Delo.by,

    Комментарии 21 Мар 2018 13:26

    Банкиры назвали самые перспективные отрасли малого бизнеса Беларуси

    Ключевыми точками роста малого бизнеса в 2018 году станут ИТ, ритейл и сфера услуг

    2017 год стал переломным в сегменте малого бизнеса нашей страны: впервые за несколько последних лет в Беларуси удалось изменить тенденцию сокращения занятых в нем субъектов. Как отмечалось на прошедшей в начале марте XIX Ассамблее деловых кругов Беларуси, количество организаций-субъектов малого и среднего предпринимательства за 2017 год практически не изменилось и составило 112,282 тысяч на 1 января 2018 года. Особенно заметным рост субъектов малого и среднего бизнеса был в столице, где их количество выросло на 817 компаний. Количество индивидуальных предпринимателей за 2017 год увеличилось на 143 человека до 236,138 тысяч человек. Также наблюдается рост числа привлекаемых ИП наемных работников.

    Такая тенденция на фоне стабильной ситуации в экономике позволяет экспертам делать оптимистичные прогнозы по дальнейшему росту малого бизнеса. Наиболее перспективными сферами деятельности субъектов малого бизнеса в Беларуси в этом году эксперты считают ИТ-сектор, розничную и электронную торговлю, а также сферу услуг в целом.

    «Мы видим, что все больше компаний создаются для разработки программных продуктов, приложений для App Store или Google Play. Причем, это не обязательно большие структуры, которые становятся резидентами ПВТ, а небольшие компании или индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги по ИТ-разработке. Они стали заметны среди базы клиентов банка», – отмечает директор Департамента массового бизнеса Альфа-Банка Александр Бобко.

    Прошлое ИТ-бизнеса в Беларуси было связано с работой по аутсорсинговой модели, будущее – с продуктовыми компаниями, которые представляют на рынке решение от идеи до ее реального воплощения. Еще одним трамплином не только для отечественного ИТ-бизнеса, но и для всей экономики может стать реализация Декрета №8 «О развитии цифровой экономики», который легализует в Беларуси ICO (выпуск компанией токенов на продажу), криптовалюты и смарт-контракты.

    Традиционно высока доля малого бизнеса в торговле. Занятые в этом секторе субъекты малого бизнеса отметили улучшение ситуации в прошлом году и строят положительные прогнозы на текущий год. Они связаны тем, что реальные располагаемые доходы населения после снижения в 2016 году на 6,9% увеличились в 2017 году на 2,4%. Это сказывается на росте покупательской способности, отмечают в Альфа-Банке.

    «Традиционно ровная ситуация у оптовой и розничной торговли, свое место под солнцем находят и принадлежащие малому бизнесу небольшие магазины. Они переформатируют свою деятельность на работу с монопродуктами, специализируясь, например, на молочной или мясной продукции, предлагая более широкий выбор, чем большие сети. Специализация – сильная сторона малого бизнеса, которая создает дополнительные конкурентные преимущества», –обращает внимание А.Бобко.

    В качестве такой специализации представитель Альфа-Банка называет возможность малого бизнеса заняться нишевыми продуктами, которые ввиду небольших объемов не интересны крупной компании. Среди них могут быть, например, продукты, ориентированные на сторонников здорового образа жизни, веганов и т.д.

    В сегменте электронной коммерции ожидается дальнейшее оживление, поскольку в 2018 году занятые в ней субъекты могут снова применять упрощенную систему налогообложения. В Альфа-банке отмечают более высокие темпы открытия новых интернет-магазинов в регионах по сравнению со столицей. Еще одной тенденцией этого года станет рост открываемых онлайн-точек в дополнение к уже действующим оффлайн-магазинам. Дальнейшие перспективы этого сегмента бизнеса связаны с ростом безналичного оборота, а также с ожидаемым принятием Закона о платежных услугах. Его концепция предусматривает возможность принимать платежи в пользу третьих лиц – это  будет способствовать развитию курьерских служб, в которых также может проявить себя малый бизнес, особенно в регионах.

    Транспортная сфера также останется привлекательной для малого бизнеса, несмотря на точечное усиление регулирования в сфере пассажирских перевозок. В целом увеличение активности в этом сегменте объясняется способностью малого бизнеса закрывать потребности, на которые не могут отреагировать крупные перевозчики. Этому также способствует информационная инфраструктура, которую выстраивают компании-перевозчики – создаются собственные диспетчерские службы, открываются интернет-сайты с бронированием и обратной связью.

    В целом Беларусь пока отстает от ведущих экономик мира по вкладу малого и среднего бизнеса в ВВП: сегодня предприятия этого сектора формируют около 24% валового внутреннего продукта. К 2020 г поставлена задача увеличить эту долю до 40%. В Альфа-Банке считают, что наиболее активные сегменты отечественной экономики, ориентированные на внутренний спрос, могут внести существенный вклад в выполнение это задачи.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by