Подобные катера пока производят только в Израиле. В Европе похожие суда пока находятся на стадии разработки.
Многоцелевой морской беспилотный комплекс был создан компаниями из Беларуси, России и Китая в рамках проекта Делового Клуба ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).
Белорусская компания «Кванд ИС» занималась разработкой программного обеспечения, над проектировкой катера работала российская компания "Композитное кораблестроение" (г. Санкт-Петербург). А инновационные материала для судна предоставила китайская компания SinoPolymer.
Морской беспилотный комплекс рассчитан на движение в течение 5 суток и способен разгоняться до 100 километров в час. Судно может управляться как при помощи оператора, находящегося от него за тысячи километров, так и автоматически. «Причем, в случае потери связи с оператором, катер сам сможет вернуться в точку отправления. В случае же, если отключится система GPS-навигации, он какое-то время будет осуществлять свой маршрут, рисовать его на карте, но вернется на базу через пару часов», - сообщил Сергей Тыцык, директор ООО «Кванд ИС».
Комплекс предназначен для проведения поисковых и спасательных операций, контроля экологической обстановки, сбора видеоинформации и передачи в режиме реального времени на наземную станцию управления. На платформе может размещаться различное оборудование — от гражданского до военного.
Пульт управления морским беспилотным комплексом
Отвечая на вопрос Delo.by, Сергей Тыцык отметил, что первый беспилотник - некоммерческий проект. Однако сейчас белорусские спецэкспортеры ведут переговоры о продаже такой техники.
Как только катер пройдет согласование во всех инстанциях, его можно будет использовать в гражданских целях. К примеру, для охраны объектов на воде и водных границ, а также для экологического мониторинга.
В ближайшее время опытный образец испытают также белорусские и российские военные в Сочи. В случае, если испытания пройдут удачно, также катера будут использовать на Олимпиаде 2014 года.