DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Июн 2012 0:00

    Прачечная для автомобиля

     Основные слагаемые успеха любой автомойки – выгодное месторасположение и грамотно организованный бизнес-процесс.

    Кристина Рыбик, «Дело»

    Машин на улицах белорусских городов становится все больше. Поэтому бизнес, связанный с их обслуживанием, является довольно перспективным с точки зрения вложения капитала. В этом несложно убедиться на примере столичных автомоек, очереди у которых уже стали обычным явлением, несмотря на то, что конкуренция на этом рынке довольно большая. Собственными мойками обзавелись многие заправки, постепенно увеличивается количество специализированных предприятий, основным видом деятельности которых является чистка и мойка автомобилей. По словам специалистов, «раскрученных» моек в столице – около десятка, всего же, с учетом «гаражного сервиса», их не менее тысячи. Тем не менее, рынок еще не насыщен, и возможность выйти на него есть.

    Место + экология

    Главным конкурентным преимуществом любой автомойки является удачное месторасположение. В зависимости от того, какой суммой располагает инвестор, ее можно построить либо арендовать. В первом случае землю можно получить в аренду на условиях аукциона. Это не самый легкий и бюджетный путь. Например, не так давно в Минске хорошее место для строительства автомойки было продано за $1 млн.!

    Хороший вариант получения земли – инвестпроект. В этом случае в горисполком подается бизнес-план, в котором может быть указано, что мойка заработает, скажем, через два года. Но это значит, что к моменту истечения срока к вам придет проверка, которая будет оценивать степень реализации вашего проекта. Если  инвестор не уложился в срок, местные власти могут расторгнуть соглашение. При этом если за пределами кольцевой власти охотно поддерживают подобные проекты, то найти потенциально доходное и свободное место в Минске очень непросто. Можно, конечно, взять здание в аренду, но  в этом случае его наверняка придется ремонтировать.

    Следующий шаг после выбора места – строительство. Здесь вам придется столкнуться сразу с тремя «высокими инстанциями» – исполкомом, санстанцией и МЧС, которые утверждают проект строительства и контролируют все работы. Например, МЧС отвечает за соблюдение обязательных пожарных норм, которые включают применение специальных негорючих половых покрытий до отделки стен и потолков. Кроме того, сотрудники МЧС в обязательном порядке обрабатывают помещение специальными противопожарными составами. Это обходится не дешево – еще недавно 1 кв.м.такой обработки стоил Br100 тыс. 

    Специфические и затратные для инвестора требования предъявляет и санстанция. Например, стены помещения должны быть покрыты плиткой или краской. Причем, только акриловой, т.к. она считается менее токсичной. Кроме того, в помещении мойки должна поддерживаться чистота, обязательно наличие запасного выхода, а также комнаты для персонала. Когда ваше помещение будет готово, представители всех вышеупомянутых инстанций обязательно заглянут к вам, чтобы проверить – все ли их требования выполнены.

    Кстати, еще один «больной» вопрос – экология. Если раньше владельцы моек использовали собственные системы канализации (их стоимость зависела от метража труб), то сегодня более популярны очистные сооружения. Ведь если на мойке будет обеспечен круговорот воды через очистные сооружения и накопительные баки, то это позволит окупить затраты намного быстрее. Такая система обойдется примерно в $40 тыс. Это довольно серьезное вложение, которое, тем не менее, в дальнейшем позволит экономить  на потреблении воды. В очистных сооружениях устанавливаются фильтры, которые собирают грязь в специальные мешки. Утилизировать их несложно – достаточно договориться с ЖКХ или частными компаниями, которые убирают мусор.

    На любой вкус

    Следующий шаг, который, впрочем, нужно сделать параллельно со строительством, это выбор оборудования. Как правило, все автомойки делятся на три  вида. Первый – мойки, организованные по принципу самообслуживания. В этом случае вам понадобятся всего два нехитрых устройства – специальная щётка и распылитель воды с компрессором. Автомоечные комплексы самообслуживания очень популярны в Европе. В Беларуси первый такой комплекс, который называется «Чистый слоник», открылся лишь в ноябре прошлого года. Всего за 10 минут здесь можно качественно помыть машину двумя способами – бесконтактным (нанесение шампуня осуществляется автоматически) или контактным (мойка активной пеной с помощью специальной автомобильной щетки).

    «К самообслуживанию клиенты относятся по-разному, – говорит директор этой автомойки Анатолий Солома. – Есть  те, кто категорически не хочет мыть машину сам. Но находятся и те, кого привлекают отсутствие очередей и невысокая цена. Интересно, что к нам приезжает немало бизнесменов на дорогих машинах».

    Второйтип мойки – портальный. Здесь применяется автоматическое оборудование. Обслуживает его работу и собирает деньги с клиентов оператор. Иногда перед этим машину предварительно обмывают или обрабатывают специальной жидкостью, растворяющей грязь.

    Третийвид – тоннельный. В этом случае автомобиль заезжает на специальную линию, по которой двигается через моечную аппаратуру. Транспортная лента стоит около $200 тыс. – довольно дорого, поэтому в Беларуси таких автомоек совсем немного. 

    Разнится цена на моечное оборудование не только из-за его назначения, но и в зависимости от страны-производителя. В Беларуси больше доверяют Karcherи мало знают об испанском, итальянском или российском оборудовании. Между тем, испанская и итальянская техника по качеству не уступает немецкой, а цена ее вдвое ниже. Встречается на белорусском рынке и китайское оборудование, которое хотя и уступает немецкому в надежности, зато стоит в 3-4 раза дешевле. 

    В зависимости от масштаба проекта, вам потребуется разное число работников. Как правило, на такую работу берут студентов. Им платят 20% от выручки, но работать они должны под контролем опытного штатного мастера.

    Цена вопроса

    Первоначальные затраты в этом бизнесе оценить сложно, поскольку они зависят от типа автомойки, ее масштабов и укомплектованности. Тем не менее, считаются нормой минимальные затраты в расчете на одно машиноместо в размере примерно $20 тыс.

    Как говорят эксперты «Дела», хотя этот бизнес является устойчиво прибыльным, окупается он не сразу. Чтобы деньги «капали», вам нужно обеспечить ритмичную работу. Т.е., чтобы ваши сотрудники выдерживали график обслуживания и не создавали очередей, которые отпугивают клиентов. Нормой считается мойка 4-х машин за два часа (примерно 30 мин. на каждую). Кроме того, расчеты – расчетами, а реальная жизнь вносит свои коррективы. Специалисты советуют при составлении бизнес-плана уменьшить прогнозируемую прибыль (см. калькуляцию) вдвое – на время «раскрутки», непредвиденные затраты и т.п. В результате получается, что одна бригада мойщиков гарантированно принесет вам прибыль в размере чуть более $1 тыс. в месяц, что совсем немного. Поэтому в открытии однопостовой мойки и нет экономического смысла. Бизнес начинается, как минимум, с 5-ти постов и развития дополнительных услуг – химчистки, полировки и др., которые приносят неплохой доход.

     

    Примерная калькуляция для однопостовой автомойки при условии полной загрузки и 24-часового рабочего дня ($)

    Доход

    3.600

    Расходы (зарплата работникам, коммунальные услуги, прочие расходы)

    1.456

    Прибыль

    2.144

     

    Мнение эксперта

    Денис Щось, директор ООО «Бизнес для вас»

    Если у вас есть на примете хорошее место, а в кармане – деньги, то автомойку лучше строить самому. Нанимаете людей, обращаетесь в проектную организацию, и вскоре вы –   счастливый владелец. Если у вас небольшой бюджет и нет опыта, то лучше вообще не браться за это дело. В этом бизнесе нужно сначала «повариться», чтобы понять: стоит выбрать не то место – и мойка разоряется!

    Конечно, можно купить уже проверенный временем готовый бизнес. Но здесь, как с покупкой машины: даже если нравится внешне – нужно смотреть под капот. Если с документами – порядок, клиентская база наработана и не надо переплачивать за рекламу, то такой объект можно смело покупать. Даже если бизнес переживает не лучшие времена,  но вы знаете, как его «поднять», то рискнуть  стоит. Например, сейчас на одной из оживленных улиц столицы Минска продается крупная автомойка на 8 постов. За нее просят $120 тыс. Такой бизнес стоит приобретать, поскольку несложно просчитать прибыль, которую он может приносить. 

    Еще более перспективный вариант – строительство автономной мойки. Что это такое? Это  сборно-разборный блок полной заводской готовности, где предусмотрено все необходимое для автономной работы. А именно: система очистки воды для оборотного водоснабжения по замкнутому циклу, системы автономного электроснабжения и отопления и др. Такое помещение может устанавливаться и эксплуатироваться в любых населенных пунктах в виде самостоятельного поста, а также в качестве элемента придорожного сервиса, например, рядом с АЗС или стоянкой.  Большой плюс в том, что такое здание – не является объектом материального строительства. А значит, оно не обязано соответствовать всем строительным нормам и правилам, а также не подлежит обязательной сертификации.  Такой бизнес начинает окупать себя сразу после монтажа. 

     

    10 советов от Дмитрия Лившица

    Дмитрий Лившиц, директор ЗАО «ДЛМ» – косметического автосалона, который уже 17 лет работает на белорусском рынке. Хотя мойка «ДЛМ» рассчитана на 16 машиномест, сюда порой сложно попасть. Клиенты компании признают лишь ручную обработку, которая здесь очень высокого качества. Не случайно здесь постоянно обслуживаются водители американского и других посольств! Специально для читателей «Дела», которые раздумывают о возможности открытия собственной автомойки, Дмитрий Лившиц согласился поделиться опытом и дать несколько полезных советов.

    1.      Чтобы окупить хорошую мойку, нужно работать честно и… долго. На это вам понадобится 9-10 лет. Наше здание на ул. Тростенецкой (сейчас банк оценивает его в Br17 млрд.), которое может обслуживать одновременно до 16 машин, было построено 7 лет назад и до сих пор не окупилось. По нашим расчетам, для этого понадобится еще около двух лет.

    2.      Заботьтесь о качестве – это лучшая реклама! Мы вообще никогда не размещаем рекламу, так как на нас уже работает сарафанное радио.

    3.      Нужно изначально представлять запросы своего клиента. Например, мы никогда не приобретем автоматические щетки, и используем самые дорогостоящие салфетки. Сегодня в цене ручная мойка, поэтому нам безразлично, что, скажем, на соседней заправке открылась очередная автоматическая мойка.  

    4.      Санстанция и экология – с этими вещами я бы особенно не советовал шутить! В вопросах экологии нужно четко понимать свою ответственность. Хотя изначально по проекту у нас были предусмотрены очистные сооружения, мы построили еще и дополнительные, потому что вся автохимия очень агрессивна.  

    5.      Технологически мойка машин – не самый сложный бизнес. Но он связан с работой с людьми, что всегда непросто. Речь не только о персонале (у нас  работают около 60 человек), но и о требовательных клиентах. 

    6.      Нужно понимать, что далеко не самые лучшие представители рабочего класса становятся мойщиками машин. Вы обязательно столкнетесь с тем, что кто-то не вышел на работу. Может выясниться, что кого-то задержала милиция за драку, а кто-то будет «не совсем трезв». И с кражами вам также придется столкнуться. Поэтому нам приходится очень внимательно относиться к персоналу и постоянно его контролировать. 

    7.      Качество оборудования очень важный момент. Ну, не может нечто стоимостью $2 тыс. работать по 16 часов в сутки! И, кстати, пылесосы всегда нужно иметь в запасе. Причем, автоматическое оборудование часто ломается, поэтому мы держим двух наладчиков. И работы у них хватает.

    8.      Чисто экономически есть смысл начинать такой бизнес только в том случае, если мойка рассчитана минимум на 5 машиномест. Не забудьте о дополнительных  услугах: химчистка, полировка, уход за кожей, стеклом, резиной и т.д. – принесут дополнительную прибыль. У нас, например, все химчистки и полировки делаются только в ночную смену, чтобы не занимать место, которое днем понадобится для мойки. Поскольку на химчистку нужно около 10 часов, а полировка занимает 2-4 часа.

    9.      Мойка машин – это сезонный бизнес. Самые доходные времена – март, декабрь, февраль, когда на улице грязь или дождь. Летом доходы падают, во многом из-за низкой культуры белорусов, многие из которых до сих пор моют машины на даче или на знакомом озере. У нас другие клиенты – те, кто не хочет портить маникюр и те, кому внешний вид машины важен при любой погоде.

    10.  Чтобы что-то получить, нужно хорошо потратиться. Стартовые и эксплуатационные расходы у этого бизнеса – не маленькие. Мы используем много воды и света, постоянно дорожает электричество. Только в прошлом месяце мы заплатили за электроэнергию Br36 млн.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by