DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Мар 2013 0:00

    Полный привод. До и после кризиса

    Почти треть продаваемых в Беларуси новых легковых автомобилей – внедорожники и кроссоверы

    По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в 2012 году объем продаж новых легковых автомобилей в Республике Беларусь составил 15 986 единиц. В процентном выражении продажи легковых автомобилей увеличились на 19%. При этом класс SUV* стал вторым по объему продаж. С учетом российских и импортных брэндов автодилерами было реализовано в этом сегменте 5068 новых автомобилей. 

    Большие перемены

    Основное влияние на белорусский автомобильный рынок в 2012 году оказали изменение формы взимания НДС, долгий процесс согласования новых цен с производителями, унификация прайс-листов белорусских продавцов с рынками стран Таможенного союза, малодоступные кредитные ресурсы, развитие программы Trade-in и… серый ввоз автомобилей из России.

    В целях выравнивания условий налогообложения легковых автомобилей на едином рынке стран Таможенного союза 17 января 2012 года был подписан Указ № 36 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 года № 546 и от 4 апреля 2009 года № 175». Итогом стала отмена льготы по расчету НДС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при ввозе и реализации ввезенных в коммерческих целях транспортных средств. То есть, при продажах новых автомобилей в Беларуси стала применяться стандартная ставка налога в размере 20%. В связи с этим их стоимость в начале 2012-го увеличилась на 17-18%.

    Естественно, что такое резкое повышение цен изменило потребительские предпочтения и привело к кардинальному переформатированию рынка. Так, хотя по итогам прошлого года сегмент SUV в Беларуси прибавил 9,82%, его рыночная доля при этом… уменьшилась с 34,35% до 31,7%. Эксперты «Дела» говорят, что основной причиной стало резкое сокращение объемов «серого» импорта внедорожников физическими лицами из стран ЕС. В 2011 году на него приходилось 52% ввезенных авто, а в 2012-м – всего 2%. В результате процентное соотношение продаж в классе SUV сложилось в пользу юридических лиц – 55% к 45%. В 2011-м оно выглядело совсем иначе: физические лица – 81%, юридические – 19%.

    Таблица 1. Продажи в сегменте SUV в Беларуси в 2008-2012 гг.

    Год

    2008

    2009

    2010

    2011

    2012

    всего продано новых л/а

    22 018

    15 367

    9177

    13 436

    15 986

    В том числе, SUV

    5 339

    3 666

    2 589

    4 615

    5 068

    доля рынка, %

    24,25

    23,86

    28,21

    34,35

    31,70

    динамика, %

    +51,2

    –31,34

    –29,38

    +78,25

    +9,82

    Источник: БАА

    Смена позиций

    Характерная особенность 2012 года – перестановки в ТОП-10 самых продаваемых на белорусском рынке моделей внедорожников. Рост сегмента SUVпроизошел в основном за счет российских брэндов, и этот факт наилучшим образом отразился на их местах в рейтинге. Как и в 2011 году, первое место в 2012-м стабильно удерживала российская Lada4x4. Продажи этой классической модели Волжского автозавода приросли за год на 128%, и в количественном выражении опережают ближайшего преследователя более чем в два раза. В десятку сильнейших также вошли две модели Ульяновского автомобильного завода и выпускаемая в Тольятти ChevroletNIVA. Но самый яркий успех в 2012 году ожидал KiaSportage–второе место в рейтинге и статус самого продаваемого кроссовера из иностранных брэндов.

    Новая модель RenaultDusterсразу же заняла на белорусском рынке 4-е место притом, что продажи этого автомобиля начались лишь в апреле. Так что, если не помешают заводские квоты, в 2013-м Dusterможет еще больше укрепить свои позиции и выйти на 2-е место. Следует также отметить 6-е место премиального брэнда Audi, второй год удерживающего модель Q5 на определенном уровне продаж. А вот продажи меньшего по габаритам компактного AudiQ3 составили 101 единицу, и по итогам года он не вошел в ТОП-10. Наконец, третий год подряд в десятке лидеров не оказалось японской Toyota, а с прошлого года – еще и Mitsubishi, традиционно присутствующей на нашем рынке двумя моделями. Из японских брэндов попасть в десятку получилось только у NissanJuke.

    Таблица 2. Самые продаваемые SUV-модели на белорусском рынке в 2012 году

     

    марка и модель

    количество, единиц

    1

    Lada4x4

    871

    2

    Kia Sportage

    402

    3

    UAZ Hunter

    286

    4

    Renault Duster

    275

    5

    Volvo XC60

    245

    6

    Audi Q5

    212

    7

    Chevrolet NIVA

    187

    8

    UAZ Patriot

    152

    9

    Nissan Juke

    147

    10

    Volkswagen Touareg

    136

    Источник: БАА

    В качестве прогноза

    Эксперты «Дела» отмечают, что в 2013 году каких-либо глобальных изменений на рынке, в том числе в сегменте SUV, не предвидится. Ситуация будет зависеть от условий финансирования. Действующие ставки по кредитам в 40-45% для покупателей не представляют интереса. Так что катализатором роста продаж может стать лишь падение ставки рефинансирования, хотя бы до запланированных правительством 20-21%. В сегменте SUV, согласно наметившемуся на рынке тренду, основным спросом будут пользоваться автомобили бюджетных комплектаций. Но при этом в количественном отношении этот сегмент продолжит расти и должен прибавить, по разным оценкам, от 10 до 20%.

    Еще один потенциальный фактор роста продаж – развитие дилерами программ Trade-in. Крупные игроки рынка уже вовсю используют этот инструмент продаж, но его потенциал в нашей стране далеко не исчерпан.

     

    Мнение эксперта

    Григорий Барановский, заместитель директора по продажам автомобилей СООО «Атлант-М Фарцойгхандель», импортера Volkswagen в Беларуси

    В стоимостном выражении сегмент внедорожников сократился, как и весь рынок в целом. Все дело в том, что в 2012 году в данном сегменте заметно усилились позиции российских брэндов. Если в 2011-м совокупная доля ВАЗа и УАЗа составляла всего 13%, то в прошлом году она увеличилась до 25%. Кроме того, общий тренд роста популярности бюджетных версий и комплектаций в полной мере коснулся и внедорожников.

    Наши внедорожники Volkswagen Touareg и Volkswagen Tiguan, тем не менее, пользуются устойчивым спросом. Люксовый Touareg по-прежнему лидирует в своей нише. В прошлом году эта модель отметила свое десятилетие. По этому поводу Volkswagen даже выпустил юбилейную партию внедорожников. Успех Tiguan связан с гибким модельным рядом. Более того, после непростых переговоров с головным офисом по адаптации прайс-листа к белорусскому рынку, нам была предложена европейская версия Tiguan по привлекательным ценам.

    На наш взгляд, состав основных игроков в этом сегменте рынка вряд ли претерпит сколь нибудь значимые изменения. Возможно лишь некоторое перераспределение рыночных долей марок, представленных в классе SUV. Например, вполне ожидаем прирост Kia, имеющей сильный модельный ряд. В абсолютных значениях этот сегмент сохранит тенденцию к росту. Но, в случае сохранения нынешней ситуации на рынке кредитования, наибольшие темпы прироста будут демонстрировать бюджетные автомобили.

    Мария Сухарева, руководитель отдела продаж автоцентра Kia «Атлант-М Боровая», эксклюзивного дистрибьютора Kia в Беларуси

    Автоцентром Kia «Атлант-М Боровая» в 2012 году было продано 1335 автомобилей. Несмотря на тот факт, что весь рынок в 2012 году прирос на 6%, нашей марке удалось достичь увеличения продаж более чем на 60%!

    Введение новой методики начисления НДС и существенное падение привлекательности кредитных предложений поменяли предпочтения потребителей. Существенный прирост показал только малый класс (класс «В» по европейской классификации). Привлекательная стоимость таких моделей в большей степени связана с расширившимися поставками в Беларусь автомобилей российского производства, которые не облагаются таможенными пошлинами.

    В 2012 году нами было продано 402 автомобиля Kia Sportage. Он занял 30% в нашем модель-миксе и стал лидером по продажам в Беларуси в своем подклассе SUV-С. Основные факторы успеха Sportage в первоклассном динамичном дизайне, идеальном соотношении цена/качество и уникальной для нашего рынка 5-летней заводской гарантии (или 150 тыс. км пробега). Кроме того, в ушедшем году мы провели уникальную для автомобильного рынка акцию «Раннее бронирование». Она позволила нашим клиентам сэкономить, заключая договор на поставку автомобиля заранее, а нам – повысить объемы продаж модели и свою экономическую эффективность.

    В 2013 году мы ожидаем продолжения тенденции роста наиболее крупных сегментов рынка: B, C и SUV-С. Суммарно эти три класса по итогам 2012 года составили 61,5% белорусского рынка новых легковых автомобилей и в этом году могут увеличить свою долю за счет небольшого уменьшения спроса в более «дорогих» сегментах.

    *SUV (от англ. Sports Utility Vehicle– практичный спортивный автомобиль) – маркетинговый термин для обозначения автомобиля, имеющего кузов «универсал» и увеличенный дорожный просвет. Несмотря на разницу в конструкции, в устной речи нередко называется внедорожником либо «джипом».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by