DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Апр 2012 0:00

    Презумпция виновности?!.

    Михаил Денисюк,

    начальник отдела по надзору за исполнением

    налогового и таможенного законодательства

    Генеральной прокуратуры Республики Беларусь,

    советник юстиции

     

    Новая редакция Налогового кодекса ужесточает контроль налоговых органов за ценообразованием.

    С 1 января 2012 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) внесены довольно значительные и принципиальные изменения и дополнения (см. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 330-З). Их принятие обусловлено необходимостью совершенствования налогового законодательства с учетом экономической ситуации. Большинство нововведений являются положительными для налогоплательщиков, как, например, снижение ставки налога на прибыль с 24 до 18%, снижение на один процент трех ставок налога при упрощенной системе налогообложения и др. Однако отдельные положения новой редакции НК вызывают вопросы. Одной из таких небесспорных новаций является дополнение Кодекса статьей 30-1 «Принципы определения цены на товары для целей налогообложения».

    Во-первых, этой статьей налоговым органам при проведении выездных проверок предоставлено право проверять соответствие налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в декларации (расчете) на основании примененных им цен, налоговой базе, определенной инспекцией с учетом рыночных цен. Т.е. налоговые органы получили право сравнивать заявленные плательщиками цены с рыночными, чтобы не допустить уменьшения ими налогооблагаемой базы.

    Во?вторых, как следствие, инспекции МНС получили право производить перерасчет налога на прибыль исходя из рыночных цен на соответствующие товары. Другими словами, с 1 января налоговый орган может самостоятельно определять цену на товары (с учетом рыночных цен), корректировать налоговую базу по налогу на прибыль и производить его перерасчет и доначисление в размерах, якобы недополученных из-за ценовых манипуляций плательщика.

    При каких условиях возможна реализация этого права? Чем чревата реализация этого нововведения на практике? Попробуем разобраться.

    Без суда

    и следствия

    Применение новых полномочий налоговых органов в соответствии с п. 1 ст. 30-1 НК возможно в нескольких случаях:

    Во-первых, при реализации недвижимого имущества, когда цена сделки на дату реализации более чем на 20% отклоняется в сторону понижения от рыночной цены на аналогичные объекты недвижимости.

    Во-вторых, при осуществлении внешнеторговой деятельности, если цена сделки (или нескольких сделок с одним лицом) в течение одного календарного года превышает Br20 млрд. на дату приобретения или реализации товара и при этом отклоняется более чем на 20% от рыночной цены.

    Наконец, третье условие – осуществление внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом*. Если цена сделки (или нескольких сделок с одним лицом) в течение календарного года превышает Br20 млрд. на дату приобретения или реализации, и цена такой сделки отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены товара. Причем, смысл законодательного выделения условия, распространяющегося на сделки с взаимозависимым лицом (лицами),– неясен, т.к. оно полностью охватывается вторым пунктом.

    Под внешнеторговой деятельностью во всех указанных случаях понимается продажа либо приобретение товаров (в том числе на основе договоров комиссии, поручения, иных аналогичных гражданско-правовых договоров), когда одной из сторон сделки выступает иностранное юридическое или физическое лицо. А непосредственно порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль исходя из рыночных цен, подлежащие использованию методы, а также учитываемая при сопоставлении цен по сделкам информация и ее источники закреплены в п.п. 2-4 ст. 30-1 НК.         При этом новация применяется только в том случае, если налог на прибыль может увеличиться.

    В средствах массовой информации эти изменения налогового законодательства уже окрестили введением контроля за трансфертным ценообразованием. Это не совсем верно, т.к. под трансфертным ценообразованием принято понимать реализацию товаров или услуг хотя и по отличным от рыночных цен, но только между взаимозависимыми лицами. Внесенные же в НК нововведения распространяются на более широкий круг лиц и контрагентов. Другими словами, трансфертное ценообразование – лишь частный случай нового объекта контроля со стороны налоговых органов.

    Теоретически обоснование введения контроля налоговых органов за ценообразованием сводится к необходимости воспрепятствовать уклонению от уплаты налогов путем манипулирования ценами на товары. При этом указывается, что предложенный механизм основан на детальном анализе законодательства Российской Федерации и иных стран и соответствует мировой практике. А также, что его применение ограничено отклонением цены на товар от рыночной более чем на 20%. И только при осуществлении внешнеторговой и особо значимой сделки (свыше Br20 млрд. в течение года).

    Однако на деле все не так просто. Мировой опыт в условиях хозяйствования в Республике Беларусь, где административное влияние на бизнес-среду несравненно сильнее, чем в той же Российской Федерации, на наш взгляд, подлежит существенной адаптации. Порог цены сделки (Br20 млрд.), хотя и значителен (около $2,5 млн.), но отнюдь не недосягаем, что позволяет применять корректировку цен по сделкам не только крупного, но и среднего бизнеса. А значит, вполне ожидаемо возникновение в ближайшее время споров, связанных, например, с определением рыночной цены на объекты недвижимости. Ведь влияние на нее только лишь показателей метражности и месторасположения не имеет доминирующего значения.

    Как заявил на заседании Республиканского клуба директоров, организованном Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Республики Беларусь Дмитрий Кийко, ограничения в применении принципа корректировки цен будут носить временный характер. Т.е. в довольно усеченном виде («только по налогу на прибыль и только для внешнеэкономических сделок») ценовой контроль будет применяться лишь вначале.

    Представляется, что благая цель борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов едва ли может быть достигнута только введением контроля за ценообразованием. Так как, если субъект хозяйствования настроен уклониться от их уплаты, то сама собой напрашивается несложная схема «разбрасывания» товарных сделок по нескольким искусственно введенным промежуточным фирмам-«прокладкам», оборот с каждой из которых не будет превышать Br20 млрд. за календарный год.

    Однако главная проблема в реализации налогового новшества видится даже не в этом. И ранее налоговые органы в случае установления фактов «ценового манипулирования» теоретически обладали механизмом доначисления налогов. А именно: путем подачи исковых заявлений о признании сделки недействительной (притворной) и т.п. Правда, до сих пор налоговый орган должен был в судебном порядке доказать вину плательщика, и только положительное решение суда влекло перерасчет налогов. Но до вынесения судебного решения действовал принцип презумпции невиновности плательщика.

    Теперь же у нас фактически презюмируется виновность налогоплательщика, на которого возложено бремя доказывания своей правоты. То есть налоговому органу достаточно принять административное решение, влекущее образование налоговой недоимки, а плательщику необходимо его опровергать! При этом очевидно, что доказывать ошибочность решения налогового органа всегда сложнее, чем отстаивать его действительность (это же относится и к признанию сделки недействительной). На наш взгляд, это явно ухудшает правовое положение субъектов хозяйствования, что в условиях действия Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» является недопустимым.

     

    Директива №4…

    «отдыхает»?

    Заметим, что сходный метод корректировки объекта налогообложения на протяжении многих лет применяется в отечественном законодательстве о таможенном тарифе. Но, как показывает практика его применения, таможенными органами нередко используются не соответствующие рыночным контрольные уровни цен. Их действия по корректировке таможенной стоимости существенно затрудняют осуществление внешнеэкономической деятельности добросовестным субъектам, а в ряде случаев – вообще  являются неправомерными. Это также свидетельствует о несвоевременности введения подобных «новаций» в сферу деятельности налоговых органов.

    Ввести их, к слову, в Беларуси планировалось еще в 2011 году. Однако в 2010-м после замечаний со стороны Генеральной прокуратуры Республики Беларусь соответствующие нормы из законопроекта были исключены. В 2011 году в ходе рассмотрения очередного проекта Закона о внесении изменений и дополнений в НК Генеральной прокуратурой снова были сделаны принципиальные замечания по этому вопросу. Однако контроль налоговых органов за ценообразованием все же был введен.

    Правда, в слегка ограниченном варианте. Изначально предлагалось проверять правильность применения цен также в трех случаях:

    1) по сделкам с недвижимым имуществом, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20% от рыночной;

    2) по внешнеторговой деятельности, если сумма сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение календарного года Br12 млрд.;

    3) по внешнеторговой деятельности, стороной которой является взаимозависимое лицо, если цена сделки отклоняется более чем на 20% от рыночной.

    Не все гладко было и с введением нового Закона в действие. Хотя Закон вступил в силу с 1 января 2012г., он был принят только 30 декабря 2011-го, а опубликован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь – лишь 18 января 2012. Это обстоятельство само по себе также является грубым нарушением подпункта 9.2 п. 2 Директивы № 4.

    В новой редакции НК есть еще один «острый» момент, который может гораздо более негативно повлиять на условия ведения бизнеса в стране. А именно: Законом № 330?З прямо не оговорено применение новой методики определения налогооблагаемой базы в отношении сделок, заключенных и совершенных (совершаемых) только после вступления Закона в силу, т.е. после 01.01.2012. В связи с этим налоговые органы могут применить ее и в отношении сделок, совершенных до 1 января 2012-го.

    В заключение обратим внимание на меры ответственности субъектов хозяйствования в случае признания налоговым органом факта занижения цены сделки. Корректировка цен на товары и налоговой базы по налогу на прибыль, а также перерасчет налога на прибыль влекут возникновение соответствующей недоимки, уплата которой заведомо просрочена (т.к. корректировка произведена по уже совершенным сделкам!). При отсутствии четко оговоренных в НК препятствий это автоматически означает наличие такого административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, как неуплата (неполная уплата) сумм налогов, сборов (пошлин), а также влечет начисление пеней.

    К счастью для плательщиков, доначисление сумм налога на прибыль не может автоматически расцениваться как уклонение от уплаты налогов (ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь), поскольку для этого необходимо доказать наличие умысла на такое уклонение. Фактически ситуация может быть приравнена к определению размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств на счетах в банке или информации о плательщике, полученной от других государственных органов, юридических и физических лиц. Либо – расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности (п. 2 ст. 81 НК и Положение № 426, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2010 г.).

    Начисленные такими методами суммы налогов, сборов не могут инкриминироваться в качестве предмета преступления.

     

    *Взаимозависимые лица – в соответствии со ст. 20 НК, субъекты правоотношений, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц (родственные или свойственные связи у физлиц, отношения между учредителями (участниками) одной организации и т.п.).

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by