Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

«Положительный итог 2016 года ? создание полноценной денежной единицы»

6126
5 минут
«Положительный итог 2016 года ? создание полноценной денежной единицы»

Леонид ЗАИКО, научный обозреватель «Дела»

 

 

 

Оценивая ситуацию года, приходится констатировать, что все наши тщетные попытки развиваться по неким собственным законам разбились о стену реальности.

Во-первых, мы изо всех сил пытались избежать критического падения производства, как это было в 90-е годы прошлого века. Сохраняли «лучшее», ждали, что спрос на белорусские товары вернется как в чудесные советские годы. Но не вышло – только упустили время.

Во-вторых, теоретический смысл «малой открытой экономики» так и не был понят нашимиполисимейкерами, которые регулировали «собственные» цены, отличные от внешних. Более того, внешние факторы вообще отвергались. Зато была уверенность во «всеядности» российского рынка и успехах наших производственных гигантов на беспредельных российских просторах. В результате мы имеем торможение экономической динамики методами отсталой экономической политики.

Единственный положительный итог 2016 года − создание полноценной денежной единицы. Кстати, деноминация стала важным толчком к осознанию необходимости последовательной политики.

Однако вернемся к главным результатам. Мы уже отмечали (от ред.: №9-10 «Дела» за 2016 г.), что по итогам года ВВП скорее всего составит около $46 млрд. Как неоднократно упоминалось, неверная стратегия, исходящая из мифов 90-х годов прошлого века, привела к системному кризису, в результате которого наша страна теряет ежегодно около$30млрд ВВП.  И это при $40 млрд внешних долгов!

Обратим вниманиена то, что правительство попало на «минное поле». Оно интенсивно обсуждает, как выпадет карта на текущий год. Будет ли 0,5%, а может 2% или 3% прироста? Но экономика, увы, демонстрирует только падение. Правда, по статистике, всего 2.8%. А как же $30 млрд потерь совокупного конечного производства товаров и услуг?

Используя внутренние цены, делать выводы по малой открытой экономике удобно для неверной самооценки. Так можно делать все, что угодно. Под сладкий лепет мандолины, как говорили классики реальной комбинаторики. Но такие расчеты и экономическое поведение пагубны, посколькурождает новые иллюзии.

На что сейчас делает ставку белорусская экономика? На экспорт?  Но он упал на 12,5%, и, к сожалению, продолжает падать. Причины этого − фатальное снижение конкурентоспособности национального производства. А мы ведь десятилетия к этому шли. И наконец, достигли искомого результата: по товарам и услугам у нас импорт ниже экспорта, что стало замечательной приметой 2016 года. За 9 месяцев положительный чистый экспорт составил $390,5 млн, конечно, во многом благодаря услугам.

Но если мы посмотрим на статистику товарного экспорта и импорта, тоокажется, что первый снизился на 15,7%,  а второй – всего на 12 пунктов. В результате к октябрю мы получили негативное сальдо по потокам товаров в $2396 млн. А все из-за неуемной страсти к российской нефти. Перепродажи ее как в традиционном виде, так и в виде бензина, солярки. Мы все думаем, что «наживаемся», верим в то, что «нефтяная экономика» − это наше спасение. Однако это заблуждение, от которого мы не можем избавиться уже долгие годы.

Конечно, многим сейчас не хочется признавать свое причастие к очевидным провалам. На русских понадеялись, а они стали покупать меньше наших товаров… А то, что в рамках интеграции будет расти конкуренция, и свыше 15% нашей продукции не найдет своих потребителей, об этом не знали?Не верили прогнозам ученых? И получили по заслугам. Русские нас не подвели. Подвели самомнение и глупость. В соседней державе объемы выше, издержки ниже, соответственно и товары дешевле. Мы китайские автомобили продаем по $12 тыс., а россиянесвои Lada− по $6 тыс. Кто в итоге окажется в выигрыше?

Дело в том, что наша экономика до сих пор делает ставку на модель всеобщей занятости (мечта социал-демократов XIXвека), что в итоге приводит к работе«на склад» и к ожиданию счастливого решения собственных проблем. Год еще не закончился, а к октябрю излишне произведенной продукции стало на 3,6 млрд рублей, что составляет 68% месячного выпуска. Получается, что товары есть, а денег нет.

Парадокс состоит в том, что при $30 млрд падения ВВП удельный вес инновационной продукции составляет 14,8% от всей отгруженной; при этом год назад было только 12,9%. Прогресс, как говорится, налицо.

Что же мы имеем? ВВП «грохнулся», зарплата упала в 2 раза, пенсии стали интересными как эксперимент по ожиданию стимулирования продолжительности жизни. Но инновации бегут впереди паровоза. Хотя наш паровоз уже не бежит, а летит.

В промышленности пока наблюдается снижение на 1,5%. Обрабатывающие отрасли топчутся на месте. Немного увеличилось по сравнению с прошлым годом (+1,3%) производство продуктов питания, напитков и табачных изделий. Прогресс – стали производить финскую водку, шотландский виски. На 3,7% приросли текстиль, изделия из меха и кожи. А полиграфическая деятельность дала даже 10% прироста выпуска по сравнению с прошлым 2015 годом. Сюда же включили изделия из дерева и бумаги, а также тиражирование записанных носителей информации. На 6% возросло производство фармации, но у них всегда были и есть «хорошие» цены. На 8% поднялось производство электрооборудования.

Однако на внутреннем рынке продажи пока не растут. Есть отрицательная (-10%) динамика оптовой торговли, хотя и «гоняют» партии товаров в Россию и назад, благо интеграционное пространство этому способствует.

Снизиласьдинамика розничных продаж (-3.5%). Это хорошо, так как не происходилоповышение доходов домашних хозяйств. Да и валюты эти хозяйства сталибольше продавать, чем покупать. Еще бы – реальные доходы упали на 7,2%!

Беспристрастная статистика показала снижение реальной заработной платы на 4%, однако это пока не дает основания прогнозировать резкое падение уровня жизни и рост социальной напряженности. Да, сейчас нет работы в малых городах, за зарплату в 350 рублей конкурируютуже и в Минске. Но белорусы держатся и живут, пока, правда, одним днем.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...