Delo.by,

    Комментарии 17 Ноя 2016 12:06

    Поддержка от МВФ: мифы и реальность

    Что на самом деле рекомендуют Беларуси международные финансовые организации?

     

     

    Вадим ИОСУБ, старший аналитик Альпари, vadim.iossub@alpari.ru

    Уже несколько лет Беларусь ведет переговоры о получении кредита МВФ и разработки под этот кредит программы, которая должна быть одобрена не только Нацбанком и Совмином, но и «поддержана на самом высоком уровне». Вот с этой поддержкой пока наблюдаются определенные проблемы. 3 октября на совещании по вопросам взаимодействия с МВФ, Президент страны Александр Лукашенко высказал ряд опасений и претензий по поводу рекомендаций этой организации. Попробуем разобраться, насколько эти претензии и опасения обоснованы.

    Никакого повышения зарплат

    На самом деле рекомендация МВФ заключается не в снижении или заморозке доходов, а в их обоснованности и соответствии росту производительности труда и экономики в целом. МВФ требует лишь отказаться от искусственного повышения зарплат, которое не обеспечено доходами бюджета, а делается «из воздуха», за счет эмиссии. В этом случае подобный рост номинальных доходов, не обеспеченных соответственным увеличением выпуска товаров/услуг, неизбежно с небольшим временным лагом приводит к росту цен, спроса на импортные товары и непосредственно на иностранную валюту. Т.е. к увеличению инфляции и девальвации. Таким образом, административный рост номинальных доходов оборачивается со временем их снижением в реальном (по сравнению с инфляцией) выражении и в валютном эквиваленте. При этом накапливаются диспропорции в экономике и  увеличение внешнего долга. Сейчас мы переживаем стагнацию доходов в номинальном выражении и их снижение в реальном выражении не потому, что этого хочет МВФ, а потому что их рост «не тянет» сжимающаяся экономика.

    Немедленное повышение тарифов

    В действительности МВФ рекомендует не просто повышать тарифы ЖКХ, а довести их до уровня полного возмещения затрат. Во-первых, это приведет к отмене перекрестного субсидирования, когда население платит за тепло и электричество ниже себестоимости, а предприятия – в разы выше. В результате, эти завышенные тарифы приводят к росту себестоимости продукции белорусских предприятий, и как результат – повышение цены. Получается, что население, сэкономив на услугах ЖКХ, переплачивает, приобретая товары и услуги. Кроме того, «завышенная» таким образом цена приводит к уменьшению спроса на продукцию, уменьшению продаж и, в частности, ее экспорта. Во-вторых, необходимо не просто повысить тарифы на возмещение непонятных затрат, а сделать эти затраты обоснованными и прозрачными. Наведение порядка в сфере ЖКХ, снятие с коммунальных предприятий непрофильной «нагрузки», может привести к существенному снижению себестоимости услуг. И в-третьих, рост тарифов для населения будет сопровождаться введением адресной помощи наименее обеспеченным слоям населения.

    Бандитская приватизация

    Как заявил на упомянутом выше заседании глава государства:«Я всегда говорил, что мы никогда не будем отказываться от государственной собственности, если она нормально функционирует». Однако МВФ призывает заняться реструктуризацией именно неэффективных госпредприятий. Количество убыточных  компаний уже достигло 25% от их числа. А если проанализировать прибыльные и разобраться, какая часть этой прибыли была обеспечена дотациями, льготными кредитами, директивным финансированием, списыванием долгов, конвертацией долгов перед государством в госсобственность, государственными гарантиями – картина будет совсем удручающей. Призывы к реструктуризации относятся не к «фамильному серебру» страны, а, в первую очередь, к неэффективно работающим предприятиям, которые лежат тяжелым бременем на бюджете страны и карманах налогоплательщиков.

    Девальвация рубля

    На самом деле единственная настойчивая рекомендация МВФ – плавающий курс и рыночноекурсообразование, которого белорусский Нацбанк практически уже добился. Ремарка МВФ из последнего обзора, о том, что они считают курс белорусского рубля завышенным, относится не к номинальному курсу, а к реальному эффективному, который учитывает изменение номинальных курсов белорусского рубля к корзине валют основных торговых партнеров с учетом инфляции. Равновесный реальный эффективный курс рассчитывается по различным экономическим моделям, и эти модели могут давать разный, порой противоположный, результат. По одним моделям курс рубля может оказаться завышенным, по другим – заниженным. Мнение МВФ ни в коей мере не является советом срочно девальвировать рубль. Нынешний номинальный курс является рыночным и равновесным, судя по тому, что на рынке не наблюдается даже намека на дефицит валюты для населения или предприятий (с чем мы неоднократно сталкивались ранее, во времена фиксированного курса). Более того, с февраля на рынке предложение валюты превышает спрос на нее, рубль к корзине валют укрепляется, а Нацбанку не приходится тратить золотовалютные резервы на поддержание стоимости рубля. Напротив, он закупает некоторое количество валюты для пополнения ЗВР, а без этих покупок курс иностранных валют был бы еще ниже.

    Рост ставки рефинансирования

    На самом деле  в рекомендации МВФ по поводу монетарной политики говорится о том, что ставка должна быть положительной в реальном выражении (т.е. превышать инфляцию). Кроме фактической и прогнозируемой инфляции, ставка должна учитывать традиционно высокие инфляционные ожидания, которые снижаются не так быстро, как хотелось бы. Кроме того, уровень ставок в экономике должен, как минимум, способствовать стабилизации уровня рублевых депозитов в банковской системе, а желательно обеспечивать их рост. Ускоренное снижение ставок несет в себе риски для платежного баланса и желание населения хранить сбережения на рублевых депозитах. Единственная важная и разумная рекомендация МВФ в области процентной политики – уменьшить степень административного регулирования банковских процентных ставок, сделать процесс изменения ставок по кредитам и депозитам рыночным.

    19 октября во время круглого стола «Переговоры Беларуси с МВФ: ключевые точки и баланс интересов» в пресс-центре БЕЛТА заместитель председателя правления Национального банка Дмитрий Калечиц заявил, что до конца года в Беларусь планируется визит двух технических миссий Международного валютного фонда и Всемирного банка. Это вселяет надежду, что основные разногласия между Беларусью и МВФ улажены, и вопрос подписания программы реформ вышел на финишную прямую. По словам Калечица, реализация программы с Международным валютным фондом позволит нарастить уровень золотовалютных резервов Беларуси до $9,5 млрд с нынешних $4,8 млрд к концу 2019 года.

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by