DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 7 Апр 2013 0:00

    Рабочая лошадка из российской «конюшни»

    Продажи коммерческих автомобилей в Беларуси растут вдвое быстрее рынка. Но лидерство в этом сегменте постепенно переходит к российским маркам

    По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), объем продаж новых автомобилей в Республике Беларусь за 2012 год с учетом российских и импортных брэндов составил 20 648 единиц. В процентном выражении продажи выросли на 26,9%, при этом сегмент коммерческих автомобилей за год прибавил 64,2%. В 2012 году их было реализовано 4 662 шт.

    Цена имеет значение

    В сегменте коммерческих автомобилей в прошлом году наблюдались тренды, присущие рынку в целом. В первую очередь – высокая ценовая зависимость, результатом чего стал существенный рост продаж брэндов ГАЗ и УАЗ. Достойную конкуренцию продукции российского автопрома составил лишь Volkswagen, отстояв 2-ю позицию в ТОП-10 самых продаваемых марок.

    Самые значительные темпы прироста в этом сегменте продемонстрировал класс T5 (коммерческие грузовики). За год их было продано 3 798 единиц (+79,83%). Класс CDV(легкие коммерческие автомобили) вырос на 18,84% с объемом продаж – 864 автомобиля. Такое неравномерное распределение обусловлено повышением уровня деловой активности в стране и широкой линейкой автомобилей ГАЗ в классе Т5.

    Еще один тренд, также повлиявший в 2012 году на ситуацию в сегменте коммерческих автомобилей, – изменение порядка взимания НДС. Это практически вычеркнуло физических лиц из числа покупателей коммерческой техники. Их доля и ранее была невысока, а в 2012-м сократилась до 3% (в 2011-м она составляла 12,11%).

    Эксперты «Дела» отмечают, что в 2013 году такая тенденция сохранится, поскольку низкий процент покупок коммерческих авто физическими лицами тесно увязан с доступностью кредитных ресурсов. А существующие сейчас кредитные ставки банков явно непривлекательны для покупателей. Поэтому частные лица, у которых есть свой бизнес, стараются приобретать автомобили в лизинг.

    Продажи в сегменте коммерческих автомобилей в Беларуси, 2008-2012 гг.

    год

    2008

    2009

    2010

    2011

    2012

    всего новых автомобилей,

    кол-во

    30 668

    19 457

    12 899

    16 275

    20 648

    Коммерческие автомобили,

    кол-во

    5 472

    3 250

    3 722

    2 839

    4 662

    доля рынка, %

    17,84

    16,70

    28,85

    17,44

    22,58

    динамика, %

    –12,59

    –40,61

    +14,52

    –23,72

    +64,21

    Источник: БАА

     

    Новая рокировка

    В последние четыре года лидерство в сегменте коммерческих автомобилей делят между собой Volkswagen, Peugeot, ГАЗ и УАЗ. По итогам 2012 года первую строчку в десятке самых продаваемых марок занял российский ГАЗ с объемом продаж в 1 760 единиц. Интересно, что смена позиций в первой четверке происходит каждый год, причем с точностью до наоборот. В 2009-м и 2011-м Volkswagen и Peugeot занимали соответственно 1-е и 3-е места, а ГАЗ и УАЗ – 2-е и 4-е. В 2010-м и 2012-м уже российские марки «оккупировали» 1-е и 3-е места соответственно. Продолжится ли эта тенденция дальше, и отвоют ли Volkswagen и Peugeot утерянные позиции по итогам 2013 года – прогнозировать пока рано, но тот факт, что именно эти четыре брэнда делают погоду на рынке – очевиден.

    В ближайшее время разрушить гегемонию «большой четверки» может только Ford. Недавно в Беларуси стартовал совместный проект импортера Ford в Беларуси «Атлант-М Вест» и ЗАО «Юнисон», которое, кстати, было создано в середине 90-х именно компанией Ford для производства нескольких самых популярных и доступных на то время моделей. В соответствии с новым подходом дилер Ford поставляет фургоны FordTransit с дизельным двигателем и высокой крышей на «Юнисон», а тот в свою очередь переоборудует их под 22-местные автобусы. Объем производства будет зависеть от поступающих заказов. А гарантийное и сервисное обслуживание останется за дилерским центром Ford. 

    Обладателей следующих шести позиций в рейтинге можно разделить на две группы. Первая – Ford, Citroёn и Renault, также четвертый год подряд попеременно занимающие места с 5-го по 7-е. Вторая объединяет Fiat, ИжАвто и Mercedes-Benz. В прошлые годы за место в десятке получалось зацепиться и у Iveco, но в 2012-м из-за большей доступности российских марок ИжАвто, выпускающий сейчас несколько моделей Lada, подвинул на белорусском рынке даже Mercedes-Benz.

    В десятке самых продаваемых моделей первую строчку с огромным отрывом от второго места заняла «Газель». В 2012 году было продано более 1,5 тыс. таких автомобилей в различных модификациях. Вторая строчка – за УАЗ Farmer. Следует отметить переместившиеся по сравнению с прошлым годом на 3-е и 4-е места модели Caddyи Crafterот Volkswagen. Они оказались выше традиционно популярного в нашей стране Peugeot Partner, которого, кстати, обошел и FordTransit. Из российских машин в ТОП-10 вошли еще две модели Волжского автозавода – ГАЗ «Соболь» и ГАЗ «Валдай».

    Так же 2012 год отмечен тем, что на рынке коммерческого транспорта в полный голос о себе заявил южнокорейский производитель Hyundai. По данным официального импортёра этой марки компании ИООО «ХёндэТрак», рост продаж их основной модели Hyundai HD78 по сравнению с 2011 годом вырос более чем в 5 раз. Если такая динамика сохранится и в 2013 году, то мы увидим нового участника верхней части таблицы ТОП 10.

    ТОП-10 марок новых коммерческих автомобилей на белорусском рынке в 2012 году

     

    марка

    кол-во, единиц

    доля рынка, %

    1

    ГАЗ

    1 760

    37,7

    2

    Volkswagen

    880

    18,9

    3

    УАЗ

    650

    13,9

    4

    Peugeot

    329

    7,1

    5

    Ford

    251

    5,4

    6

    Citroёn

    205

    4,4

    7

    Renault

    184

    3,9

    8

    Fiat

    131

    2,8

    9

    ИжАвто

    107

    2,3

    10

    Mercedes-Benz

    94

    2,0

    Источник: БАА

     

    ТОП-10 моделей новых коммерческих автомобилей на белорусском рынке в 2012 году

     

    марка и модель

    количество, единиц

    1

    ГАЗ «Газель»

    1 515

    2

    УАЗ Farmer

    650

    3

    VolkswagenCaddy

    289

    4

    VolkswagenCrafter

    269

    5

    Ford Transit

    228

    6

    PeugeotPartner

    194

    7

    ГАЗ «Соболь»

    138

    8

    VolkswagenTransporter

    124

    9

    PeugeotBoxer

    121

    10

    ГАЗ «Валдай»

    107

    Источник: БАА

     

    В качестве резюме

    Эксперты «Дела» считают, что 2013 год станет для автодилеров отправной точкой роста продаж во всех сегментах, включая коммерческую технику. Причем, ситуация будет зависеть от условий лизинга, которые дилеры сейчас активно пытаются адаптировать под себя. Предположения о том, что рыночная доля коммерческих автомобилей будет расти, подтверждают первые данные о продажах в 2013 году. По сведениям БАА, за январь-февраль зарегистрировано практически 800 новых автомобилей сегмента легких коммерческих автомобилей, что чуть ли не вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Конкуренция на рынке наверняка усилится, в результате чего в выигрыше окажутся бренды с более широким модельным рядом и большим количеством опций в базовой комплектации.

     

    Мнение эксперта

    Антон Бочик, руководитель отдела продаж коммерческих автомобилей СООО «Атлант-М Фарцойгхандель», импортера Volkswagen в Беларуси

    Во-первых, в этом году мы продолжаем активное сотрудничество с лизинговыми компаниями и готовы предложить юридическим лицам выгодные финансовые условия приобретения коммерческой техники Volkswagen.

    Во-вторых, нами уделяется большое внимание оптимальному для пользователей предложению коммерческой техники. Мы постоянно совершенствуем тот продукт, который предлагается компанией для рынка Беларуси, оптимизируя и развивая комплектации, а также стараемся предлагать клиентам автомобили по сниженной стоимости уже в изначальных прайс-листах, либо добавлять полезные опции в качестве «бонуса», т.е., фактически бесплатно.

    В-третьих, мы постоянно расширяем предложение переоборудованных автомобилей. В линейке специальных автомобилей, изготовленных на базе коммерческих автомобилей Volkswagen, присутствуют все востребованные клиентами модификации. Наиболее популярными среди них традиционно являются автобусы вместимостью до 20 мест, бронеавтомобили для инкассации, грузопассажирские версии, изотермические фургоны и автомобили скорой медицинской помощи. В Европе доля переоборудованных автомобилей в продажах коммерческих автомобилей занимает не менее 70%. Так что нам есть к чему стремиться.

    Немаловажным фактором при выборе автомобилей для бизнеса является и гарантия на предоставляемую технику – для всех коммерческих автомобилей Volkswagen она составляет 2 года без ограничения пробега, а на Volkswagen Crafter действует продленная гарантия – 3 года или 250 тыс. км.

    Начиная с этого года, мы выводим на рынок новый двигатель для группы автомобилей Т5 – двухлитровый турбобензиновый двигатель мощностью 150 л.с. Этот современный агрегат обладает отменными техническими характеристиками и при этом достаточно экономичен (средний расход топлива – 9,8 л/100 км). Учитывая возрастающий спрос на бензиновые версии автомобилей, большим плюсом является тот факт, что новый двигатель доступен для любой из множества версий и модификаций в классе Т5, начиная от грузового фургона Transporter и заканчивая люксовым «офисом на колесах» Multivan.

    Еще один инструмент, которым мы будем активно привлекать в этом году клиентов, это совместная программа Volkswagen и РЕСО-БелЛизинг, которая распространяется на автомобили Crafter и Transporter, а также на ряд автомобилей легковой группы – Volkswagen Jetta, Golf Variant и Passat. Лизинг предоставляется сроком на 1 год при авансовом платеже в 40% от стоимости автомобиля, а также на срок 2 года при авансовом платеже в 20%. При этом лизинговая ставка составляет 0% на весь срок использования в первом случае или на второй год во втором случае, без дополнительных комиссий! То есть, по сути, клиент получает новый автомобиль Volkswagen в рассрочку. Важным преимуществом приобретения автомобиля в лизинг является возможность отнесения лизинговых платежей на расходы, а также 99%-ная амортизация автомобиля за срок лизинга. Валюта договора – доллары США и российские рубли, а оплата производится в белорусских рублях по курсу НБ РБ без дополнительных комиссий.

    По истечении двух месяцев 2013 года, конечно, рано говорить о каких-либо тенденциях. Однако уже сейчас можно сказать, что в сегменте коммерческих автомобилей преобладают крупные оптовые закупки. В частности, основным спросом пользуются автомобили класса CDV (например, Volkswagen Caddy), а также грузовые фургоны общей допустимой массой от 3,5 до 5 т. Как правило, в начале года многие фирмы малоактивны. К тому же, на рынке сейчас присутствует фактор неопределенности, что сдерживает спрос в этом сегменте.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by