меньше. В одном из интервью Стив Баллмер упоминал, что платформа остро нуждается в популярных приложениях. В качестве примера был выбран и Viber.

    Наша программа на всех мобильных платформах повторяет структуру «родного» телефонного приложения. Под Windows Phone она создавалась по гайдлайнам фирменного интерфейса Metro. Это очень важно, ведь человек, попользовавшись другими программами смартфона, сразу может с легкостью использовать Viber.

    Когда мы решаем добавить в приложение какую-то функцию, задаемся вопросом: действительно ли мы можем ее реализовать с мобильными ограничениями? Сначала мы пробуем, так как платформа Windows Phone очень молодая, некоторых инструментов разработки не хватает.

    Как известно, Skype был куплен Microsoft, и у них есть особая поддержка. Приложение хорошо интегрировано с контактной книжкой People Hub. Если человек есть в Skype и контактах, он появляется и в ней. На данный момент для Viber такую возможность мы позволить себе не можем, так как для сторонних разработчиков компания Microsoft эту функциональность попросту не предоставляет. Таким образом, прямо из записной книжки соединиться в Skype с каким-то человеком можно, а в Viber не получится.

    Мы задавали вопросы Microsoft по этому поводу, но ответа до сих пор так и не получили. Компания эта очень большая, и согласование вопросов занимает время, трудно решить проблемы быстро. Но мы надеемся, что такую функциональность нам предоставят. Ведь, по сути, мы являемся партнерами Microsoft, разработчики Windows Phone заинтересованы в нашем развитии.

    В первой версии Viber у нас не было голосовой связи, потому что с 7-й версией Windows Phone производитель не предоставлял разработчикам никакой функциональности для работы со звуком. Поэтому было выпущено приложение сугубо с текстовыми сообщениями.

    Когда мы начали сотрудничать с Nokia, финская компания предоставила библиотеку для нормального внедрения голосовой связи. Однако добавить ее мы могли лишь для смартфонов Nokia, а для остальных устройств это не работало.

    Поэтому в Marketplace до 4 апреля было две версии: просто с текстовыми сообщениями, на которую все жалуются из-за отсутствия голоса, и версия, которая работает только под Windows Phone 7.5 и только на аппаратах производства Nokia.

    У нас много разных устройств для теста. Критически важно тестировать на слабых аппаратах, потому как у них больше ограничений по памяти. Вот, например, телефон HTC 8S у нас в команде очень популярен — он считается слабеньким. На нем все проблемы сразу же себя проявляют. Если работает на нем плохо, программу надо оптимизировать. На таких мощных устройствах, как Nokia Lumia 920, тестировать смысла мало — там и так все летает.

    Разработка под Windows Phone довольно легкая, так как сама платформа очень продумана в этом плане. С ужасом вспоминаю Windows Mobile. Там все намного сложнее и запутаннее.

    — Как обстоят дела с разработкой на других платформах?

    — Есть проблемы с разработкой под Android-устройства, добиться качественной работы на всем разнообразии этих аппаратов весьма непросто. Ну а протестировать приложения на всех моделях попросту невозможно.

    Разработка под Android отличается большей доступностью, под iOS и Windows Phone есть ограничения. С одной стороны, это ставит работу в определенные рамки, а с другой — упрощает разработку.

    Например, в Южной Америке популярен Viber для телефонов под управлением bada, потому что у них эти аппараты больше распространены. Динамичный успех демонстрирует Viber в Китае. В Азии очень любят стикеры — большие яркие рисунки с людьми, собачками и котиками. В скором времени мы планируем расширять эту функциональность.

    — Каковы результаты вашей деятельности?

    — На данный момент база Viber насчитывает более 180 млн пользователей. Однако, по сути, сейчас мы ничего не зарабатываем, это больше взгляд в будущее. На данный момент Viber полностью бесплатен. Кстати, программу используют 90% жителей Монако, это при ВВП на душу населения в $178 800 и среднем возрасте 49 лет. Так что работают с нашим приложением люди самые разные.

    У нас довольно быстро растет база пользователей: каждый день прибавляется 500 тыс. новых. Наверное, мы на правильном пути. Планы, на самом деле, у нас большие, останавливаться на достигнутом мы не собираемся, будем развиваться и стараться радовать наших пользователей современной концепцией мобильной связи. Активно договариваемся с компаниями сотовой связи, уже заключили контракт с индонезийским оператором Axis.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by