Белорусский Бизнес, bel.biz

    Комментарии 19 Апр 2012 12:12

    Производство в аренде не размножается

    Посещая в Осиповичах иностранное частное производственное унитарное предприятие «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца», президент призвал частный бизнес к большей инициативе по развитию новых производств и посетовал: «Большой недостаток, что у нас не появляются новые бизнесмены, которые строили бы подобные производства».

    Сегодня частный капитал на 60% сконцентрирован в торговле и общепите, в промышленности – менее 20%. Но и эти цифры преувеличены, так как все ОАО, даже те, где госдоля составляет 100%, считаются частными. Почему не появляются частники-производственники?

    Три истории

    Виктор Маргелов, бизнесмен, известный своей активной общественной деятельностью – он является председателем Республиканской конфедерации предпринимательства – спустя 20 лет участия в развитии придорожного сервиса получил предписание на снос двух своих кафе: одно находится на трассе Минск-Могилев, второе на трассе Минск-Гомель. Начало история берет с середины 90-х, когда вдоль дорог было много брошенных объектов: посты гаи, автостанции, магазины. Они не использовались и пришли в упадок. Предприниматели были рады и этому. Имущество им передали только на правах аренды с оговоркой «временный объект». Теперь Департамент «Белавтодор» решил, что объекты придорожного сервиса, которые числятся как временные, пора сносить. И разослал соответствующие списки облисполкомам. Конечно, предпринимателям изрядно пришлось вложиться в объекты: провести коммуникации, телефонировать, сделать капитальный ремонт для соответствия всем саннормам. Но компенсаций не будет, хотя местная власть должна предложить бизнесменам новые пустые участки. Для новых вложений.

    В беседе с журналистом BEL.BIZ Виктор Маргелов рассказал, что отказался от такого предложения: «Построить с нуля самый маленький объект будет стоить свыше Br10 млрд. Окупить придорожное кафе можно только, если оно на трассе Брест – Москва. Мы попросили – продайте нам наши объекты, чтобы использовать для других целей, производства, например. Нам отказали, ссылаясь на то, что «вдруг когда-нибудь дорога будет расширяться, и тогда за снос мы будем вынуждены выплатить вам компенсацию». Но ведь эти трассы уже имеют по три полосы в каждую сторону!». Сегодня придорожный сервис один из самых убыточных бизнесов. Грузовые и пассажирские потоки сильно упали. Дальнобойщики – это клиенты только на трассе М-1. На всех остальных дорогах – местные водители, которые не могут дать такую выручку, чтобы покрывать затраты. Государство призывает развивать придорожный сервис, но помогать не намерено. В Директиве №4 соответствующий пункт есть. Однако на практике льготы оставили только объектам 3 категории – это автозаправки. Не самым нуждающимся, государство готово за свой счет строить площадки, проводить коммуникации и еще льготировать строительство. Придорожные кафе, относящиеся ко 2 категории, не имеют никаких послаблений. Предприниматели просят дать хотя бы налоговые преференции, как в малых городах, а лучше как в сельской местности. Но у них по-прежнему налогооблагаемая база, как у кафе в крупных городах. Теперь же большинство из них по всей стране сравняют с землей. А новые вряд ли появятся. Как говорит Виктор Маргелов, для этого «надо быть очень смелым человеком».

    Ситуацию с предприятием «Лана» разбирали на уровне премьер-министра. Производитель майонезов, маргаринов, соусов и других продуктов хорошо известен не только в Беларуси, но и за рубежом. Классическое импртозамещающее предприятие. Сотни работников. 10 лет назад начинающей перспективной компании предоставили в аренду заброшенное помещение на территории Института стройматериалов. Его не только реконструировали, но и привели в соответствие со всеми нормами технологического процесса производства продуктов питания. За свои средства возвели котельную, теплом которой пользовался и арендодатель. Со временем появилась необходимость в дополнительных площадях. Построили небольшое здание, за которое тоже платили аренду. В начале года получили от арендодателя уведомление о том, что договор аренды разрывается, у предприятия срок до апреля выехать с территории НИИ, свое, мол, будем производство налаживать. Директор ООО «Продукты питания», которому принадлежит бренд «Лана», Серей Ланевский в шоке: «Куда ж я перееду? Это ведь дело не одного года и огромных затрат. Кто мне возместит все это? Да и как остановить производство? Разорвать контракты? Это же банкротство. НИИ везде говорит о своем производстве, но ничего не работает у них. Кроме того, аренда земли под котельную у меня до 2017 года». Пока продолжаются тяжелые бесконечные переговоры. Финал этой истории еще впереди.

    Предприятие «БелТАРОПАК» в решении своих проблем с арендодателем дошло до суда. В 2000 году на территории промузла Колядичи для производства упаковки частная компания взяла в аренду у РУП «Издательство «Белбланкавыд», подчиняющегося Департаменту государственных знаков Минфина, два складских помещения площадью 500 кв.м. По словам директора Сергея Коновалюка, здания были в ужасном состоянии, их передали арендатору без отопления, воды и канализации. За свой счет сделали капитальный ремонт. Подвели коммуникации, которыми впоследствии пользовались все остальные. При этом платили и коммунальные платежи, и аренду – 1.250 евро в месяц – из нее не вычли затраты арендатора. Но договор каждый раз составлялся только на год. Понимая, что развиваться не дадут, предприятие решило искать помещения для приобретения в собственность. «На поиски мы потратили несколько лет и – ничего, – рассказал BEL.BIZ бизнесмен. – Делали официальные запросы в районы, в Мингорисполком. Нам предлагали какие-то полуподвальные помещения, бомбоубежища. Или 150 км от Минска. Но полиграфия требует квалифицированных специалистов. А найти печатников в той деревне невозможно». В итоге предприятие купило у ТД «Ждановичи» разваленную конюшню в бывшем колхозе за $100 тысяч. Еще $500 тысяч, по словам Сергея Коновалюка, необходимо, чтобы подготовить здание для производства. В январе 2012 года арендодатель сообщает, что договор расторгает и дает месяц на освобождение помещений. «БелТАРОПАК» просит дать время, чтобы построить купленный объект. «Остановиться – значит, стать банкротом и лишить упаковки Минскхлебпром, несколько кондитерских фабрик, мясокомбинатов. Белбланкавыду нужно хранить бумаги? Я даже готов за свой счет арендовать им где-нибудь помещения. Ведь бумагу перевезти проще, а у меня одна печатная машина весит 60 тонн и стоит на бетонной подушке», приводит свои аргументы Сергей Коновалюк. Переговоры ни к чему не привели. Юридически, договор аренды пролонгировался автоматически, так как уведомить о расторжении необходимо было за три месяца до истечения срока (31.12.2011г). Арендодатель сделал это только в январе. Тогда он решил расторгнуть договор через суд. «БелТАРОПАК» подал ответный иск с требованием компенсировать затраты на реконструкцию и подвод коммуникаций, за пользование теплом и водой.

    Идей – масса, но бизнесу их негде воплощать. И вот в чем парадокс: свободных производственных площадей нет, а неиспользуемых объектов – тысячи. «Мы предлагаем, что есть», – разводят руками в Госкомимуществе. А подходит или нет, это уже не их задача. Вот последний пример: под землей около станции метро Фрунзенская обнаружен подземный центр, площадью 4.200 кв.м. Недострою – более 16 лет. Выставили на аукцион за Br10 млрд ($1млн 250 тыс.) Это цена за 60% готовности помещения, не используемого столько лет. Сколько еще надо вложить?

    В Минске незадействованных площадей немало. Но все они на территориях ОАО, которые ни за что не расстанутся даже с частью своей собственности. Земля в столице – на вес золота. Да и зачем, если можно 80% прибыли иметь только с арендаторов, и лишь 20% с работы предприятия. И никто не задается вопросом, насколько эффективно используется госимущество. Во всем мире государственной собственностью распоряжается структура типа нашего Госкомимущества. У нас же этот Комитет не имеет никаких полномочий. Создали Инкубаторы малого предпринимательства. Но это не решает проблему: необходимы немалые вложения, чтобы привести в порядок здания, которые там предлагаются, а договор аренды заключается не более чем на год. Инкубатор на территории ОАО «Завод «Электроника» оказывается и вовсе не согласован с Министерством промышленности. Зато бюджетные деньги освоены.

    Подготовлен проект Концепции промышленного развития Беларуси до 2020 года. Знакомые с его содержанием эксперты отмечают, что для производственных предприятий малого бизнеса будущего в Концепции не предусмотрено. Задача – объединить всех в холдинги. То есть создать монополии во всех секторах. Но для торгово-развлекательных и бизнес-центров и земля, и площади есть. И через 2-3 года в Минске будет 60-70 таких центров.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by