DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 7 Фев 2013 0:00

    «Растворители» закончились. Что дальше?

    Что станет драйвером белорусского экспорта в 2013 году

    Татьяна Маненок,  специально для «Дела»

    Экспорт, сальдо внешней торговли и модернизация – таковы приоритеты белорусского правительства на 2013 год. По сути, все это – вопросы одного порядка, поскольку без наращивания экспорта невозможно ни получить желаемое торговое сальдо, ни сохранить достигнутую с таким трудом хрупкую стабильность на финансовом рынке, ни реализовать амбициозный план модернизации отечественной экономики.

    Пока – в плюсе

    По предварительной оценке правительства, озвученной премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем, Беларусь завершила 2012 год с объемом экспорта в $51 млрд., что значительно выше показателей предыдущих лет. Это означает рост экспорта к уровню 2011 года на 12% при увеличении объемов импорта на 5%, причем, весь этот прирост обеспечен именно за счет роста физических объемов. Валютная выручка, по словам М. Мясниковича, могла стать даже выше, если бы на мировом рынке не упали долларовые цены на молочную продукцию, сахар, лекарства, трактора, дорожную технику и др.

    Достаточно позитивно итоги 2012 года оценил и белорусский МИД. Причем, не только с точки зрения роста экспортных поставок на традиционные рынки, но и по причине их диверсификации. Хотя в целом ситуация здесь почти не изменилась – Россия остается нашим ключевым партнером. Взаимный белорусско-российский товарооборот за январь-ноябрь 2012 года превысил $40 млрд. (по итогам всего 2011 года он составлял $39,5 млрд.). Зато экспорт в другие страны СНГ и Грузию по итогам января-октября 2012-го составил $6,2 млрд., что на 30,5% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Причем, сальдо в этом направлении сложилось положительное – порядка  $4 млрд.

    МИД также отмечает большие перспективы расширения сотрудничества со странами латиноамериканского региона. К примеру, с запуском в Венесуэле производств по сборке белорусской техники простой обмен товарами оказался дополнен установлением кооперационных связей. Только для обеспечения работы сборочных производств во 2-й половине 2012-го – 1-й половине 2013 года с Венесуэлой были заключены контракты на поставку белорусских тракторов и машинокомплектов на сумму $106,5 млн.

    Традиционным партнером Беларуси в Латинской Америке остается Куба. В 2011 году товарооборот между нашими странами составил $50 млн., а в 2012-м он более чем удвоился, при этом основу белорусских поставок составляет сложно-техническая продукция.

    Емким и быстро расширяющимся рынком для белорусских товаров и услуг МИД также считает регион Азии, Австралии и Океании. Помимо торговли с основным партнером Беларуси в азиатском регионе – Китаем, в ушедшем году продолжалась работа по закреплению присутствия белорусской продукции на традиционных рынках Индии и Вьетнама, а также по выходу на новые для нас рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

    По данным МИДа, белорусский экспорт в этот регион по итогам января-сентября достиг $1,5 млрд., также превысив уровень 2011 года. В частности, открытое около года назад во Вьетнаме представительство ОАО «МАЗ» осуществляет работу по продвижению белорусской грузовой техники и расширению функционирующего в этой стране сборочного производства грузовиков. Белорусские трактора занимают лидирующие

    позиции на вьетнамском рынке. Туда же поставляются шины, карьерные самосвалы, подшипники, металло- и алкогольная продукция, а в 2012 году начались поставки молочной сыворотки, детского питания, мясной продукции, лекарственных средств.

    Отечественная продукция также поставляется на рынок Индонезии. В сентябре 2012 года этой страной были впервые закуплены пять БелАЗов грузоподъемностью 45 т. Готовятся к подписанию контракты по поставке на индонезийский рынок продукции РУП «МТЗ», ОАО «МАЗ», НПО «Центр» и ряда других белорусских предприятий. В МИД отмечают и позитивную динамику экспорта белорусской продукции на рынки Мьянмы, Камбоджи, Сингапура, Лаоса, а также сотрудничество с Малайзией, Филиппинами и Сингапуром. Причем, скорее всего, роль азиатского направления во внешнеэкономических приоритетах Беларуси будет возрастать.

    Наша страна постепенно выходит даже на рынок далекой Австралии! С июля 2012-го на территории этого государства действует официальный представитель ОАО «БелАЗ». В Австралию экспортируются шины и удобрения, растут поставки стекловолокна, оптических приборов, муки, прорабатывается возможность продвижения на австралийский рынок авто- и сельхозтехники, хрусталя и нефтехимической продукции.

    В неблагоприятных условиях «арабской весны» отечественным экспортерам, тем не менее, удалось не только сохранить, но и нарастить объемы экспорта на рынки Африки и Ближнего Востока. В частности, по данным МИД Беларуси, экспорт в Египет за 11 месяцев 2012 года вырос на 156%, Ливию – в 9,5 раз, Судан – на 251%, Оман – на 131%, Сирию – на 130%, ОАЭ – на 116%.

    В Eгипте уже работают 3 сборочных производства тракторов МТЗ и одно – автомобилей МАЗ, в Эфиопии (!) – сборочное производство тракторов, в ЮАР – завершается работа по созданию тракторного производства. Сборочное производство тракторной техники появилось и в Алжире. А в Мозамбике в октябре 2012 года было создано предприятие BelAfrica, одна из основных задач которого – реализация совместного проекта развития сельского хозяйства Мозамбика на основе белорусской техники и технологий. Даже в Нигерии ведется работа по открытию сборочных производств техники МТЗ и МАЗ!

    В 2012 году Беларусь во внешней торговле впервые открыла для себя экзотические Бермуды, Джибути, Коморы, Конго, Лаос, Либерию, Маршалловы Острова, Остров Мэн, Острова Кайман, Парагвай, Судан, Того, Чад. В рамках работы по диверсификации экспорта Беларусь поставила свою продукцию в 15 новых стран.

    Правда, объем этих поставок, по данным МИД, суммарно составил лишь около $50 млн. И хотя усилия экспортеров по диверсификации рынков – весьма похвальны, очевидно, что вклад новых рынков во внешнеторговый оборот пока – мизерный. В то время как, например, товарооборот между Беларусью и странами Евросоюза, даже невзирая на санкции со стороны ЕС, продолжал расти и по итогам 11 месяцев составил $24,9 млрд.

    По оценкам МИДа, в 2012 году в торговле с ЕС Беларусь получила рекордное положительное сальдо. По крайней мере, за 11 месяцев этот показатель составил $8,3 млрд., в то время как за аналогичный период 2011 года – $6,4 млрд. Причем, доля ЕС в белорусском экспорте выросла до 39%, в то время как в 2011 году она составляла 37,5%. Для сравнения: на Россию приходится 34,8% белорусского экспорта.

    «Растворительный» эффект

    Следует отметить, что товарная концентрация белорусского экспорта в прошлом году оказалась очень высокой. На долю 6 ключевых товарных позиций (а это – нефтепродукты, растворители и разбавители, смазочные масла, тракторы и седельные тягачи) пришлось около 60% общего объема экспорта. В то же время экспорт калийных удобрений – традиционно важного для нас источника валютных поступлений – в 2012 году заметно упал и в физическом, и в стоимостном объеме.

    ОАО «Беларуськалий» за 11 месяцев прошлого года снизило объем валютной выручки на $583,3 млн. В январе-ноябре 2012 года предприятие поставило на экспорт 3,407 млн. т. калийных удобрений (в пересчете на 100%-ное содержание хлоркалия), а за аналогичный период 2011-го – 4,326 млн. т. Заметно снизилась и валютная выручка: если за 11 месяцев 2011-го она составляла $3,073 млрд., то по итогам ноября 2012-го – $2,490 млрд.

    Рост промышленного производства в 2012 году поддерживался главным образом за счет химической промышленности (+22,8% к соответствующему периоду прошлого года), производства кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (+14,8%), а также транспортных средств и оборудования (+17,7%). Однако в конце 2012 года динамика в этих отраслях заметно снизилась, составив в ноябре соответственно минус 8%, минус 2,9% и +0,6%.

    Таким образом, основным драйвером экономического роста и профицита внешней торговли Беларуси в 2012 году, помимо производства традиционных нефтепродуктов, стал выпуск специфической продукции нефтехимии – растворителей, разбавителей, смазочных масел и биодизельного топлива. Этот бизнес, участниками которого были российские и белорусские частные компании, активизировался еще в прошлом году. Интерес к нему был обусловлен единственной причиной: при экспорте такой продукции, в отличие от бензина, мазута и других нефтепродуктов, компаниям не нужно было платить экспортную пошлину в российский бюджет.

    Даже белорусские чиновники не скрывают, что белорусский экспорт рос в минувшем году именно за счет этого фактора. В частности, заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов во время встречи в Минске с представителями белорусского дипкорпуса 10 июня 2012 года откровенно признал, что прирост белорусского экспорта на 80% был сформирован за счет нефти, нефтепродуктов и растворителей. Отметим, что удельный вес этой позиции в общем объеме экспорта в январе-мае 2012 года составлял 48% против 31% аналогичного периода 2011 года.

    Это подтверждает и статистика: в январе-ноябре 2012 года белорусский экспорт увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2011-го на $5,021 млрд. до $42,524 млрд. Наша страна экспортировала 16,17 млн. т. нефтепродуктов на $13,505 млрд. Это на $2,079 млрд. больше, чем за аналогичный период 2011 года. При этом Беларусь увеличила экспорт растворителей и разбавителей в денежном выражении в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года до $2,78 млрд., а физический объем экспорта растворителей и разбавителей вырос в 1,9 раза и составил 3,255 млн. т.

    Позитивным фактом является то, что Беларусь также увеличила экспорт смазочных материалов – в 4,7 раза по сравнению с январем-ноябрем 2011 года (до $1,027 млрд.). Физические объемы экспорта смазочных материалов увеличились в 4,2 раза к аналогичному периоду 2011-го до 1,638 млн. т.

    Впрочем, теперь нефтяные экспортные потоки, похоже, серьезно «обмелеют». Как известно, под жестким давлением России Беларусь вынуждена была свернуть «растворительный» бизнес. Еще в сентябре премьер-министр Беларуси сообщил журналистам, что Беларусь с августа полностью прекратила экспорт растворителей и разбавителей. Так что в 2013-м наша страна может оказаться в ситуации, напоминающей 2010 год. Тогда Россия жестко квотировала поставку беспошлинной нефти в Беларусь в объеме 6,3 млн. т., ввела пошлины на поставку нефтепродуктов в нашу страну и запретила Беларуси экспортировать свою нефть. В результате белорусский экспорт по итогам 2010 года составил всего $29,8 млрд. И хотя вклад нефтепродуктов в эти объемы оставался традиционно ключевым – 26,7% ($6,75 млрд.), согласитесь, он не идет ни в какое сравнение с нынешними 48%!

    Уже этой осенью после сворачивания бизнеса по переработке нафты и экспорту растворителей, разбавителей и смазочных материалов негативные тенденции в белорусской внешней торговле заметно усилились: замедлился рост экспорта, стало ухудшаться сальдо. И хотя за январь-ноябрь сальдо внешней торговли товарами осталось положительным и составило $272,1 млн., это на $622,9 млн. меньше, чем за январь-октябрь.

    Диаграмма 1.

    Сальдо внешней торговли Беларуси товарами в 2012 году, $ млн.

    Январь                                   257,7

    январь-февраль                     539,5

    январь-март                         953,3

    январь-апрель                       1.331

    январь-май                            1.569,4

    январь-июнь                          1.875

    январь-июль                          2.044,3

    январь-август                                   1.732,2

    январь-сентябрь                   1.387,8

    январь-октябрь                    895

    январь-ноябрь                       $272,1

    Источник – МИД РБ

    Тенденция налицо: с июля по ноябрь 2012 года положительное сальдо сократилось на $1.772,2 млн. А после подведения итогов всего прошлого года оно может оказаться нулевым или даже отрицательным.

    Новые точки роста – есть ли они?

    Как заявил Президент Беларуси на совещании по проблемам экспорта в ноябре прошлого года, экономика Беларуси – открытая, практически все ее отрасли – экспортоориентированные, поэтому «благополучие нашей страны зависит во многом от динамичного наращивания поставок продукции и услуг на внешние рынки – от достижения

    положительного торгового сальдо». По словам Главы государства, экспорт – это не просто лозунг, а главный факторуспешного развития страны. «Всем надо не просто выходить на внешниерынки, а энергично бежать! Агрессивно проталкиваться туда, завоевывать новые ниши, использовать для этого малейший шанс», – подчеркнул А.Лукашенко.

    Тема экспорта неслучайно была актуализирована под занавес уходящего года. К этому времени «разбавительно-растворительный» бизнес, благодаря которому сальдо внешней торговли Беларуси росло, как на дрожжах (особенно – в середине минувшего года), был фактически свернут, и внешнеторговые показатели поползли вниз. Потребовалось искать новые источники роста и полагаться только на собственный потенциал и возможности.

    Надо учесть, что в 2012 году многие проблемы Беларуси оказались сглажены еще и потому, что в рамках подписания соглашений по созданию ЕЭП страна получила льготные цены на импортируемые энергоносители, что ослабило давление на госбюджет. Благодаря созданию ЕЭП Россия и Беларусь перешли к новой формуле ценообразования на газ, в результате чего она была снижена примерно на 40% и установлена на уровне $165,6 за 1 тыс. куб. м. На улучшение внешнеторговых показателей сработали и более выгодные условия импорта российской нефти и нефтепродуктов. Благодаря нефтяным договоренностям в 2012-м Беларусь покупала российскую нефть как минимум на $30 за тонну дешевле, чем в 2011 году.

    Очевидно, что в 2013-м энергетических «пряников» такого уровня Беларусь уже не получит. Тем не менее, правительство ставит задачу – увеличить экспорт до $53 млрд. и обеспечить за счет увеличения товарного экспорта почти 2/3 прироста ВВП. Чтобы выполнить эту задачу, страна должна экспортировать 65% всей своей промышленной и 20% сельскохозяйственной продукции!

    Понимая, что льготы и сомнительные нефтяные схемы уходят в прошлое, правительство пытается искать новые источники роста экспорта. В первую очередь ставка делается на экспорт товаров, производимых из местных ресурсов. Это – деревообработка, производство строительных материалов и др. Да и экспорт сельхозпродукции планируется увеличить на 12% – с примерно $4,8 млрд. в 2012 году до $5,4 млрд. в 2013-м.

    Чтобы создать экономические стимулы для роста экспорта, правительство намерено увеличить объем экспортного кредитования через Сбербанк РФ до $0,5 млрд. (чуть менее 1% ВВП!) и ускорить возврат НДС из бюджета для экспортеров. Кстати, за 8 месяцев 2012 года по этой схеме за рубеж было поставлено более 2 тыс. единиц техники. На 2013 год на эти цели в бюджете заложили на 25% больше средств.

    Очевидно, что на фоне ужесточения конкуренции на традиционных рынках, рецессии мировой экономики, сворачивания «растворительного» бизнеса и ухудшения ценовой конъюнктуры для наших ведущих экспортных позиций (в частности, калийных удобрений) «подстегнуть» нереформированную белорусскую экономику и нарастить экспорт в 2013 году на $5 млрд. будет очень сложно. Поэтому правительству ничего не остается, кроме как стимулировать этот процесс кредитными ресурсами и традиционно «доводить» до предприятий-экспортеров целевые показатели.

    Так, на 2013 год предусмотрено значительное (в 4,7 раз!) увеличение бюджетных ассигнований на компенсацию потерь банкам от предоставления экспортных кредитов по сниженным процентным ставкам. Кстати, в 2012 году впервые с момента функционирования в Беларуси механизма экспортного кредитования, запланированные на эти цели бюджетные средства в размере Br76 млрд. были израсходованы в полном объеме еще до завершения календарного года.

    Кроме того, «в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики» постановлением N1262 правительство определило показатели эффективности развития организаций Беларуси на 2013-2015 годы. Они установлены для более чем 750 предприятий, в том числе в Минске – для 150. До предприятий доводятся задания по выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также уровню добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника.

    Вот некоторые примеры: ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» в 2013 году должно обеспечить выручку от реализации продукции на одного занятого на уровне Br285,5 млн., а в 2015-м – Br415,4 млн. При этом добавленная стоимость на одного работающего здесь должна составить Br130,7 млн. в 2013-м, и Br200,4 млн. в 2015-м.

    Выручка на одного работника ОАО «Нафтан» в 2013 году должна составить Br2,945 млрд., а к 2016 году – Br3,657 млрд., добавленная стоимость соответственно – Br460,9 млн. и Br648,7 млн. А в холдинге «Горизонт» выручка в 2013 году запланирована на уровне Br769,7 млн., в 2015-м – Br956,6 млн., добавленная стоимость – соответственно Br65,5 млн. и Br79,3 млн.

    Помогут ли «испытанные» административные меры увеличить объемы экспорта – сказать сложно. В то, что деревообработка и строительная отрасль «вытянут» белорусский экспорт – верится с трудом. Но какой-либо другой внятной стратегии у правительства пока, похоже, нет. Остается надежда лишь на то, что, вопреки прогнозам, конъюнктура мировых цен окажется благоприятной для отечественных компаний, или на то, что отечественные бизнесмены… придумают что-то новое по аналогии с «растворительными» схемами.

    Государственная система поддержки экспорта в Беларуси

    Законодательную основу поддержки экспорта в Беларуси еще более 6 лет назад заложил Указ Президента от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». В соответствии с ним страхование экспортных рисков с поддержкой государства осуществляется Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант». А именно:

    - страхование кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических или коммерческих рисков;

    - страхование убытков экспортеров, связанных с выполнением экспортного контракта;

    - страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного отечественному экспортеру для производства экспортной продукции (выполнения работ, оказания услуг);

    - страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного нерезиденту Республики Беларусь для осуществления платежей за поставленную отечественным экспортером продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

    - страхование экспортных рисков резидентов Республики Беларусь, приобретающих в собственность товары других резидентов Республики Беларусь для их передачи в лизинг организациям – нерезидентам Республики Беларусь, включая банки;

    - страхование инвестиций белорусских юридических лиц в иностранных государствах от политических рисков;

    - страхование банковских гарантий или иных услуг, предоставляемых банком экспортера иностранным покупателям.

    Еще одним важным рычагом механизма стимулирования экспорта в нашей стране является льготное экспортное кредитование, которое идет в комплексе  со страхованием экспортных рисков. Более того, страховка в Белэксимгаранте – непременное условие получения экспортного кредита! Такие кредитные ресурсы предоставляются отечественными банками предприятиям-экспортерам (или зарубежным предприятиям для покупки белорусской продукции) в иностранной валюте по льготным, но коммерчески ориентированным процентным ставкам CIRRs, в российских рублях – по ставке рефинансирования Центробанка РФ, а потери банков от предоставления таких кредитов компенсируются из республиканского бюджета.

    Для обеспечения Белэксимгарантом страховых обязательств по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства в бюджете ежегодно предусматриваются средства на предоставление ссуд для выплаты страховых возмещений. Такие ссуды могут быть выделены, если размер страхового возмещения по договору страхования превысит 20% собственного капитала Белэксимгаранта.

    Впрочем, первая практика применения механизмов экспортного кредитования и страхования показала, что их нужно упрощать. На этом настаивали не только предприятия, но даже отраслевые министерства! Поэтому было принято решение внести в действующее законодательство дополнения и изменения. Для этого был принят Указ Президента № 126 от 6 марта 2012 г. «О внесении дополнений и изменений в Указ № 534». Им, в частности, предусмотрена отмена необходимости принятия правительством специальных решений при размере компенсации банкам потерь от предоставления экспортных кредитов, не превышающей $500 тыс. Теперь для предоставления таких кредитов необходимо лишь соответствующее решение Минфина Беларуси.

    Указом № 126 также предусмотрено введение нового страхового продукта с поддержкой государства – страхования экспортного факторинга. Это дает предприятию возможность получить валютную выручку, не дожидаясь ее поступления из-за рубежа, что ускоряет оборачиваемость средств. А банк, которому переходит договор факторинга, застрахован от валютного риска и риска невозврата выручки.

    Важный момент: со вступлением в силу Указа № 126 при наличии полиса страхования экспортного риска с поддержкой государства предприятия будут освобождаться от необходимости продлевать в Нацбанке срок возврата валютной выручки. Еще одно новшество в большей степени касается малых и средних предприятий: решение о выдаче кредитов до $500 тыс. достаточно согласовать на уровне Министерства финансов, что упрощает процедуру кредитования.

    Основные банки, которые сегодня осуществляют экспортное кредитование в Беларуси, – Беларусбанк, Белагропромбанк и Белинвестбанк. Причем, многие эксперты считают, что белорусские банки слабо задействованы в реализации программы стимулирования экспорта. Изменить ситуацию может создание специализированного экспортно-импортного банка. Этот вопрос периодически обсуждается, но соответствующее решение пока не принято. Проблема в том, что для создания такого банка нужен очень большой капитал. К примеру, экспортное агентство России «ЭКСАР» имеет уставный фонд в $1 млрд. и еще планирует его увеличить.

    В свое время (в 2005 году) экспортно-импортным банком в Беларуси был определен Белпромстройбанк. Но та попытка закончилась неудачно. В основном банк выступал в качестве агента по привлечению связанных иностранных кредитов, что реально вело к увеличению импорта.

     

    Справка «Дела»

    Законом «О республиканском бюджете на 2012 год» сумма, заложенная на цели компенсации банкам части процентов от предоставления экспортных кредитов, в сравнении с 2011 годом, была увеличена в 1,6 раза (до Br76 млрд.). А на предоставление Белэксимгаранту бюджетных ссуд при необходимости страховых возмещений – в 2 раза (до Br460 млрд.).

    В соответствии с Указом президента от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» в Беларуси был запущен механизм стимулирования российских потребителей белорусской продукции с использованием ресурсной и клиентской базы ОАО «Сбербанк России». Поэтому в бюджете на 2012 год на компенсации Сбербанку России было предусмотрено Br290 млрд., что в 2,4 раза превышает расходы на 2011 год.

    В первом полугодии 2012 года экспортные кредиты получили 11 белорусских предприятий на общую сумму $60 млн. Для сравнения: в 2011 году был выдан всего один экспортный кредит на $6 млн., который получило ОАО «Белшина».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by