DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 7 Апр 2013 0:00

    Партнерство на словах или на деле?

    Белорусский бизнес устал от пустых обещаний и экономических «шараханий» госчиновников

    14-я Ассамблея деловых кругов, которая прошла в марте в белорусской столице, вновь оставила белорусскому бизнесу больше вопросов, чем ответов. Традиционно с ее трибуны звучали красивые слова чиновников о частно-государственном партнерстве, о том, что выполнение Директивы №4 тормозят некие силы, но, разумеется, не они лично и не подведомственные им структуры. Что Беларусь добилась невиданного прогресса в международных рейтингах ведения бизнеса, и не сегодня-завтра в нашей стране наступит светлое экономическое будущее…

    Очевидно, это камлание изрядно поднадоело деловым людям. И они в этот раз не старались как-то смягчать свою позицию и подбирать парламентские выражения, характеризуя реальное состояние дел в белорусской экономике. А оно таково, что впору бить серьезную тревогу. Как заметил по этому поводу руководитель Аналитического центра «Стратегия» экономист Леонид Заико, «это, конечно, хорошо, что девиз новой Национальной платформы бизнеса – «Стратегия опережения», но кого и главное – за счет чего мы сможем опередить»?

    Действительно, за последние годы экономической свободы в стране стало больше. Частично либерализировано ценообразование, упрощена процедура регистрации бизнеса, для зарубежных инвесторов созданы очень привлекательные условия. Не случайно в Рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса «Doing business» с 2006 по 2013 годы Беларусь переместилась со 129 на 58 позицию. А аналитикиPricewaterhouseCoopers назвали нашу страну мировым лидером по темпам позитивных изменений в налоговой системе!

    Однако легко заметить, что большинство этих достижений приходятся на самые сложные, кризисные годы, когда государство было вынуждено искать поддержку там, где только возможно. А как только ситуация в экономике начала улучшаться (в первую очередь, за счет девальвационного эффекта и нефтяного бизнеса), оно стало не только забывать о планах по ее дальнейшей либерализации, но и в ряде случаев принимать прямо противоположные решения, ухудшающие условия ведения бизнеса.

    «У делового сообщества и многих руководителей государственных структур по-прежнему разное мнение о темпах реализации Директивы №4, – считает председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин. – По нашим оценкам, более 34 ее пунктов до сих пор не реализованы, или выполнены лишь поверхностно. За 7 последних лет государство проигнорировало свыше 50% предложений бизнес-сообщества, изложенных в Национальной платформе бизнеса».

    Постепенно в бизнес-среде начинают преобладать пессимистичные взгляды на будущее белорусской экономики. Это подтверждают данные аналитического доклада «Состояние делового климата в Беларуси и мире на начало 2013 года», подготовленного разработчиками Национальной платформы. Результаты опроса малого и среднего бизнеса Беларуси, проведенного Исследовательским центром ИПМ, показали, что 51,3% предпринимателей отмечают постепенное ухудшение экономического положения своих предприятий. Причем, основной проблемой для бизнеса становится падение платежеспособности белорусских потребителей – об этом заявили 72,8% опрошенных. В условиях, когда свыше 80% отечественных компаний ориентируются именно на внутренний рынок, это грозит разорением многим из них.

    По-прежнему высокими остаются издержки на ведение бизнеса в нашей стране. Согласно «Индексу глобальной конкурентоспособности», который ежегодно представляет Всемирный экономический форум, по уровню налоговой нагрузки Беларусь стабильно находится в последней десятке из 144 стран, где проводится этот мониторинг. Через различные сборы и налоги государство изымает 60% валовой прибыли белорусских предприятий! В результате у них не остается ресурсов не только на инвестиции (кстати, в 2013 году они сократились на 13,8%), но и на текущее финансирование.

    Еще одной проблемой являются неравные условия ведения бизнеса для государственных и частных компаний. Это проявляется как в доступе к дешевым ресурсам, разнице арендных ставок, так и в прямых запретах частному бизнесу заниматься определенными видами деятельности, как, например, в страховании. В результате, по оценкам АЦ «Стратегия», издержки ведения бизнеса для «привилегированных» и обычных участников рынка могут отличаться на 5-15% от валовой выручки.

    Кстати, буквально в канун Ассамблеи стало известно отом, что с 1 апреля 2013-го размер базовой арендной величины в Беларуси будет увеличен до Br86 тыс. Это означает рост стоимости аренды для бизнеса почти на 60%! Как отметил председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец, для малого и среднего бизнеса, пользующегося преимущественно арендными помещениями, это будет особенно болезненно. Кроме того, рост стоимости аренды «раскручивает» инфляцию, которая и без того достаточно высока.

    Между тем, перед белорусским бизнесом стоят и серьезные внешние угрозы. Прежде всего, ужесточение конкуренции в ЕЭП в связи с вступлением наших партнеров по Таможенному союзу в ВТО. Даже сейчас в рамках ЕЭП каждая из стран занимается лоббированием интересов своих компаний. Последний пример – решение об одноразовом использовании пивной бутылки, которое могло обернуться огромными убытками для отечественных пивоваров, и от которого белорусам с трудом удалось «отбиться». Однако, по словам Владимира Карягина, «таких проектов в рамках Единой экономической комиссии Таможенного союза – тысячи. Их надо изучать и вносить коррективы. Проспим – потеряем рынки и деньги! А сегодня у белорусских деловых союзов не хватает денег даже на командировки, не говоря уже о том, чтобы нанять квалифицированных экспертов». Кстати, у наших партнеров по ТС эти деньги находятся. В России, например, на это работает целый штат профессиональных аналитиков, которые пишут эти документы, в первую очередь, разумеется, «под себя».

    Отношение к частной собственности в нашей стране, как к нелюбимому дитяти, выглядит тем более странным на фоне крайне низкой эффективности государственной экономики, которая контролирует около 80% активов и ресурсов. Конкурировать с таким «монстром» частному бизнесу очень сложно, а реальная отдача от него для самого государства и его граждан – невелика. «Государство должно уйти из экономики и заняться своими прямыми обязанностями. Причем, как можно быстрее», – подытожил руководитель исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by